Игровые ситуации во второй младшей группе

Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч

В условиях экспериментирования детям предлагаются три мяча: набивной, пластмассовый и резиновый.

Какой мяч уронила в речку Таня, которая из-за этого громко плачет, не веря утешениям, что он не утонет?

 

Как выбрать кружку?

Для трех детей — двух мальчиков и одной девочки — накрыт стол для полдника. На столе три кружки: две — с корабликами, одна — с мишкой. Один мальчик хочет взять кружку с корабликом, другой — не хочет с мишкой. Из какой кружки будет пить девочка?

(С целью практического выбора используются картинки.)

 

Как быть?

За столом дети: два мальчика и две девочки. Сегодня к завтраку яблоки — зеленые и красные. У одной девочки и одного мальчика — диатез, им нельзя есть красные яблоки. Сколько зеленых яблок на столе? Сколько красных?

(Возможные варианты ответов при условии использования наглядности.)

 

Сколько пар?

На вечернюю прогулку вышли парами три мальчика и одна девочка. Сколько пар они составили? Кто мог оказаться в первой паре? Во второй? (Практическое воссоздание всех возможных вариантов.)

 

Башмачки Фифы

Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета. Принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг... башмачки позеленели. Фифа огляделась. Ну и чудеса! Она стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком — башмачки посинели, и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.

Для игры используются зеленые, синие, красные и желтые картонки — «Цветные карточки» — или любые квадраты из разноцветного картона или ковролина. Квадраты располагаются на игровом поле в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети прикрепляют напротив карточки башмачки одинакового с ней цвета и называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

 

Лопушок

На полянку пришел Лопушок. Принес с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил их и... Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата — квадратным, напротив треугольника — треугольным.

Для игры используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг), которые располагаются на игровом поле в ряд. Это волшебная дорожка. Дети из «Разноцветных веревочек» под квадратом выкладывают квадрат, под кругом — круг, под треугольником — треугольник (это Лопушок меняет форму). Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, треугольной и круглой форм.

 

Конфеты

Однажды Лопушок и Фифа нашли на полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой — маленькие. Друзья тут же разделили конфеты поровну и стали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же, но другого размера. К вечеру у друзей разболелись животы.

Для игры можно использовать пособие «Фонарики (эталоны формы)» или любые геометрические фигуры больших и маленьких размеров. Дети группируют геометрические фигуры по размеру. Говорят, конфеты какого размера достались Лопушку, какого — Фифе. Часть детей играет роль Лопушка и берет геометрические фигуры большего размера, а часть — Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.

 

Бусы для Фифы

Модница Фифа решила сделать себе бусы. Она собрала круглые бусинки разного цвета и начала нанизывать их на нитку.

На вертикальном игровом поле располагаются круги разного цвета (пособие «Разноцветные «липучки»» или любые круги одинакового размера из коворолина, картона). Дети составляют из них разноцветные бусы. Сравнивают их по длине, цвету.

 

Шагать по лесенке легко и просто!

Используются лесенки с 3—4 ступеньками: нарисованные или составленные из брусков, кубиков, полосок на ковролине.

У каждого из детей по маленькой игрушке. Игрушки «поднимаются» вверх по лесенке, и каждый раз, наступая на следующую ступеньку, ребенок и взрослый называют ее порядковый номер: «Поднялся на первую ступеньку, затем на вторую» и т. д. «Спускаясь», называют номера ступенек в обратном порядке: «Спустился с третьей ступеньки на вторую». Лесенка «ломается» (убирают одну из промежуточных ступенек): «Почему теперь шагать по лесенке нелегко и непросто?»

 

Что за окном?

Воспитатель с детьми подходит к окну: «Что изменилось за окном? Несколько дней назад из окна было видно что-то другое. Вспомнили?»

(Могут быть изменения в связи со строительством новых объектов, погодными явлениями, наступающим праздником, включением освещения и т.д.)

«Почему не видно здания детского сада, участок которого мы раньше рассматривали из этого же окна?» (Построили высокое здание, которое закрыло детский сад.)

«Что выше — детский сад или новый жилой дом? Какое здание оказалось за высоким?»

Вместе со взрослым дети рассматривают то, что находится дальше (ближе), слева (справа), выясняют направление пути домой, в магазин и т. д.

 

Мебель на заказ

У воспитателя и детей игры «Уголки» из серии «Кубики для всех».

