Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе

Сценарий детской олимпиады по правилам дорожного движения «Примерный пешеход» среди воспитанников подготовительной группы детского сада

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга.

Представленный сценарий предназначен для проведения олимпиады по ПДД, является итоговой формой работы по ПДД с детьми подготовительной к школе группы (проводится обычно в конце учебного года).

Сценарий детской олимпиады «Примерный пешеход» среди воспитанников подготовительной группы детского сада

Цели и задачи:

1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации

2. Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

3. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Программа конкурсных испытаний:

домашнее задание 1:  

-  карта безопасности «Моя дорога в школу» (схематичное составление и комментарий).

основная часть:

-  «Вопрос - ответ» - вопросы по правилам дорожного движения  разной степени сложности: легкой, средней и повышенной

-  игра  «Собери дорожный знак» (кто быстрее и правильнее соберет и назовет дорожный знак)

- «Найди нарушителей»  - комментарий ситуации по рисунку или фотографии

- «Ситуации - ловушки» (правильное и четкое объяснение ситуации)

домашнее задание 2: 

-  «Несуществующий дорожный знак» (надо придумать, нарисовать и прокомментировать несуществующий дорожный знак)

Олимпиада проводится в два этапа:

▪ на 1 этапе конкурса финалисты определяются воспитателями подготовительной группы (по результатам тематических занятий, бесед, игр с детьми на тему «Дорожная азбука»)

▪ на 2 этапе конкурса победители определяются членами жюри. Учитываются: наличие у ребенка знаний, умений, навыков безопасного поведения на дороге; готовность ребенка решать дорожно-транспортные ситуации; четкий и правильный ответ на поставленные вопросы, качество исполнения и презентации домашнего задания.

Кроме того, каждое конкурсное испытание оценивается в баллах – от 1 до 3 (если задание не выполнено, баллы не начисляются):

Баллы за каждое конкурсное испытание заносятся в протокол проведения конкурсных испытаний олимпиады.

Итоги олимпиады: победителей олимпиады определяют члены жюри, путем подсчета баллов, полученных участниками в ходе конкурсов. Победители - 1,2,3 места - получают дипломы «Примерный пешеход», все участники получают небольшие призы (игры, книги, раскраски по ПДД)

Оборудование: макет светофора, три больших круга красного, желтого и зеленого цветов; изображения дорожных знаков; карточки с изображением дорожных ситуаций; жетоны красного, желтого и зеленого цветов; жезл регулировщика; разрезанные изображения дорожных знаков; мольберты.

Содержание:

Ведущий:

Рассаживайтесь удобнее,

Места занимайте скорей.

На праздник веселый сегодня

Мы приглашаем друзей.

 

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем игра.

 

Она наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Сегодня в детской олимпиаде «Примерный пешеход» участвуют ребята подготовительной группы. Девиз нашей олимпиады: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» (дети хором).

Олимпиада включает в себя несколько конкурсов, за выполнение каждого задания вы будете получать баллы, а оценивать качество выполненных заданий  будет наше жюри.

Уже совсем скоро вы пойдете в школу, чтобы избежать неприятностей по пути, вы должны хорошо изучить маршрут. Поэтому первый конкурс называется «Моя дорога в школу». Это домашнее задание – наши участники вместе с родителями составили карту безопасного пути в школу, свои работы они сейчас поочередно  и представят. 

Дети поочередно комментируют свою карту «Моя дорога в школу» (жюри фиксирует баллы в протоколе).

Ведущий: Молодцы ребята, первый конкурс кончается – веселая переменка начинается.

На наш праздник пришли гости, давайте их встретим (в зал забегают 3 ребенка, они держат в руках три больших круга красного, желтого и зеленого цветов, круги опущены цветной стороной вниз).

Ведущий:

Чтобы вам помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Они родных три брата,

И светят с давних пор

Скажите мне, ребята,

Что это…?    (ответы детей)

Посередине зала ставится макет светофора.

