Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Жарникова Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ №57 «Дюймовочка», г. Сургут ХМАО-Югра
Назначение: Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Подобные игры помогают сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.
Цель:
Обучение правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на улице. Воспитание грамотного и ответственного участника дорожного движения.
Задачи:
1. Учить оценивать дорожную ситуацию, предвидеть возможную опасность.
2. Контролировать свои действия на дороге, осознавая ответственность за последствия своего поведения.
3. Быть внимательным и осторожным.
4. С уважением относиться к другим участникам дорожного движения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные карточки, макет автомобильной дороги, игрушечные машины и человечки, набор дорожных знаков.
Ход игры:
Детям предлагаются для рассмотрения 14 карточек с изображением ситуаций по правилам дорожного движения
Дети изучают и рассказывают, что изображено на карточке, пытаясь раскрыть увиденное ими нарушение правил дорожного движения и последствия неправомерного поведения участников дорожного движения. Воспитатель выслушивает рассказы детей и дает правильный комментарий, при этом можно выставлять на демонстрационной доске соответствующий дорожный знак.
Карточка №1
Ситуация: Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
Вывод: Если мяч выкатился на проезжую часть, бежать за ним нельзя. Перейдя дорогу по пешеходному переходу можно дойти до мяча и поднять его, когда рядом не будет машин. Выбегать на проезжую часть опасно не только для самого пешехода, но и для других участников дорожного движения.
Карточка №2
Ситуация: Мальчик идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит мальчика и может совершить наезд на юного пешехода.
Вывод: Чтобы себя обезопасить, мальчик должен остановиться у края тротуара, прислушаться и осторожно заглянуть в арку. Никогда нельзя выходить на проезжую часть из-за препятствия.
Карточка №3
Ситуация: Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.
Вывод: Даже увидев друзей, мальчик не должен забывать, что находится на дороге. Чтобы попасть на противоположную сторону нужно воспользоваться пешеходным переходом.
Карточка №4
Ситуация: Девочка переходит дорогу в неположенном месте, обходя автобус.
Вывод: Переходить дорогу можно только в специально отведенных местах, выход на проезжую часть в любом другом месте является очень опасным.
Карточка №5
Ситуация: Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом. Он нарушает правила безопасного перехода.
Вывод: Он нарушает правила безопасного перехода, так как нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности.
Карточка №6
Ситуация: Зеленый свет светофора только что сменил красный, мальчик хочет успеть перебежать дорогу, не видя, что легковой автомобиль уже тронулся с места.
Вывод: Мальчик должен был дождаться следующего включения зеленого сигнала и только после этого начать переход.
Карточка №7
Ситуация: Мальчик переходит перекресток по диагонали и становится причиной ДТП. Пытаясь объехать ребенка, зеленый автомобиль попадает в аварию.
Вывод: Нельзя переходить перекресток по диагонали.
Карточка №8
Ситуация: Изображена схема безопасного перехода проезжей части по наземному пешеходному переходу.
Вывод: Остановка на середине проезжей части опасна, поэтому нужно внимательно изучить обстановку еще до начала перехода, стараясь выбрать такой момент, когда можно будет совершить переход без остановок.
Карточка №9
Ситуация: Мальчик едет в автобусе на нижней ступеньке. Двери автобуса чуть приоткрылись, и мальчик может выпасть на проезжую часть.
Вывод: Опасно находиться на нижней ступеньке автобуса, обязательно нужно проходить в салон.
Карточка №10
Ситуация: Мальчик едет в автобусе, не держась за поручни. При торможении он теряет равновесие и падает, толкая других пассажиров.
Вывод: Всегда во время движения нужно держаться за поручни, это поможет избежать травм.
Карточка №11
Ситуация: Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
Вывод: Дети до 12 лет обязательно должны сидеть на заднем сиденье автомобиля пристегнутыми ремнями безопасности. Во время движения нельзя отвлекать водителя.
Карточка №12
Ситуация: Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.
Вывод: Никогда не открывать дверь, пока автомобиль полностью не остановится и водитель не разрешит выйти. Нельзя выходить на проезжую часть.
Карточка №13
Ситуация: Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
Вывод: Кататься на роликах можно в специально отведенных местах, где нет запрещающих знаков. Кататься нужно в местах, где наименее людные участки, внимательнее относиться к другим пешеходам.
Карточка №14
Ситуация: Мальчик совершает наземный переход, ведя велосипед за руль.
Вывод: Велосипед - транспортное средство. Велосипедист является водителем. Переход пешеходный, значит и вести себя надо как пешеходу: надо спешиться и перевести велосипед на другую сторону дороги, держа за руль.
После беседы по карточкам можно проиграть обсуждаемые ситуации на макете по правилам дорожного движения, используя игрушечные машинки и человечков-пешеходов, а так же дорожные знаки, которые помогают постичь дорожную азбуку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательного занятия для старших дошкольников по ПДД
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
КВН по ПДД для старших дошкольников
Викторина для дошкольников по правилам дорожного движения
Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе