В центре внимания индивидуально-ориентированного обучения находится ребенок со своими особенностями и возможностями. Главный фактор его развития и жизни — другие люди, прежде всего близкие. Познание внешнего мира путем активного взаимодействия и общения с окружающими позволяет ребенку развивать и обогащать свой внутренний мир. Вся ответственность за бытие маленького человека лежит на взрослых.
Основной показатель эффективности педагогического процесса — развитие каждого ребенка. Условия для такого развития может создать педагог, который видит смысл своей профессиональной деятельности в становлении индивидуальности ребенка и сам является личностью.
Деятельность педагога, как и любая сознательная деятельность, предполагает постановку целей и задач, определение средств и способов их решения, а также прогнозирование результатов, т.е. планирование. Смысл планирования заключается в создании условий для обогащения внутреннего опыта каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Планирование должно помочь педагогу ориентироваться в своей повседневной работе на естественный ход развития детей и увидеть перспективу развития каждого. Искусство воспитания проявляется в его способности намечать перспективы развития и создавать для этого все условия.
Проектирование педагогической деятельности, в том числе обучения, должно строиться на основе данных, характеризующих процесс развития и возрастные возможности каждого ребенка.
Качество педагогического процесса определяется взаимосвязью анализа результатов, полученных за предыдущий период работы, и планированием на следующий. Помощь планирования в организации педагогической деятельности зависит от того, насколько профессионально анализируется уровень развития, достигнутый детьми. Без этого оно теряет свой смысл и превращается в перечень мероприятий, ежедневный перечень того, что должен делать педагог в конкретный отрезок времени, а это в лучшем случае обеспечивает овладение детьми конкретным объемом знаний, умений и навыков, которые из средств развития ребенка превращаются в цель.
Научно обоснованное планирование должно включать общие цели образования, систему конкретных, связанных с ними задач, формы, средства и способы организации педагогической работы. Начинать необходимо с постановки задач, а затем уже определять способы и условия их решения. Важно, чтобы части плана составляли единое целое: объем образовательного процесса и возможности его реализации в конкретном времени и пространстве. Планирование должно строиться на основе творческого поиска оптимальных условий для решения учебно-воспитательных задач со стороны педагогов. Только при этом условии план будет личностно-значимым для взрослого, а значит, конкретным и выполнимым. Такое планирование осуществляется на основе сравнительного анализа путем сопоставления уже достигнутых результатов с поставленными задачами и результатов этого анализа с задачами программы развития.
Основная задача программно-целевого планирования — обеспечить успешное развитие детей на основе оптимальных решений, максимально отражающих результаты творческого поиска педагогов. Профессионализм педагога прежде всего проявляется в способности объединить задачи, определенные программой развития и отражающие возрастные возможности детей, и частные задачи, отражающие индивидуальные особенности детей группы. Основная трудность, с которой сталкиваются педагоги, заключается в преобразовании общих задач развития в конкретные для каждого ребенка.
Обеспечить оптимальные условия развития детей может планирование, построенное на следующих принципах:
— перспективность — ориентировка на перспективы развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями;
— преемственность — определение условий дальнейшего развития детей с учетом уже достигнутого уровня;
— конкретность — преобразование общих задач в частные и определение способов их решения в конкретных условиях жизни детей;
— комплексность — установление внутреннего единства, гармонии всех частей педагогического процесса.
В условиях ДОУ наиболее целесообразен программно-целевой метод планирования, предусматривающий комплекс задач развития детей, а также последовательность, условия и сроки их решения. Программно-целевое планирование не противоречит естественному ходу развития ребенка, ведь психологопедагогическая наука в качестве одного из основных рассматривает принцип цикличности развития.