Большая семья, в которой много детей, решила купить новые стулья. Продавец показывает их (стулья из уголков). Маме кажется, что стулья займут слишком много места. Продавец предлагает кресла (по ходу разговора взрослый с детьми составляют из уголков названные предметы мебели). Но маму это не устраивает. Продавец показывает большой угловой диван. Он нравится всем — и родителям, и детям. Все поместились, и мебель занимает мало места.

Угловой диван дети составляют следующим образом: ставят пять «стульев» в ряд, затем слева приставляют боковую спинку из двух уголков, далее добавляют боковые сиденья из двух положенных горизонтально «стульев».

 

Какое вкусное печенье

Педагог раскладывает блоки Дьенеша, частично группирует их по цвету и форме, размеру и форме и т.д. Затем сообщает детям, что открылся новый магазин и что в нем можно купить печенье для своих кукол, мишек. Вместо денег требуется лишь назвать то, что ты хочешь купить, — по цвету, размеру, форме. Воспитатель говорит, что купит два печенья для своего любимого слоненка — большие и квадратные. Купленное печенье дети раскладывают около игрушек.

 

Как мы познакомились с черепашками

Используется игра «Черепашки-пирамидки» (автор — В. В. Воскобовин).

В Фиолетовом Лесу живут черепашки. Они красного цвета (зеленого, синего, желтого и т.д.).

Дети раскладывают все фигуры заданного цвета на столе (горизонтальный, вертикальный ряды, одну на другую) или нанизывают на стержни.

Черепашки есть большие, поменьше и совсем маленькие.

Большие (или маленькие) черепашки встали друг за другом. Давайте вместе расставим их. Сначала — красная, потом — оранжевая, следом — желтая, за ними зеленая, голубая, синяя и фиолетовая.

Дети выкладывают горизонтальный ряд из фигур или нанизывают их на стержень по цветам радуги.

Черепашки красного цвета решили собраться вместе и выстроиться в ряд. Сначала встала большая черепашка, потом поменьше, и последней — самая маленькая (слева направо).

Большая желтая и маленькая зеленая черепашки подружились.

Дети выкладывают фигуры соответствующего цвета в горизонтальный или вертикальный ряд, нанизывают на стержень, называют цвет, размер, способ расположения.

 

В гости к кролику

Рассеянный ослик Иа приглашен в гости к кролику, в домике которого три окна: круглое, треугольное и квадратное. Ослик, конечно же, прошел бы мимо его дома, если бы не друзья, которые призывно махали ему: Винни-Пух — не из круглого окошка; Пятачок — не из квадратного. Наконец, Иа увидел и услышал самого кролика, который звал его. Из окна какой формы кролик звал ослика Иа?

 

Подарки друзей ослику Иа на день рождения

Сова, Пятачок и Винни-Пух приготовили для Иа подарки: горшочек меда, воздушный шарик и прелестный хвостик с бантиком. Чем порадует друга каждый, если Винни-Пух подарит не шарик, а Пятачок — не горшочек?

Какое дерево выбрать?

На участке детского сада растут деревья, среди которых ели, березы, клены и осины.

На игровой площадке младшей группы растет клен. На игровой площадке средней группы — береза. Какое дерево защищает его летом от солнца, а осенью — от дождя?

Маша ходит в младшую группу. Под каким деревом стоит скамеечка, на которой она так любит раскладывать свои игрушки?

 

Песочный городок

Митя, Маша и Аленка играют в песочнице. У ребят есть одно большое ведерко и две формочки: одна — в виде машинки, другая — в форме домика.

Они хотят построить песочный городок с башнями, домиками и машинами. Аленка и Митя взяли разные игрушки, а Маша — формочку-домик. Что построили из песка Аленка, Митя и Маша?

 

Кто когда родился?

Во время беседы с детьми о временах года (по картинкам) воспитатель обращается к ним с вопросом, в каком времени года день рождения у каждого.

Маша говорит, что в ее день рождения кругом снег, и папа катает ее на санках, а на деревьях совсем нет листиков.

Аленка рассказывает, что, когда у нее день рождения, все купаются, загорают и едят мороженое с клубникой.

Денис говорит, что в его день рождения на деревьях много зеленых листочков и появляются желтые цветочки, которые называются мать-и-мачеха.

В какое время года родились Маша, Аленка и Денис?

Рекомендуем посмотреть:

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Наталья Геннадьевна Комиссарова # 5 ноября 2018 в 19:12 0
Интересная подборка игр. Только непонятно как их использовать только словесно или с наглядностью?
Марина Николаевна Давыдова # 2 июня 2019 в 18:14 0
МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО И ИНТЕРЕСНО.КЛАССНЫЕ ИГРЫ.