Задачи:
1. Познакомить детей со значением имен в жизни человека, с историей их происхождения.
2. Развивать речь детей, учить формировать производные имена от своего имени.
3. Воспитывать у детей уважение к именам других. Методическое обеспечение: глобус, буквы для игры. Предварительная работа: воспитатель беседует с родителями детей и узнает, как дома они называют своих детей (производные имени).
Мотивация: общение с детьми.
1. Загадывание загадок.
— Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Но сегодня я вам загадаю трудную загадку. Я предлагала ее взрослым, но они не всегда ее могут отгадать. Попробуете?
(Ответы детей.)
— Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель предлагает другой вариант загадки.)
— Не отгадали. Тогда я вам предлагаю другую загадку, но отгадка у этих загадок одна.
Что есть и у тебя, и у меня,
И у кота, и у щуки в море,
И у цветка в поле,
И у дуба в лесу?
— Да, это имя. Как вы думаете, для чего нужно имя человеку?
(Ответы детей.)
2. Практическое упражнение.
Попробуйте обратиться друг к другу, не называя имени.
(Воспитатель вызывает по два ребенка и просит обратиться друг к другу, не называя имен.)
3. Рассказ воспитателя о происхождении имен.
— Как вы думаете, всегда ли у людей были имена?
(Ответы детей.)
— Имя одного человека отличает его от другого. Но, оказывается, у людей не всегда были имена. Сначала они давали друг другу прозвища и так обращались по ним. Считалось, что имена обладают магическим действием и их надо скрывать от других, чтобы с человеком не случилось чего-либо опасное для его жизни. Но имена своих врагов воины писали на своих пятках, чтобы при ходьбе протирать их, то есть делать им зло. В древности нельзя было произносить имена: в Египте — фараона, в Японии — императора, а женщины и дети вовсе не имели имен, их называли именем хозяина, которому они принадлежали.
4. Беседа об именах детей.
— А вы знаете, почему вас назвали именно так? Я просила вас об этом поговорить с родителями. Я спрашивала свою маму, почему она меня так назвала, и она рассказала историю, связанную с моим именем. Когда она лежала в больнице, к одной женщине из их палаты приходил муж, который называл свою жену «Наточка, Наташенька», и маме захотелось так назвать меня. А что вы узнали?
(Рассказы детей.)
— Вы рассказали много интересного. Как вы меня называете?
(Ответы детей.)
— Когда я была маленькой, меня звали Наташей, Натой, Наткой, потом Натальей, а сейчас —? А сейчас — Натальей Владимировной. А как тебя называют дома, Ваня?
(Воспитатель обращается к нескольким детям.)
5. Рассказ об именах в других странах.
— А вы знаете, что в разных странах есть похожие имена? Я вам расскажу, как могут меняться наши имена.
(Воспитатель показывает детям глобус и рассказывает об именах в разных странах.)
— У нас распространено имя Иван. А в Америке и Англии это имя — Джон. В Германии — Иоганн, в Испании — Хуан, в Грузии — Вано, во Франции — Жан.
Нашу Юлию в других странах называют Джульетта, Джулия, Жюли.
Маша — Мария, Мари, Мариам.
Наташа во Франции — Натали, в Грузии — Натэлла.
Александр — Алекс, Сандро.
6. Дидактически игры.
«Буква твоего имени».
— Давайте поиграем. Я буду показывать вам разные буквы, а вы будете поднимать руку в том случае, если в начале вашего имени будет буква, которую я показываю.
«Имена сказочных героев».
— А вы знаете, что у героев сказок тоже есть свои имена, которые отличаются от наших с вами. Вспомните и назовите их.
(Несмеяна, Кощей, Айболит, Незнайка, Добрыня.)
— Как вы думаете, что они могут означать?
(Кощей — состоит из костей, Несмеяна — не смеется и т. д.)
7. Рассказ о значении имен.
— Наши имена тоже имеют значение. Например, Светлана что может означать?
(Свет, светлая.)
— Людмила — людям милая. Иногда Люду называют Милой. Владимир — владелец мира. Многие имена пришли к нам из Рима и Греции: Наталья — утешение (греческое), родная (латинское); Юрий — земледелец; Анастасия — воскресшая (греческое); Мария — горькая (еврейское).
Расспросите, кому интересно, родителей о значении ваших имен.
Хочу сказать, что у ваших имен есть одна особенность: оно растет вместе с вами. Когда Саша был маленький, его звали Сашенькой или Сашей. Саша пойдет в школу, а когда подрастет, там его будут звать Александром. Когда Саша окончит институт и пойдет работать, его будут звать Александром Сергеевичем.
И помните, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени и с уважением.
8. Разгадывание кроссвордов.
— А имена могут играть в прятки. Посмотрите, они спрятались в кроссвордах, и хотят, чтобы вы их нашли и прочли.
9. Путешествие в будущее.
— Дети, давайте немного пофантазируем. Вы выросли и стали взрослыми. Девочки наши вышли замуж, а мальчики — женились. И у вас появились дети. Представили? Как бы вы хотели назвать своих детей?
(Ответы детей.)
— Когда будете давать имя своим детям, помните, что имя дается человеку на всю жизнь. Конечно, можно поменять свое имя, когда человеку будет 18 лет. Но 18 лет он будет жить с тем именем, которое дали ему родители. Я знаю людей, которым было неприятно имя, данное родителями. Когда я училась в педучилище, у меня была подруга с именем Мотя. Она переживала из-за такого имени. Позже она поменяла его на Оксану. Когда у нас в стране несколько лет назад проходили выборы, по телевизору сообщили, что родители одну девочку назвали в честь этого события — Выбориной. А еще раньше можно было встретить такие имена: Трактор, Революция, Атом и т. п. Помните, что имя должно радовать того, кому оно дается. Об этом есть стихотворение «В защиту детей»:
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...
(С. Я. Маршак)
Примечание. Если останется время и детям будет интересна эта тема, можно рассказать им о православном календаре с именами святых: что именины — день имени, которым нарекают в церкви детей в тот день, когда родился ребенок и святой, который будет ему покровительствовать.
Занятие «Мой дом - моя крепость». Подготовительная группа. Конспект
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада с родителями
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему «Деревья и кустарники»
Нет комментариев. Ваш будет первым!