Реальное функционирование авторской программы можно обеспечить сочетанием перспективного и текущего планирования. Перспективное (на месяц, квартал, год) и оперативное (на день, неделю, две недели) планирование в разных вариантах осуществляется в современных детских садах. Субкоординация перспективного и оперативного (календарного) планирования — условие их целесообразности и эффективности. Особое значение приобретает вопрос соотношения перспективного и оперативного планирования, обеспечивающего прогнозирование главных и промежуточных результатов работы.
Планирование обеспечивает системность педагогического процесса — необходимое условие всестороннего развития ребенка, позволяющее избежать его однобокости.
Мы выделяем три основные части педагогической системы:
— содержание образования;
— формы организации педагогического процесса;
— развивающая среда.
При планировании своей деятельности педагоги прежде всего ориентируются на уровень развития детей конкретной группы, а также на программу развития, учитывающую их возрастные возможности. Сопоставляя данные этих двух источников, педагоги определяют систему конкретных целей и задач, которые могут быть решены в конкретных условиях жизни детей. Далее подбираются соответствующие формы организации взаимодействия детей с педагогом и между собой, а также среда, стимулирующая самостоятельную деятельность дошкольников.
Когда за основу берется программа «Истоки», наиболее благоприятной для развития детей считается игра и связанные с ней виды деятельности: изобразительная, музыкальная, конструирование и др. Формы организации педагогического процесса, в том числе обучения, должны обеспечить условия для разнообразной развивающей деятельности детей. Педагогу необходимо иметь критерии оценки эффективности своей работы, опираясь на которые можно отследить динамику образовательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Существуют разные формы анализа педагогической деятельности:
— характеристика процесса развития каждого ребенка;
— общая оценка его достижений по разным направлениям развития;
— общая оценка развития группы детей;
— обсуждение результатов деятельности педагога на педагогическом совете и др.
Наиболее точный критерий эффективности процесса развития — составление индивидуальной характеристики ребенка, позволяющей отслеживать динамику его развития.
Индивидуально-ориентированное обучение может достичь своей цели — сохранения индивидуальности каждого ребенка — только при условии тесного сотрудничества педагогов с родителями, принимающими активное участие в формировании личности своего ребенка. Участие родителей в анализе его достижений позволяет добиться более высоких результатов педагогической деятельности.
В период адаптации внимание педагога должно быть направлено на изучение особенностей детей, а также семей, в которых они воспитываются. Затем проводится собрание родителей, их знакомят с основными задачами развития и воспитания, в том числе с задачей сохранения и развития индивидуальности. Очень важно убедить их, что без их участия поставленные задачи решить практически невозможно. Далее родителям, заинтересованным в сотрудничестве с воспитателем, раздаются для заполнения анкеты, которыми открывается тетрадь-дневник ребенка. В него вносятся только его достижения, а возникающие трудности обсуждаются в личных беседах с родителями. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы сосредоточить основное внимание взрослых на положительных сторонах развития ребенка, а с другой — этот дневник родители смогут передать в школу, чтобы учитель получил представление о положительных сторонах ребенка и его уровне развития.
Ежемесячно педагоги разрабатывают план работы, а также подводят итоги за предыдущий период, анализируют результаты деятельности каждого ребенка и фиксируют все это в его дневнике. Один раз в квартал или в полугодие дневники передаются родителям, которые знакомятся с записями, высказывают свое отношение (согласие или несогласие) и дополняют их. Следует заметить, что это самая сложная форма анализа результатов педагогической деятельности, и без помощи психолога или методиста детского сада воспитатель со средним образованием, как правило, испытывает значительные трудности при его проведении. Однако это оправдывается тем, что такая форма работы с родителями позволяет гораздо меньше сил и времени тратить на коррекцию развития детей.
Более доступна форма общей оценки динамики развития каждого ребенка. Она также может осуществляться в конце месяца при разработке плана на следующий. В этом случае педагог, ориентируясь на поставленные им задачи развития, фиксирует достижения каждого ребенка в общем виде: если ребенок достиг устойчивых результатов — зеленым кружком, если достижения неустойчивы — желтым, а если с ним требуется дополнительная работа — красным. Получив такую цветную картину, педагог видит, какие задачи можно считать решенными, а какие нет.