1 ребенок (поднимает вверх круг красного цвета):

Я – самый строгий – красный свет!

И если я горю,

СТОП! Дороги дальше нет!

Всем я говорю!        

(ставит свой круг на макет светофора)

2 ребенок (поднимает вверх круг желтого цвета):

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай мой совет:

Если желтый свет в окошке –

Подожди еще немножко,

Подожди еще чуть-чуть,

И свободным будет путь.         

(ставит свой круг на макет светофора)

3 ребенок (поднимает вверх круг зеленого цвета):

За ними я – зеленый свет

Вспыхну впереди.

Скажу: «Препятствий больше нет,

Смело в путь иди!»    

(ставит свой круг на макет светофора)

Ведущий:

Вот сигналы светофора - подчиняйтесь им без спора!

Дети убегают, макет светофора остается в зале.

Ведущий: А мы продолжаем наши испытания, и теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Дети становятся друг за другом цепочкой проводится конкурс «Вопрос - ответ».

Светофор приготовил для вас вопросы, при правильном ответе вы получаете баллы – простой вопрос – 1 балл, средней сложности – 2 балла, сложные – 3 балла.  Жюри фиксирует баллы в протоколе.  

Простые вопросы:

1.       где люди ждут транспорт? (на остановке)

2.       как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра»)

3.       где должны ходить пешеходы и где должны ездить автомобили? (пешеходы по тротуару, машины по дороге)

4.       как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

5.       кого называют «пешеходом» (человека, который передвигается пешком)

6.       кого называют «водителем» (человека, который управляет транспортным средством)

Вопросы средней сложности:

1.  какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? (спецмашины – «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Служба газа»)

2.  по какой стороне тротуара должен двигаться пешеход, почему? (по правой, чтобы не мешать движению остальных людей)

3.  почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться)

4.  при какой погоде нужно быть на дороге особенно внимательными и почему? (при дожде, тумане, снегопаде – затрудняется видимость на дороге и для пешехода и для водителя, кроме того обзору может мешать одежда –капюшон, шарф или зонт)

5.  каким машинам разрешается ехать на красный сигнал светофора? (это спецмашины, при проезде на красный сигнал светофора они должны включить звуковой сигнал)

6.  чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый)

7.  кто должен первый выйти из автобуса – мама или ты? (из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок)

Вопросы повышенной сложности:

1.  для кого предназначен знак «Дети», что он обозначает? (для водителей, он предупреждает о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети и ставится около школы, дет. сада)

2.  чем отличаются знаки «Пешеходный переход» (красный) и «Пешеходный переход» (синий), для кого они предназначены? (один знак ставится около пешеходного перехода и предназначен для пешеходов – синий, другой - для водителей, он предупреждает, что скоро на дороге будет пешеходный переход и надо снизить скорость)

3.  чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле дороги? (они могут скрывать проезжающий транспорт)

4.  как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (надо подождать пока он отъедет)

5.  если ты идешь по обочине (нет тротуара), по какой стороне ты должен идти? (по левой, навстречу автомобилям)

6.  если ты едешь на велосипеде и тебе надо попасть на другую сторону дороги, как правильно это сделать? (подойти к пешеходному переходу, дождаться зеленого сигнала светофора, перейти дорогу, ведя велосипед рядом)

Ведущий:

Молодцы, ребята, справились с заданиями светофора!

Знаков много есть на свете,

И должны их знать все дети.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

Каждый участник получает разрезанный на части дорожный знак. По команде дети начинают собирать свой знак (жюри отмечает, кто справился с работой быстрее). Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

Ведущий:

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.  

Чудо-палочка, она – всем знакома, всем видна.

Днем заметна, а под вечер - изнутри освещена.

Посмотрите, что у меня в руках (показывает жезл регулировщика)? (ответы детей) Правильно, это жезл регулировщика. На дороге случается всякое и бывает, что светофор не работает, вот тогда на помощь приходит инспектор, который регулирует движение на улице с помощью такого жезла. Работа инспектора очень важная, ответственная, сегодня вы попробуете себя в роли инспектора дорожного движения – будете искать нарушителей.

