Методический материал к программе «Приобщение к ценностям русской народной культуры»

Игра «Счастливый случай» в ДОУ

IV. Игра « Счастливый случай »

Тема: «История мужской и женской обуви, головных уборов в Древней Руси»

Цель:

- закрепить и расширять знания об истории возникновения женских и мужских головных уборах, о форме и элементах украшения;

- уметь анализировать и сравнивать, какую обувь носили в Древней Руси бедные и  

 состоятельные люди;

- развивать познавательный интерес и творческую активность, эрудицию, упорство в 

 достижении цели;

- развивать умение работать в группе, находчивость и сообразительность;

- активизировать внимание.

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами начинаем игру «Счастливый случай». Неслучайно эта игра называется так, ведь благодаря этому случаю, мы с вами не только сможем вместе подумать и поразмышлять, но и насладиться минутами общения друг с другом. Нашу игру мы посвящаем теме «История мужской и женской обуви, головных уборов в Древней Руси». Команды, прошу приготовиться

(в игре примут участие 2 команды, в каждой из которых по 5 человек)

Гейм 1. «Разминка»

Вопросы задаются всем игрокам двум команд, за правильный ответ выдаются жетоны, которые впоследствии подсчитываются, и выявляется команда - победитель гейма.

Задание: Закончи пословицу:

1. Два сапога – ….. (пара)

2. Не красна изба углами, ….. (а красна пирогами)

3. Встречай не с лестью, ….. (а с честью)

4. Баня без пара, ….. (что щи без навара).

5. Семья сильна, ….(когда над ней крыша одна)

6. Не бравшись за топор, ….. (избы не срубишь)

7. Без топора не плотник, ….. (без игл не портной)

8. Всяк портной на ….. (свой раскрой)

9. Не поносишь старого, ….. (не носить и нового)

10. Без топора не плотник, …… (без игл не портной)

11.Торопясь и лаптя …. (не сплетёшь)

Гейм 2. «Ты мне, я тебе»

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома. За каждый правильный ответ присуждается по 5 баллов.

Вопросы к команде 1:

1. Самой древней обувью на Руси были? (простые мягкие туфли поршни)

2. Из какого материала изготавливали поршни? (из мягкой кожи)

3. Как назывались простые башмаки? (чоботы)

4. Вид ремесла из кожи? (кожевенно-сапожный)

5. Чем на Руси шили сапоги? (нитками, деревянные гвозди, металлические гвозди)

6. Что для прочности вставляли в задники сапог? (берестяную прокладку)

7. Чем утепляли сапоги для холодного времени года? (войлоком)

8. На что надевались сапоги? (на онучи)

9. Что такое онучи? (куски плотной ткани, которые навертывались на ногу)

10. Как называлась валяная обувь? (валенки)

11. Из чего изготавливали валенки? (из овечьей шерсти)

12. Как назывались валенки с коротким голенищем? (валяные коты, чуни, кеньги)

Вопросы к команде 2:

1. Назовите самую распространенную обувь на Руси? (лапти)

2. Как называли в те времена Русь? (лапотная Русь)

3. Из какого материала плели лапти? (из липового лыка, из ивы, вяза, берёзы, дуба)

4. Какова была длина лыка? (чуть больше двух метров)

5. Чем плели лапти (обычным крючком)

6. Что делали с нарезанным лыком перед началом плетения лаптей? (размачивали в горячей воде, очищали от коры и разрезали на тонкие ленты)

7.  Что стелили внутрь лаптей для прочности и утепления? (солому, чтобы ноги не замерзали и не промокали)

8.  Что такое рачки? (лапти для сенокоса, не удерживающие воду)

9.   Что такое чуни? (лапти из верёвки)

10. Как назывались лапти из конского волоса? (волосянки)

11.   На чём держались лапти на ногах? (на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна)

12.  Почему говорили: «Торопясь, и лаптя не сплетёшь?» (Для плетения требовалось много времени, поэтому плетением занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за один день сплести две пары лаптей.)

Гейм 3. «Заморочки из бочки»

Задание: достать бочонок с номером.

Каждая команда по очереди достает по одному бочонку, а ведущий зачитывает вопрос, соответствующий этому номеру. Если команда затрудняется с ответом или дала неправильный ответ, то могут ответить на этот вопрос их соперники. Каждая команда отвечает на три вопроса.

За каждый правильный ответ команда получает по 10 очков.

Вопросы команде 1:

1.  У русских всегда считалось, что головной убор являлся важной частью туалета. Назовите, какие были мужские головные уборы, чем отличались друг от друга.

(Это были меховые, валенные или плетёные шапки, напоминающие колпаки, поля которых отворачивались. Колпаки изготавливали из войлока, бархата, в общем, по достатку. Поля этих шапок украшали пуговицами и кистями. Такие шапки называли – науруз.

 Мужчины побогаче носили добротные шапки – поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки, или плисовые – с меховой опушкой. Их называли мурмолки – шапки с полоской, расширенные книзу.)

3. Почему появилась мода стричь волосы «под горшок»? (потому что появились круглые маленькие шапочки – тюфьи, или «скуфьи», которые были разного цвета, украшались расшитым шёлком)

4. Какие были первые парикмахерские? (Первые парикмахерские располагались прямо под открытым небом. Отстриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю.)