Основной способ накопления информации об индивидуальных особенностях ребенка — ежедневное наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и со взрослыми, а также за их деятельностью. Кроме этого, педагог может изучать результаты индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и игр с дидактическими материалами и др. Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобна запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы своими впечатлениями о том, как прошел день, педагоги делились при передаче смены. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия.
Другие формы анализа и оценки педагогической работы малоэффективны. Они, как правило, ориентируются на общие достижения большинства детей и не дают объективной картины динамики развития.
Следует подчеркнуть, что качество анализа результатов педагогической деятельности обеспечивается уверенностью педагога в его необходимости, причем форму анализа он должен выбрать сам. Самая лучшая форма анализа, навязанная сверху, превращается в свою противоположность, так как в этом случае педагоги не анализируют реально полученные результаты, а лишь отчитываются о работе перед руководством. А поскольку каждый хочет показать себя с лучшей стороны, результаты, как правило, фиксируются формально.
Мы отдаем себе отчет в том, что динамика развития детей определяется не только организованным обучением, а всем комплексом социальных условий, в которых живет и воспитывается ребенок. И это надо учитывать при определении и оценке результатов, достигнутых им. Новые задачи развития ставятся с учетом уровня, достигнутого большинством детей группы. С остальными проводится дополнительная работа, а их особенности учитываются в ходе организованного обучения. При этом следуем помнить, что отдельные дети могут развиваться особо. Нередки случаи, когда ребенок медленно накапливает знания, не отражая их в речи, а затем происходит резкий скачок в осознании накопленного опыта. Например, четырехлетний Саша не мог правильно соотнести цвет с его названием, хотя цвета различал хорошо, но через некоторое время, неожиданно для всех, мальчик стал правильно называть все цвета.
Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Такого не бывает. Каждому ребенку можно передать определенный объем знаний, умений и навыков. В развитии он идет своим путем, и задача взрослого помочь ему в этом. Кто-то достигает высоких результатов в изобразительной деятельности, кто-то в конструировании, кто-то в играх-драматизациях, а кто-то при решении интеллектуальных задач. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями.
Педагог, ежедневно взаимодействуя и общаясь с детьми, имеет, как правило, объективное представление о каждом из них. Детей чаще всего разделяют на три категории: успешные, средние и так называемые отстающие. Эти оценки чаще всего даются в соответствии с ожиданиями взрослых, на основе их представлений о хорошем и не очень хорошем, т.е. в них преобладает элемент субъективности. Ориентируясь на оценки результативности своей работы, педагоги планирует ее. Систематическая работа с детьми, как правило, развивает большинство из них. Однако при этом более способные приостанавливаются в своем развитии, поскольку педагоги больше внимания уделяют отстающим.
Очень важно, чтобы педагоги ставили перед собой задачу выявления самого существенного в каждом ребенке, замечали стороны, отличающие его от других. Знание особенностей и интересов ребенка позволяет успешно развивать его в дальнейшем.
Главное условие формирования объективного представления о ребенке — владение достаточным объемом информации о нем. При этом необходимо избегать поспешных выводов и помнить, что все в детях находится в движении, постоянно изменяется. Условия для развития дошкольников создаются взрослыми и именно на них лежит ответственность за ребенка. Иногда педагог ищет причины недостатков развития в семейном воспитании. Но если это так, именно такие дети нуждаются в повышенном внимании и помощи с его стороны. Благополучным семьям легче справиться с задачами развития ребенка самостоятельно.
Опытный педагог имеет представление о каждом ребенке как индивидуальности и в соответствии с этим строит взаимодействие и общение с ним. Вместе с тем развивающий характер такого взаимодействия зависит от того, насколько он способен согласовывать свой опыт с изменяющимися условиями жизни детей.
