Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г. А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.
Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.
Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру (старая парадигма). Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наиболее престижным считается изучение иностранных языков (но не экологическое образование).
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.
Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т. п. Ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Родители в лучшем случае не реагируют на возражение ребенка, в худшем — еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)».
Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собраниях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов и призывов.
Реализация указанных компонентов может проходить по нескольким направлениям.
Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее значительными для взрослых сведениями являются следующие:
• данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
• информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
• правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
• экология жилища;
• выращивание экологически безопасного урожая;
• комнатные, лекарственные, пищевые растения;
• выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
• домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
• развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
• информация самого ребенка о занятиях в детском саду.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители воспитанников детского сада проявляли большой интерес к данным «Экологического паспорта» этого дошкольного учреждения, особенно к разделу «Экологическая ситуация».
Проблема «здоровье ребенка - окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Многие родители выбирают для прогулок с детьми участки с загрязненным воздухом, водой, почвой. В городских условиях детские площадки часто находятся вблизи оживленных автотрасс, где воздух и почвы неблагоприятны для здоровья ребенка.
В то же время взрослые редко предоставляют возможность ребенку пообщаться с природой в ближайшем парке, сквере. Так, по опросам родителей воспитанников ряда детских садов г. Москвы, выяснилось, что 70-80 % родителей гуляют с детьми непосредственно на территории своих дворов, лишенных зеленых насаждений, хотя совсем рядом находится большой лесопарк.
Как уже отмечалось, многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умение писать, считать и т. д.). Объяснение направленности экологического образования ребенка на общее развитие ребенка (развитие речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей к этому направлению.
Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье - это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада.
Многие родители просят показать экологическую комнату, живой уголок, лабораторию. Эколог отмечает, что взрослые благодаря детям хорошо осведомлены о занятиях по программе «Наш дом - природа» и проявляют большой интерес к ним. Так, папа одного из детей попросил показать, «как можно поймать воздух» и был очень удивлен самим фактом экспериментирования и ответами детей.
Совместная деятельность с детьми:
• участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Опыт показывает, что большинство родителей практически не знают растений, животных, а главное - не могут использовать объекты природы для развития ребенка;
• участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Так, родители практически полностью оформили интерьер комнаты, создали разнообразные костюмы к празднику «День Земли», при этом они познакомились с историей проведения и значением Дня Земли. Аналогичную работу выполнили родители детского сада, готовясь к «Празднику Волшебной воды»;
• выполнение домашних заданий.
Программа «Наш дом - природа» предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Так, детям предлагается дома продолжить ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? Работая по проблеме «Сказки в экологическом образовании», предложили родителям несколько вариантов сочинения вместе с детьми сказок к разным блокам программы «Наш дом - природа». Результатом стала небольшая библиотечка собственных книг. Педагоги д/с № 1488 г. Москвы и д/с № 47 г. Сарова, работающие по методу Монтессори, выпускают экологическую газету для родителей, в которой им предлагается выполнить ряд домашних заданий с детьми. Более длительные наблюдения родители проводят с детьми во время отпуска: на даче, на море. Кроме того, родителям предлагается наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок.
• Совместный уход за животными, растениями (активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье);
• сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Во всех дошкольных учреждениях, занимающихся по программе «Наш дом - природа», родители активно участвуют в формировании разнообразных коллекций для экологических комнат, музеев, в том числе и природных материалов, во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому;
• выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий. Так, большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т. д. Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных, под лозунгом «отходы - в доходы!». К Новому году одна из елок (искусственная) сада полностью оформляется игрушками, созданными родителями и детьми, из отходов;
• помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лаборатории;
• помощь в создании библиотеки (к отбору книг, оформлению библиотеки привлекаются и дети, и родители);
• природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории).
Таким образом, экологическое просвещение родителей - важное, наиболее сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует систематической и целенаправленной работы дошкольного учреждения с учетом всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного.
Конспект «Экологическая тропа» в детском саду в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Методика диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста
Диагностика экологического образования детей дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!