Внеурочное занятие по пожарной безопасности, 7-8 класс

Конспект по ОБЖ для учащихся средних классов. Тема: Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности

Цель: объяснить учащимся возможные последствия пожаров и взрывов; изучить правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Повторение пройденного материала по вопросам:

- Что чаще всего мешает людям в местах массового скопления справиться с пожаром?

- Назовите основные причины возгорания.

- Какими должны быть ваши действия, если вы почувствовали запах газа?

2. Сообщение темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Рассказ «Последствия пожаров и взрывов».

Учитель. Вам известно, как тяжелы, а порой неисправимы вовсе последствия пожаров и взрывов? Приведите примеры, подтверждающие ваши ответы.

При пожарах и взрывах:

• уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненных из сгораемых материалов;

• деформируются и обрушаются кирпичные стены, металлические формы, балки, перекрытия;

• выходят из строя технологическое оборудование и транспортные средства;

• погибают или получают ожоги люди;

• гибнут домашние и сельскохозяйственные животные.

Вторичными последствиями пожаров являются взрывы и утечка ядовитых или загрязняющих веществ.

Рассмотрим основные поражающие факторы взрыва. Это:

• воздушная ударная волна;

• осколочные поля (летящие обломки строительных деталей, технологического оборудования);

• разрушение зданий, оборудования, транспортных средств, травмирование и гибель людей.

Вторичными последствиями взрывов являются:

• поражение находящихся внутри объекта людей обломками обрушенных конструкций;

• возникновение пожаров;

• утечка химически активных веществ из технологического оборудования.

Тяжелыми последствиями пожаров и взрывов является прекращение объектами своей деятельности.

В подтверждение сказанному приведем примеры из «Книги рекордов Гиннесса»:

• самая крупная авария в метро произошла 28 октября 1995 года в Баку (погибло 300 человек);

• самая крупная катастрофа в космосе случилась 28 января 1986 г. на корабле «Челенжер» (погибло 7 человек).

Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

• определяются основные и запасные выходы;

• подготавливают наружные и внутренние лестницы;

• приводятся в готовность средства оповещения - звонки, сигнализация;

• приводятся в готовность средства пожаротушения.

Всем известно мудрое изречение, что пожар легче предупредить, чем с ним бороться, тушить его. Вспомните и назовите, какие вы знаете меры предупреждения пожара. (Нужно избегать хранения в доме легковоспламеняющихся и горючих веществ; содержать исправными выключатели, вилки, розетки, системы электроснабжения; не перегружать электросеть; соблюдать осторожность при курении.)

2. Инструктирование по правилам поведения во время пожара.

Учитель. При возникновении пожара для спасения жизни и имущества необходимо соблюдать ряд правил:

1) в начале пожара предпринять попытку его тушения одним из средств пожаротушения:

• при помощи огнетушителя;

• используя водопроводную воду;

• накрыть огонь покрывалом;

2) если в общественном здании (школе) прозвучал сигнал тревоги, немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации;

3) сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, организовать встречу пожарных подразделений;

4) если загорелась одежда, не нужно пытаться бежать, а постараться сбить пламя катанием по полу или попытаться залить водой, снегом, землей;

5) проходя через горящие помещения, накрыться с головой мокрой материей, для защиты от токсичных продуктов горения дышать через влажный платок или ткань;

6) огонь на системах электроснабжения нельзя тушить водой, предварительно необходимо отключить напряжение;

7) выходить из зоны пожара в наветренную сторону (откуда дует ветер); помнить, что маленькие дети прячутся в таких случаях в укромные места - под кровать, под стол и др.;

8) стараться подавить растерянность и панику в себе и окружающих.

III. Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- Перечислите основные поражающие факторы при пожарах и взрывах.

- Расскажите о маршрутах эвакуации из вашей школы, вашего класса.

- Какие условия важно учитывать при составлении плана эвакуации из учреждения?

IV. Итог занятия.

Заключительное слово учителя.

Пожар - это страшная стихия огня, с которым очень тяжело бороться. Каждый человек знает об этом либо понаслышке, либо из собственного горького опыта. И совершенно не поддается никакому здравомыслящему объяснению то, что люди все-таки продолжают безответственно и халатно относиться к этой проблеме, не придавая значения брошенному окурку, оставленному включенным электрочайнику.

Я призываю вас быть всегда осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара.

На забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности:

Опасность легче предупредить, избежать, чем ее ликвидировать, бороться с нею.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Как действовать при пожаре дома в школе»

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Классный час «Пожары», 8 класс

Классный час «Причины возникновения пожара», 5 класс

Игры по пожарной безопасности для школьников, 5-9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!