Цели: познакомить учащихся со старинным звоном колокольчиков и колоколов, технологией их изготовления, с символическим значением колокольных звонов для людей; способствовать развитию интеллектуально-творческой мыслительной деятельности; прививать интерес к многообразному и разностороннему культурно-историческому наследию русского народа.
Оборудование: репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением поддужных колокольчиков Валдая, колоколов соборов древнерусских городов, Московского Кремля; запись колокольных звонов, романсов «Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гумилев, К. Сидорович, И. Макаров) в исполнении хора Турецкого, «Вот мчится тройка удалая» (Ф. Глинка, А. Верстовский) «Шедевры русского романса», «Старинные русские романсы».
I. Вступительное слово учителя.
Чуть ли не с языческих времен при свободном выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животных вешали колокольчики - болтала. По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку можно было отыскать буренку или лошадь, пасущихся на лесных полянах.
Кроме того, издревле считалось, что звук болтала отпугивает хищного зверя. В известной степени болтала можно считать прародителями поддужных колокольчиков. Поддужными их назвали потому, что они висели под дугами запряженных лошадей.
II. Страницы устного журнала.
1-я страница «Дар Валдая».
1-й ведущий. «Дар Валдая» - такая надпись отлита на многих поддужных колокольчиках, даже тех, которые отлиты и в других местах. Слова «Дар Валдая» появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Федора Глинки «Сон русского на чужбине». Потом стихотворение, несколько измененное, было положено композитором А. Верстовским на музыку.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
2-й ведущий. Первые поддужные колокольчики появились в XVII в. Это мог быть не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, го более крупный, низкий по звучанию, назывался в народе мужик; меньший по размеру и тоном выше называли бабой. Если же подвешивали сразу три, то самый крупный выполнял роль баса, а два других - роль подголосков.
Колокольчики были самых разных размеров и форм. Некоторые виды колокольчиков назывались бубенцами. Они, в свою очередь, носили самые разные имена: воркуны, глухари и т. д. Глухари вешались на шею последней в обозе лошади, и если та начинала отставать, то глухарь звенел все тише и тише. Тогда обоз останавливался и поджидал отстающих.
На колокольчиках отливались различные надписи: «Сдалеча весточку собою подавай»; «Езжай - поспешай, звони - утешай»; «Звенит - потешает, ездить поспешает»; «Купи - не скупись, езди - веселись»; «Звону много - веселей дорога»; «Купи, денег не жалей - со мной ездить веселей»; «Спешу на родину».
Однако чаще всего на колокольчиках была надпись «Дар Валдая».
3-й ведущий. По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик. В этом случае на нем делали такую надпись: «Кого люблю, тому дарю».
После свадьбы колокольчик помещался в доме на видном месте. Считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды. Старые и опытные люди говорили, что по нежности и звонкости такого колокольчика могут определить, крепко ли любит жених невесту. Особый звук свадебного колокольчика объясняли тем, что, по поверью, мастер отливал его под пенье девушек и их голоса, проникая в металл и потом вырвавшись на свободу, пели голосом колокольчика. О важности такого подарка говорит и то, что если колокольчик по какой-то причине не был отлит к свадьбе, то она могла и расстроиться.
4-й ведущий. С историей литья некоторых колоколов связано много легенд и преданий. Вот, например, что пишет летописец во 2-й Софийской летописи в 1478 г.: «8 февраля на соборе Князь Великий (царь Иван III) велел колокол вечевой спустили и вече разорил и, а 5 марта на Москву пришел Князь Великий из Новгорода, и колокол вечевой привезите в Москву и привезите быть, и вознести его на колокольницу».
По легенде все было иначе. Когда вечевой колокол, символ свободолюбивого Новгорода, сняли и привезли в Москву, сани на крутом повороте опрокинулись и колокол разбился.
Поэт К. Случевский гак описывает эти события:
И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Разбили колокол, разбили.
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор!
Красивая легенда, но прав летописец. Привезли колокол в Москву, повесили на колокольне, и зазвонил он заодно со всеми московскими колоколами. Однако то, что первые колокольчики появились на Валдае, - правда:
Из рода в род передавая, Хранит народная молва О колокольчиках Валдая Сказаний ясные слова. Их звон, как будто издалече, Через веков седую даль, Доносит гул грозовый веча И песен нежную печаль.
2-я страница «Во дни торжеств и бед народных».