Конкурс проводится в форме   игры - «Передай жезл».

Дети  выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся по кругу от игрока к игроку. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую руку и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, подходит к столу жюри – теперь он инспектор. Ему показывается карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение. Так все дети в ходе игры подходят к столу жюри и комментируют рисунок

Возможные ситуации:

1.  девочка идет через дорогу на зеленый сигнал светофора и читает книгу

2.  мальчик высовывается из окна автобуса

3.  на переднем сидении автомобиля рядом с водителем сидит ребенок

4.  девочка переходит дорогу рядом со знаком «Дети»

5.  недалеко от дороги – снежный вал, с него катаются дети

6.  мальчик переходит дорогу рядом со знаком «Пешеходный переход» - с красной каймой.

Ведущий:

Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Следующее конкурсное испытание называется «ловушка», при решении задания будьте очень внимательными.

Дети по очереди выходят к ведущему, вытаскивают «билет» с заданием, отвечают на вопрос или комментируют ситуацию (жюри заносит баллы в протокол)

Возможные ситуации:

1.  Опасен  ли автомобиль, стоящий у дороги (да, из-за него плохо просматривается дорога)

2.  Какой автомобиль опаснее: который стоит у дороги или который едет? (опасны оба, но стоящий опаснее, потому что из-за него пешеходу не видно другие движущиеся автомобили, он может скрывать их за собой.  Кроме того, водитель движущегося автомобиля также может не увидеть пешехода. Автомобиль, который движется, опасен меньше, потому что, заранее увидев его, можно отойти)

3.  Какая из стоящих машин опаснее других? – показ легкового автомобиля, автобуса, грузовика. (та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик, автокран и т.д. – они больше всего закрывают обзор и мешают заметить автомобиль)

4.  Ты потерял варежку прямо на самой середине дороги. Что ты будешь делать? (нельзя сразу же наклоняться и поднимать, надо сначала осмотреться по сторонам)

5.  Всегда ли безопасно на пешеходном переходе? (нет, пешеходный переход – это также опасная зона,  т.к. стоящие автомобили скрывают часть дороги. Кроме того, не стоит забывать, что и среди водителей могут быть нарушители или невнимательные люди. Также могут поехать спецмашины, которым разрешено ехать на красный сигнал светофора)

6.  Ты подходишь к  пешеходному переходу, когда зеленый сигнал светофора уже  «горит», можно ли переходить дорогу? (правильнее будет не переходить дорогу, а подождать следующего зеленого сигнала, т.к. можно не успеть перейти дорогу)

Ведущий: Наш конкурс подходит к концу, и в завершении ребята представят свои творческие работы.

Ребята вышли  погулять,

Нам о знаках рассказать.

Эти знаки мы на улице не встретим,

Потому что их придумали дети.

Что за знак они придумали - расскажут,

И его нам обязательно покажут.

Дети показывают свои знаки, комментируют их.

Ведущий:

Все ребята молодцы, а теперь давайте предоставим слово членам  нашего жюри.

Председатель жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей, вручает призы.

Полезный совет. Стоит отметить, что отдельные элементы сценария могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия «Моё имя» в подготовительной группе

Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада с родителями

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Светлана Николаевна Пикулева # 4 февраля 2015 в 18:14 0
Методически грамотно построен конспект олимпиады, задания подобраны различной степени сложности, соответствуют возрасту детей, с учётом их индивидуальных особенностей. Некоторые задания вижу впервые, хотя многим материалом могу поделиться сама, спасибо за изюминки.
Людмила Сергеевна Макиенко # 6 июля 2015 в 09:38 0
Интересный сценарий. Хорошо, что есть задания разной сложности, также понравилась игра. В роли светофора может выступить взрослый, он и будет давать задания. Также можно добавить музыкальную паузу, например, песню или танец.Спасибо за идею!