Методический материал к программе «Приобщение к ценностям русской народной культуры»

Интеллектуальные игры для дошкольников: «Поле чудес» и «Что, где, когда»

Автор: Еранцева Светлана Викторовна, воспитатель, Государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области «Социальный приют для детей «Любава», Астраханская область, с. Енотаевка

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию варианты проверки знаний детей по теме: «Чти всегда следы прошлого»  по программе «Приобщение воспитанников к ценностям русской народной культуры, как одно из эффективных направлений социально – реабилитационной работы». В раздел включен цикл познавательных занятий по теме: «Чти всегда следы прошлого», направленных на закрепление знаний детей о народных традициях и обычаях, о сокровищах устного народного творчества наших предков.

Занятия я проводятся  в форме интеллектуальных игр: «Поле чудес», «Что, где, когда?», так как такая фора проведения занятий очень увлекает детей, усвоение материала проходит в свободной, непринужденной и интересной игровой форме.

Результативность работы в этом направлении состоит в том, что интерес и любознательность детей повышается к изучаемому материалу. Игровые навыки, навыки сотрудничества и взаимопомощи изменяются в положительную сторону, из речи детей исчезают нецензурные слова. Активность участия в коллективных мероприятиях возрастает, дети становятся менее агрессивными.

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре;

· познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;

· воспитывать у детей патриотические чувства и духовность, содействовать сближению поколений.

«Чти всегда следы прошлого»

I. Игра «Поле чудес»

Тема: «Места проживания и строительство крестьянских жилищ»

Цель:

- закрепить знания детей об истории крестьянских построек

Ведущий: Сейчас, с возращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, где жили, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.

Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Еще А.С. Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

В нашей первой игре мы попытаемся вспомнить жизнь древних людей во всей ее красочности, где жили и из чего строили свои жилища.

Вопросы для отбора участников в турах:

1. В каких местах ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки? (в лесистых, по берегам рек и озер)

2. Как назывались те, кто рядом сели? (соседи)

3. Чем служил лес для людей? (спасением от болезней, строительный материал, питание)

4. Как назывались первые постройки? (починки, то есть - начало)

5. Какой лес выбирался для строительства избы? (крепкий, ровный, строили из сосны и ели, стволы выбирали прямые, древесина крепкая и надежная)

6. Главное орудие труда при строительстве? (топор)

7.  Как назывались два ската, сверху соединённые бревном? (конёк)

8. Где ставилось крыльцо и для чего оно служило? (крыльцо выходило в сторону улицы и ставилось на боковом южном фасаде. Оно связывало избу с улицей, с соседями.)

9. Чем служили окна дома? (глазами)

10. Какую функцию выполняли ставни дома? (открыты ставни – значит, хозяева встали, а закрыты – значит, ещё спят или куда-то ушли.)

Первый тур

Выходит первая тройка игроков.

Ведущий: Избу строили из бревен. Ствол очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его края, выбирали лунку, похожую по форме на чашку.

Задание: Какое следующее действие выполняли строители? Как называется четыре бревна, связанные вместе? (венец)

Второй тур

Для строительства усадьбы на работу одновременно выходило до 20 человек

(Чем больше рук, тем легче труд). Приглашали, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.

Задание: Как называлась группа строителей? (плотницкая артель)

Третий тур:

Выходит третья тройка игроков.

Ведущий: Теплыми летними вечерами собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости (Жить в соседях – быть в беседах). На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делались перила.

Задание: Как называли в народе крыльцо дома? (распахнутые руки)

Игра со зрителями

Задание: «Доскажи пословицу»

1. Поздний гриб - (поздний снег)

2. Возле леса жить - (голодному не быть)

3. Семья сильна, (когда над ней крыша одна)

4. Не для лета изба рубится, (а для зимы)

5. Одно кривое окно (весь фасад портит)

6. Не бравшись за топор, (избы не срубишь)

7. Без топора не плотник, (без игл не портной)

Финальная игра

Выходят 3 победителя туров.

Ведущий: Окна, как мы уже вспомнили, называли в народе «глаза» дома.

Задание: Что прикрывало окно от дождя и снега? (козырёк - наличник)

Суперигра

Выходит победитель финальной игры.