В практике своей работы мы встречались с двумя типами отношения педагогов к новым программам и педагогическим технологиям, условно названными активно-критическое и пассивно-доброжелательное. Активно-критическое отношение, как правило, присуще опытным педагогам, заинтересованным в результатах профессиональной деятельности, они достигают хороших показателей на основе демократических отношений с детьми, пользуются авторитетом в педагогическом коллективе. Веря в свои силы и достигая положительных результатов в развитии детей, они в то же время открыты для восприятия чужого опыта, но готовы его перенять только после критического анализа. В работе с такими педагогами наиболее результативны опосредованные способы раскрытия сути новых путей и средств развития детей. Они заключаются в том, что содержание программ анализируется не только при совместном обсуждении, но и в процессе работы с детьми. Это прежде всего относится к новым формам организации обучения. Педагоги пробуют предлагаемые формы в своей работе и включают их в повседневную практику, и только получив положительные результаты, принимают их и начинают активно внедрять. С такими педагогами работать интересно: ими ничего не принимается на веру, все проверяется, общение с ними обогащает всех участников дискуссий.
Гораздо сложнее работать с педагогами, проявляющими пассивно-доброжелательное отношение к новым программам и технологиям. Они хорошо относятся к детям, пользуются доверием родителей. Накопив определенный опыт, такие педагоги проявляют позитивное отношение к новым программам, со всем соглашаются, не высказывают никаких критических замечаний. При обсуждении новых программ уверяют, что все им понятно и они готовы внедрять новые формы работы. На практике же формально подходят к использованию инновационных технологий, не изменяя своей системы работы с детьми. Для перестройки деятельности таких педагогов необходима продолжительная работа, направленная на раскрытие сущности предлагаемой программы. Это нужно даже в том случае, когда программа представлена в виде конкретных сценариев игр, игр-занятий и др.
Развитие и сохранение индивидуального в ребенке во многом определяется представлением взрослого о его реальных возможностях и особенностях. Характеристики ребенка должны включать данные, полученные в ходе индивидуального обследования с помощью специальных методик. Такое обследование позволяет получить объективную информацию о ходе развития, однако оно требует от педагога высокого профессионализма и опыта и связано со значительными эмоциональными и временными затратами. Такое изучение ребенка должен проводить психолог или методист ДОУ в конце и начале учебного года. Сравнительный анализ полученных при обследовании данных и результатов наблюдений и выводов педагогов позволяет сформировать представление о реальной динамике развития каждого ребенка. Имея объективное представление о ребенке, его потребностях и интересах, педагог сможет создать условия, обогащающие развитие всех детей.
Изучение динамики развития позволяет получить объективные данные при соблюдении определенных требований. Самое главное из них — установление доброжелательных и доверительных отношений с ребенком. Очень важно, чтобы содержание предлагаемых заданий вызывало у детей интерес: в этом случае их возможности проявятся во всей полноте. Поэтому исследование лучше проводить в игровой форме. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: некоторые медленно «входят» в ситуацию и понимают задание не сразу, поэтому вначале может сложиться впечатление, что они не способны к решению предлагаемых задач. Есть дети, проявляющие поспешность при выполнении любых заданий, не умеющие сосредоточиться и подумать. Взрослый должен направить все усилия на то, чтобы ребенок принял и выполнил предложенное ему задание, проявляя при этом максимум возможностей и реальный уровень развития детей.
В ходе выполнения задания ребенок не должен чувствовать, что он что-то делает не так. Поддерживая его, взрослый не должен подсказывать ему способ действий. Недопустимо превращение определения уровня индивидуального развития детей в «экзамен». Показатель положительного эмоционального состояния ребенка — его удовлетворение от общения со взрослым. Нельзя проявлять недовольство действиями детей, ускорять темп их деятельности. Если же ребенок проявляет поспешность, можно предложить ему не спешить, подумать. Не следует забывать о времени: 3 — 4-летние дети могут продуктивно выполнять интересные для них задания не более 10, а 4 — 5-летние — не более 20 мин.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Полученные данные освещают общее направление развития детей и не могут служить основанием для оценки личности ребенка. Следует помнить, что выявленный уровень развития определяется опытом всей предыдущей жизни ребенка в условиях семьи и ДОУ. Для формирования точного представления о развитии ребенка необходимо проводить обследование по всем основным направлениям: социальному, познавательному, эстетическому и физическому, а также учитывать состояние здоровья.
