Цель: объяснить учащимся возможные последствия пожаров и взрывов; изучить правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
I. Вводная часть.
1. Повторение пройденного материала по вопросам:
- Что чаще всего мешает людям в местах массового скопления справиться с пожаром?
- Назовите основные причины возгорания.
- Какими должны быть ваши действия, если вы почувствовали запах газа?
2. Сообщение темы и цели занятия.
II. Изложение материала.
1. Рассказ «Последствия пожаров и взрывов».
Учитель. Вам известно, как тяжелы, а порой неисправимы вовсе последствия пожаров и взрывов? Приведите примеры, подтверждающие ваши ответы.
При пожарах и взрывах:
• уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненных из сгораемых материалов;
• деформируются и обрушаются кирпичные стены, металлические формы, балки, перекрытия;
• выходят из строя технологическое оборудование и транспортные средства;
• погибают или получают ожоги люди;
• гибнут домашние и сельскохозяйственные животные.
Вторичными последствиями пожаров являются взрывы и утечка ядовитых или загрязняющих веществ.
Рассмотрим основные поражающие факторы взрыва. Это:
• воздушная ударная волна;
• осколочные поля (летящие обломки строительных деталей, технологического оборудования);
• разрушение зданий, оборудования, транспортных средств, травмирование и гибель людей.
Вторичными последствиями взрывов являются:
• поражение находящихся внутри объекта людей обломками обрушенных конструкций;
• возникновение пожаров;
• утечка химически активных веществ из технологического оборудования.
Тяжелыми последствиями пожаров и взрывов является прекращение объектами своей деятельности.
В подтверждение сказанному приведем примеры из «Книги рекордов Гиннесса»:
• самая крупная авария в метро произошла 28 октября 1995 года в Баку (погибло 300 человек);
• самая крупная катастрофа в космосе случилась 28 января 1986 г. на корабле «Челенжер» (погибло 7 человек).
Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.
При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:
• определяются основные и запасные выходы;
• подготавливают наружные и внутренние лестницы;
• приводятся в готовность средства оповещения - звонки, сигнализация;
• приводятся в готовность средства пожаротушения.
Всем известно мудрое изречение, что пожар легче предупредить, чем с ним бороться, тушить его. Вспомните и назовите, какие вы знаете меры предупреждения пожара. (Нужно избегать хранения в доме легковоспламеняющихся и горючих веществ; содержать исправными выключатели, вилки, розетки, системы электроснабжения; не перегружать электросеть; соблюдать осторожность при курении.)
2. Инструктирование по правилам поведения во время пожара.
Учитель. При возникновении пожара для спасения жизни и имущества необходимо соблюдать ряд правил:
1) в начале пожара предпринять попытку его тушения одним из средств пожаротушения:
• при помощи огнетушителя;
• используя водопроводную воду;
• накрыть огонь покрывалом;
2) если в общественном здании (школе) прозвучал сигнал тревоги, немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации;
3) сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, организовать встречу пожарных подразделений;
4) если загорелась одежда, не нужно пытаться бежать, а постараться сбить пламя катанием по полу или попытаться залить водой, снегом, землей;
5) проходя через горящие помещения, накрыться с головой мокрой материей, для защиты от токсичных продуктов горения дышать через влажный платок или ткань;
6) огонь на системах электроснабжения нельзя тушить водой, предварительно необходимо отключить напряжение;
7) выходить из зоны пожара в наветренную сторону (откуда дует ветер); помнить, что маленькие дети прячутся в таких случаях в укромные места - под кровать, под стол и др.;
8) стараться подавить растерянность и панику в себе и окружающих.
III. Повторение пройденного материала.
Беседа по вопросам:
- Перечислите основные поражающие факторы при пожарах и взрывах.
- Расскажите о маршрутах эвакуации из вашей школы, вашего класса.
- Какие условия важно учитывать при составлении плана эвакуации из учреждения?
IV. Итог занятия.
Заключительное слово учителя.
Пожар - это страшная стихия огня, с которым очень тяжело бороться. Каждый человек знает об этом либо понаслышке, либо из собственного горького опыта. И совершенно не поддается никакому здравомыслящему объяснению то, что люди все-таки продолжают безответственно и халатно относиться к этой проблеме, не придавая значения брошенному окурку, оставленному включенным электрочайнику.
Я призываю вас быть всегда осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара.
На забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности:
Опасность легче предупредить, избежать, чем ее ликвидировать, бороться с нею.
Классный час «Как действовать при пожаре дома в школе»
Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс
Классный час «Пожары», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!