Ведущий: Предки наши строились широко – ведь земли было много, лес, а значит и строительный материал рядом. Что же касается трудолюбия и старания, русским людям их всегда было не занимать.

Задание: Что входило в крестьянскую усадьбу? (изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька)

II. Игра «Поле чудес»

Тема: «Быт и основные занятия русских людей»

Цель:

- закрепить знания детей о русском быте, убранстве избы и основных занятиях людей

Вопросы для отбора участников в турах:

1. Что должен сделать каждый, войдя в избу (поклониться)

2. Если этого не сделаешь, что можно набить? (шишку)

3. С чем связан весь быт, вся жизнь крестьянина? (с печкой)

4. Человек, который умел класть печь? (печник)

5. Из чего складывали печь, чем обмазывали, чем покрывали? (из кирпича, обмазывали глиной, покрывали глазурью)

6. Как называли избы, в которых топили по – чёрному? (курные, то есть без трубы)

7. Что размещали в избе по всем стенам? Для чего они служили? (по всем стенам размещали полки - воронцы, они не давали дыму спуститься вниз. Всё, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними чисто.)

8. Куда уходил дым из избы? (дым вытягивался в специальное отверстие – окошечко с задвижкой – волоковое и уходил в дымник)

9. Как назывался в избе правый от печки угол? (бабий кут, закуток или середа)

10.Для чего служил правый угол? (здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка.)

11. Как назывался левый от печки угол в избе? (красный, то есть красивый)

12. Для чего служил левый угол в избе? (здесь стояли стол, скамейки, висели иконы, это особое место было для гостей.)

Первый тур

Выходит первая тройка игроков.

Ведущий: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Убранство избы не отличалось разнообразием мебели (стол, лавки, скамьи – лавки со спинками, стольцы - табуретки, сундуки), все делалось с любовью, и было не только полезным, но и красивым. Это стремление к прекрасному передавалось от поколения к поколению. Так появлялись народные умельцы.

Задание: Чем украшали мастера обиходные вещи? (резьба, вышивка, роспись, кружево)

Второй тур

Выходит вторая тройка игроков.

Ведущий: В избе окна были без стёкал. Они появились позже, причём, стоили очень дорого, и ставили их, только в богатых домах. Стекло того времени только пропускало свет, а что происходит на улице, через них видно не было. Так же происходило и с окнами в крестьянских избах.

Задание: Чем закрывались окна в избе? (бычий пузырь)

Третий тур:

Выходит третья тройка игроков.

Ведущий: Все хозяйственные постройки двора (амбар, хлев, курятник) располагались по близости двора, а на Севере, где зимы суровые и снежные, все крестьянское хозяйство размещалось по одной крышей. Важное значение в хозяйстве крестьянина имел амбар. Основным предназначением амбара было хранение зерна и всевозможной утвари – бочек, кадок, коробов, сундуков, ведер.

Задание: Что служило в амбаре накопителем зерна? Как назывался короб, сделанный из толстых досок? (сусеки)

Игра со зрителями

Задание: «Доскажи пословицу»

1. Не красна изба углами, (а красна пирогами).

2. Умей в гости звать, (умей и угощать).

3. Встречай не с лестью, (а с честью).

4. Без хозяйки изба плачет, (без хозяина двор).

5. Не тот хлеб, что в поле, (а тот, что в амбаре).

6. Баня без пара, (что щи без навара).

7. В бане веник (дороже денег).

Финальная игра

Выходят 3 победителя туров.

Ведущий: Пора сбора ржи и пшеницы – очень важное время для крестьянина, ведь кто веет и сеет, тот не обеднеет. Собранный и связанный в снопы урожай на телегах везли молотить - выбивать из колосьев зерно, веять - на решете очищать зерно от сора, просушивать - на вешалах развешивать снопы.

Задание: Как назывались помещения, где проводились все последовательные действия с урожаем? (гумно, овин)

Суперигра

Выходит победитель финальной игры.

Ведущий: Неотъемлемой принадлежностью крестьянского двора была банька. Ее ставили на берегу реки или озера. Она делилась на две половины: предбанник и собственно баня. В предбаннике раздевались, развешивали чистую одежду, там можно было посидеть, передохнуть от жара. Дверь в саму баню делали совсем маленькой и обивали войлоком, чтобы тепло сохранялось. Мыться приходили, когда в бане становилось жарко.