Эффективность педагогического процесса оценивается не столько на основе выполнения заданий детьми, сколько на основе динамики изменения каждого ребенка. Главный показатель качества образовательной работы — прогресс в развитии. В связи с этим низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий. Например, Вика (5 лет 1 мес.) выделяет количество среди других свойств совокупности только после практического сопоставления ее элементов. В начале учебного года она не умела считать и вообще не выделяла количество. Полученные данные позволяют сделать заключение о прогрессе в ее интеллектуальном развитии. В то же время даже при высоких показателях может наблюдаться застой в развитии.
Процесс индивидуального развития ребенка невозможно напрямую соотносить с требованиями общей программы развития. Индивидуальные особенности ребенка могут не совпадать с возрастными возможностями. Используемые методики обследования детей ориентированы на определенные возрастные возможности, поэтому необходимо учитывать возраст каждого ребенка на день проверки, так как дети одной группы могут иметь разницу в возрасте в несколько месяцев, что для младших дошкольников существенно.
Кроме того, полученные данные не дают информации о причинах развития ребенка. Они должны быть тщательно и профессионально проанализированы. Если результаты деятельности большинства (75% и более) соответствуют требованиям, предъявляемым к детям данной возрастной группы, можно положительно оценить качество образовательной работы. Очень важно убедить педагога в том, чтобы он не использовал содержание проверочных заданий в процессе обучения; объяснить ему, что в этом случае полученные результаты не могут расцениваться как показатели развития, ибо они на самом деле являются результатом обучения. Понимание этого достигается педагогом при личной заинтересованности в получении объективных данных о развитии каждого ребенка, помогающих ему в планировании и совершенствовании своей деятельности.
При определении эффективности педагогической работы следует избегать общих полярных оценок («да», «нет»), поскольку они мешают действительному прогнозированию дальнейшего развития педагогической системы. Следует избегать абсолютных оценок, ибо они, как правило, включают элемент субъективности. Особую осторожность нужно проявлять при отрицательных оценках работы педагога, потому что они чаще всего не вызывают желания совершенствоваться. Суждение об эффективности педагогической работы должно основываться на глубоком анализе всех компонентов педагогического процесса в целом, условий воспитания ребенка в семье, квалификации педагога, а главное на его личной заинтересованности в результативности своей работы. Необходимы длительные наблюдения за деятельностью педагога, общение с детьми и изучение результатов их деятельности; следует помнить, что ценность изучения динамики развития детей определяется тем, насколько оно способствует сохранению лучшего педагогического опыта и стимулирует творческие поиски, направленные на его совершенствование. Педагог должен верить в объективность полученных данных, а это возможно, если они в целом совпадают с его представлениями о ребенке и он уверен в том, что проверяющий также заинтересован в развитии детей. Последний должен выступать в роли доброжелательного информатора, а не судьи: только доброжелательные межличностные отношения и благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе создают условия для развития и совершенствования педагогического процесса.
Особую осторожность нужно соблюдать при ознакомлении родителей с результатами изучения динамики развития их ребенка. Следует помнить, что для подавляющего большинства родителей их ребенок — самый развитый. Начинать разговор нужно с положительной характеристики ребенка, а затем уже обсуждать условия для дальнейшего успешного развития. Необходимо вызвать доверие и личную заинтересованность семьи в совместной работе с педагогами.
Автор: Давидчук Антонина Николаевна
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!