Конспект «Экологическая тропа» в детском саду в соответствии с ФГОС

Конспект проведению экскурсии на экологической тропе в детском саду

Маршрут проходит по плану со стрелками - указателями, обозначающими остановки. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия.

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников, формирование знаний о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Ход занятия

Начало пути (экскурсии).

«Руку дружбы - природе» - это начало тропы, стрелка показывает на трафарет с эмблемой.

Воспитатель проводит вводную беседу, где коротко рассказывает, что такое природная экологическая тропа, о чем дети узнают, пройдя по ней.

- Ребята! Сейчас вы пройдете по тропе. Ее проложили для вас педагоги и работники нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Н. Рыленков

Детям показывается план тропы и отмечаются остановки на маршруте.

Первая остановка «Долина лесника».

1) Выяснить роль лесничего.

2) Вспомнить правила поведения в лесу.

«Природа дает человеку все необходимое для его жизни - пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить о правилах поведения, напоминать тем, кто забывает».

Детям предлагается вспомнить и назвать все правила, а затем выяснить, как они понимают содержание правила (создавая или воображая ту или иную ситуацию).

Вторая остановка «Все на свете друг другу нужны».

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что растения в природе располагаются ярусами: первый ярус - травы, второй - кустарники, третий - деревья.

«Человек использует растения для своей жизни - они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально (правильно) использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки».

1) Закрепление знаний о видах деревьев и кустарников: акация, тополь, вяз, шиповник.

2) Рассматривание плодов, семян, формы листьев. Отметить пользу от семян и плодов птицам и деревьям, кустарникам - от птиц (показать взаимосвязь в природе: для нормальной жизнедеятельности растениям нужны почва, свет, тепло, влага. Птицы, живущие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, которые служат им кормом, тем самым спасая деревья, кустарники, травы от гибели, от вредных насекомых).

3) Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете».

Все - все –

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

 

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Третья остановка «Кто под камушком живет?» (Место обитания насекомых.)

1) Знакомство со средой обитания насекомых, обогащение знаний о жизни жуков, червей, улиток и других, их пользе.

Чтение фенологических рассказов «О муравье», «Жук на дереве», «Бабочка».

2) Подвести детей к выводу о взаимосвязи между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью (растения — насекомые - вредители - муравьи - необходимость охраны).

Четвертая остановка «Старое дерево».

1) Разговор с детьми об охране деревьев, от чего дерево может заболеть (тля, оголение корневой системы, засуха), кто лечит больное дерево, что делают со старым деревом. Показать, как определять живое дерево или нет (что на них растет и кто живет - дупла).

2) Слушание пения птиц.

3) Чтение стихотворения «Дедушка-дерево».

4) Выполнение детьми необходимых трудовых действий по уходу за деревьями.

Показатель - «Это интересно».

Пятая остановка «Лесная аптека».

Размещаются (воспитателем) указатели лечебных трав, находящихся на поляне: подорожник, ландыш, календула, ромашка, мята, зеленая груша, одуванчик.

1) Знакомство с целебными травами: описание внешнего вида, время сбора, назначение.

2) Пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах, закрепление правил их сбора.

Шестая остановка «Молодой лес».

На специально организованном участке растут молодые посадки рябины, клена, березы, ели.

1) Наблюдение за ростом саженцев и рассказ воспитателя о хвойных и лиственных деревьях: об их отличии, значении для природы и хозяйственной деятельности человека.

Воспитатель особое внимание обращает на ель - почему медленный рост (почва - взаимосвязь) и рассказывает о том, что ель не только очень важна в жизни человека, но и очень полезна как все хвойные деревья - воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы. Недаром многие дома отдыха, санатории, пионерские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может:

• посадить хотя бы одно хвойное дерево возле детского сада или около дома и ухаживать за ним;

• записаться в отряд «зеленых патрулей» и активно участвовать в охране природы.

2) Если экскурсия проходит весной, следует организовать высадку молодых саженцев ели, либо других видов деревьев и кустарников.

3) Наблюдение у микрозаказника муравьев.

4) Разговор о перелетных птицах у скворечника, прикрепленного к стволу дерева.

Вопросы детям:

- Как вы думаете, чье это жилье?

- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц?

- Какие птицы могут селиться еще в таких домиках, кроме скворцов?

- Что вы знаете о жизни скворцов?

- Почему человек так о них заботится? (Подчеркнуть взаимосвязь - цепочку связей:

• питательные вещества почвы (неживая природа);

• насекомые, поедающие растения;

• скворцы (птицы), питающиеся насекомыми и очищающие парки, леса, сады;

• человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем самым сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).)

- Какую пользу приносят скворцы?

- Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?

В зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, воспитатель может сосредотачивать внимание детей на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона (развешивание скворечников, гнездующиеся птицы, насиживание яиц, первые полеты, зимой - устраивание птичьих столовых, емкостей для воды).

Седьмая остановка «Березовая роща» - уголок для отдыха и аналитической беседы по тропе.

1) Береза - символ русской природы, воспетой многими поэтами во все времена.

2) Чтение стихов о березе.

3) Подвести к выводу о взаимосвязи в природе, об отношении к ней.

Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»:

- Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все - все - Все на свете,

На свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

4) Хоровод у березы.

Рекомендуем посмотреть:

Методика диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по ФГОС

Диагностика экологического образования детей дошкольного возраста

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Экологическое воспитание детей дошкольников

Нет комментариев. Ваш будет первым!