Задание: Как называлось место для растопки бани? (камелёк)

III. Игра «Поле чудес»

Тема: «История мужской и женской одежды»

Цель:

- закрепить знания об истории одежды в Древней Руси, одежде крестьян и богатой знати;

- вспомнить пословицы о портном деле

Вопросы для отбора участников в турах:

1. Кто такой портной? (человек, который шьет одежду)

2. Как называлась одежда в Древней Руси? (портище)

3. Как назывались портные, в зависимости, что они шили? (шубники, кафтанники, рукавичники, карманники)

4. Где шили одежду в деревнях? (дома)

5. Кто шил одежду в бедных семьях? (хозяйка)

6. Кто шил одежду в богатых семьях? (служанки)

7. Какой использовался материал для пошива одежды? (шкуры, мех, шерсть животных)

8.  Какие были способы окрашивания тканей у простого люда? (краску делали, используя разные растения: зверобой, василёк, березу, кору ольхи, шелуху лука)

9. Какая часть одежды у людей, независимо от достатка, была основной? (рубаха или сорочка)

10.  Сколько рубах было у зажиточных людей? (не менее трёх)

11.  Как разделялись рубашки? (сорочка – нижняя шилась из легкой белой ткани, верхняя – верхница шилась из плотной цветной ткани)

12.  Какой был первоначальный покрой рубах? (шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук)

13. Почему рубаху называли косовороткой? (покрой ворота был не посередине груди,  а сбоку)

Первый тур

Выходит первая тройка игроков.

Ведущий: Материал для одежды крестьяне изготавливали в своем хозяйстве. Как уже было сказано, для этого использовались шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позднее. Домашнее прядение и ткачество в IX – XIII веках уже было широко развито. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, но и сами кроили и шили одежду.

Задание: Как называлось в старые времена грубое неокрашенное домотканое сукно? (сермяга)

Второй тур

Выходит вторая тройка игроков.

Ведущий: Вопрос к зрителям: Какие основные составляющие мужского гардероба наших предков были? (штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)

У женщин одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды была рубашка – сорочка, сшитая из холста. Богатые шили рубашки из батиста из шёлка. Поверх сорочки надевали сарафан – длинную одежду без рукавов.

Задание: До того, как в гардеробе женщины появились юбки, что они носили под сарафанами? (понева)

Третий тур:

Выходит третья тройка игроков.

Ведущий: В канун совершеннолетия, на именины, подруги надевали девушке поневу.

Задание: Какое событие символизирует этот ритуал? (сватовство)

Игра со зрителями

Задание: «Доскажи пословицу»

1. Всяк портной на (свой раскрой)

2. Не поносишь старого, (не носить и нового)

3. У него шуба (дом стережёт)

4. У бедного шуба (на рыбьем меху)

5. У бабы рубашка – те же мешки: рукава завяжи, (да чего хочешь положи)

Финальная игра

Выходят 3 победителя туров.

Ведущий: В прохладную погоду женщины надевали душегрею или телогрею. Богатые женщины надевали летник. Рукава летника сшивались только до локтя, а дальше они свисали полотнами.

Задание: Как называли эти полотна рукавов ( накапки)

Суперигра

Выходит победитель финальной игры.

Ведущий: Назовите атрибут мужской и женской одежды, который служит символом благосостояния человека на Руси? (кушак)

Страницы: 1 2

Алёшина Марина Леонидовна # 7 января 2014 в 22:39 0
Светлана Викторовна,здравствуйте!!!Прочитала ваш труд,это очень, очень нужный материал для меня!!!!Думаю и многим педагогам,работающим с детьми  над изучением народных обычаев ваш игровой материал пригодиться!!!Успехов и удачи вам в дальнейших работах!!!!СПАСИБО!!!!
Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 22:46 0
Очень интересный материал. Спасибо.
Людмила Николаевна Тонконог # 29 января 2018 в 20:21 0
Отличные сценарии мероприятий.Какая огромная предварительная работа должна им предшествовать!Желаю творческих успехов.Спасибо!
Нина Михайловна Малыхина # 8 сентября 2018 в 19:10 0
Спасибо за интересный материал. Наш детский сад много внимания уделяет знакомству с народными обычаями, культурой.Такую форму работы не использовали, возьму на заметку.