1-й ведущий. Впервые о российских колокольчиках упоминается в Новгородской летописи 1066 г. Тысячелетняя история колоколов - это тысячелетняя история России. Колокольный звон, словно голос памяти, рассказывает нам о минувших столетиях, и озвученными перелистываются страницы древних летописей.
Мерно вздыхает благовест, но чутко бодрствует и днем и ночью набат. Пожар или другое бедствие - он разбудит своим звоном спящих. А если случится смута, бунт, подступит неприятель - зазвучит всполошный колокол. Вечевой колокол соберет жителей на главную площадь на вече - совет.
Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделять голос колокола, но по характеру звука знали, о чем он говорит:
♦ торжественный звон - уходят войска и ополчение на битву;
♦ звон радостный, «красный» - вернулись с победой;
♦ звон тяжелый, скорбный - беда, поражение, горе, смерть.
2-й ведущий. К колоколам относились как к живым людям: их наказывали, ссылали, казнили.
Вот как поступили с колоколом Спасо-Преображенского собора города Углича, возвестившим народу в 1591 г. об убийстве царевича:
...Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут во двор царицы. Я
Спешу туда ж - а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич...
А. С. Пушкин. Борис Годунов
Народ расправился с убийцами, но был наказан и колокол: его сбросили с колокольни, вырвали «язык» и «сослали» в далекий Тобольск. Вернулся он назад, в Углич, только спустя триста один год.
3-й ведущий. В Московском Кремле есть еще один опальный колокол, возвестивший 13 сентября 1771 г. о начале бунта. После подавления бунта царица Екатерина II распорядилась вырвать «язык» у колокола и «сослать» его в Николаевский Карельский монастырь. А царь Иван Грозный наказал колокол за то, что своим звоном он испугал любимого царского коня.
В народе колокола пользовались любовью и уважением. О них слагали легенды и сказания. По преданию, колокол мог звонить и сам. Так, в 1372 г. «у Святого Спаса в Новгороде большой колокол прозвонил сам по себе трижды».
Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху, сатану и просто дурного человека.
4-й ведущий. Подобно частушкам, присказкам, прибауткам, передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона. В России славились многие звоны, но самыми знаменитыми были колокола Ростова Великого. Создание их неповторимого ансамбля относится к 1681 г. Один из колоколов был настолько большим, что его «язык» могли раскачивать только два звонаря, а его голос был слышен за 20 верст.
А в 1735 г. в Москве был отлит «Царь-колокол». Весило это чудо 12 327 пудов, то есть почти 200 тонн. Неудивительно, что один из западных путешественников, посетивший Москву в XVIII в., писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
III. Викторина.
1. Что такое «болтала»? (Колокольчики на шее у животных, прародители поддужных колокольчиков.)
2. После какого события появляется надпись «Дар Валдая» на многих поддужных колокольчиках? (Слова «Дар Валдая» появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Ф. Глинки «Смерть русского на чужбине».)
3. Когда появились первые поддужные колокольчики? (Первые поддужные колокольчики появились в XVII в.)
4. Какой колокольчик назывался в народе «мужик»? (Если было два колокольчика, то более крупный, низкий по звучанию, назывался «мужик».)
5. К какому события и кому дарился колокольчик с надписью «Кого люблю, тому дарю»? (По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик именно с такой надписью.)
6. Где и когда впервые встречаются упоминания о российских колокольчиках? (Впервые о российских колокольчиках упоминается в Новгородской летописи 1066 г.)
7. Мог ли колокол звонить сам? (По преданию, колокол действительно мог звонить и сам. Так, в 1372 г. «у Святого Спаса в Новгороде большой колокол прозвонил сам по себе трижды».)
8. Мог ли, по мнению людей, колокольный звон прогонять громы и молнии, град и огонь, голод и засуху, сатану и просто дурного человека? (Да, мог.)
9. Люди могли не только выделять голос колокола, но по характеру звука знали, о чем он говорит. Что означает торжественный звон? Звон радостный? Звон тяжелый, скорбный? (Торжественный звон - уходят войска и ополчение на битву: звон радостный, «красный» - вернулись с победой; звон тяжелый, скорбный - беда, поражение, горе, смерть.)
10. Могли ли колокол наказывать, ссылать, казнить? (Да, действительно к колоколам относились так же, как к живым людям, в том числе могли и наказывать, ссылать, казнить.)
IV. Итог занятия.
Учащиеся рисуют различные виды колокольчиков и придумывают рассказы о них, интересные истории и т. п.
День здоровья в школе. Сценарий
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!