Вопросы команде 2:

1.  Женщины тоже носили головные уборы. Что предписывал один из самых древних обычаев? (замужней женщине скрывать свои волосы.)

2. Что значит опростоволоситься? (опозориться)

3.Какие существовал женские головные уборы? (Следуя изменяющейся моде, головные уборы разделялись на те, которые носили молодые девушки на выданье и замужние. Были будничные, праздничные, свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы)

Гейм 4. «Гонка за лидером»

Задание: в течение одной минуты команда должна попытаться ответить на 8 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 10 очков, если дан неточный ответ, то пять очков.

Вопросы команде 1:

1.Что такое запоны? (запонки)

2. Что такое науруз? (колпак с небольшими полями, украшенный пуговицами и кистями)

3. Что такое мурмолка? (шапка с полоской, расширенная книзу с меховыми отворотами)

4. Что такое горлатная шапка? (сделанная из нежного меха соболя)

5. Как называлась фуражка с козырьком? (картуз)

6. Как называли молодых девушек на выданье? (молодухи)

7. Как называли головной убор горожанок и крестьянок? (повой или урус)

8. Что собой представлял повой? (Длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Его обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи)

Вопросы команде 2:

9. Что такое подбрусник? (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетённые в косы волосы)

10. Как называется связанная крючком сетка для волос? (волосник)

11. Как ухаживали за своими волосами молодые девушки? (ходили с распущенными волосами или заплетали в косы)

12. Чем поддерживали свои волосы девушки? (венчиком)

13. Что представлял собой венчик? (узкая металлическая или матерчатая полоска, которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке)

14. Что такое поднизы? (сетка из жемчуга)

15. От каких названий произошли рукавицы? (рука, перст-палец)

16. Как назывались рукава городских модниц, покрытые сверху материей? (муфты)

Подведение итогов

V. Игра Что? Где? Когда?

Тема: История русской кухни

Правила игры: В игре принимают участие 2 команды - знатоки. Играют одновременно все команды. Каждая команда выбирает капитанов.

Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд, до истечения минуты обсуждения, раздается звуковой сигнал. По окончании минуты, капитаны команд должны предоставить слово для ответа на вопрос участнику своей команды, чей ответ в период обсуждения, по мнению капитана, оказался приближенным к правильному.

Команды, ответившие верно на вопрос получают 5 баллов; ответившие неверно или не ответившие - 0 баллов.

Побеждает та команда, которая за определённое количество туров наберёт максимальное количество очков.

Цель:

- закрепить знания об истории зарождения русской кухни на Руси;

- развивать познавательный интерес и творческую активность, эрудицию, упорство в достижение цели;

- развивать умение работать в группе, находчивость и сообразительность;

- активизировать внимание.

Вопросы для туров:

1. Из чего на Руси пекли хлеб наши предки? (На Руси пекли хлеб из кислого 

заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, чёрный хлеб. Но там, где выращивали пшеницу, выпекали и белый хлеб.)

2. Как назывался хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, сито (решётным, ситцевым)

3. От чего зависело качество хлеба? Как назывался такой хлеб? (Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с остатками колосьев, его называли мякинным.)

4. Как делились продукты питания на Руси у людей? (Продукты делились на пост и мясоед. Строго соблюдались длительные посты: Великий – семь недель перед Пасхой, Петровский – через восемь недель после Пасха, Успенский, Рождественский. Кроме этого, постными днями были среда и пятница. В году было всего 200 постных дней. В мясоед отмечались все основные праздники: Пасха, Покров, Рождество.)

5. Назовите наиболее распространённые блюда на Руси у простых людей. Расскажите о них. (Издавна был кисель из овсяной и ржаной муки, похлёбка - суп, щи, борщ, уха, окрошка. Превосходство имела каша. Русская кухня знала более 20 видов: гречневая простая, с горохом, пшёная, морковная, овсяная, репная, гороховая и  т.д.

Особым блюдом на Руси была кутья. Её готовили из зёрен пшеницы с добавлением мёда, потом стали класть мак, а в 19 веке кутья превратилась в блюдо из риса с изюмом. Пекли до 20 видов пирогов с разными начинками. Делали компоты  - взвары. Готовили квас: хлебный, яблочневый, грушевый и др.)

6. О чём помнили всегда наши предки? (Надо жить по библейским заповедям. Надо прежде всего помнить о душе, жить по законам Добра и Справедливости)

7. Что собой представлял самовар на Руси? (Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. В качестве материала использовали серебро, медь, железо, фарфор. Популярны были самовары - термосы с двумя - тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая.)

8. Назовите родину происхождения самовара. Чья ещё была эта родина? (Родиной самовара был город Тула, он же и родина тульских пряников.)

9. В чём состояла трапеза чаепития из самовара? (Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. 

Наши предки пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах.)

10. Как назывались пряники на Руси? Почему? (Тульский пряник, пропитанный мёдом, со слоем повидла внутри, называли печатным. Потому что делали такие пряники с помощью специальных деревянных форм – трафаретов. В результате, на поверхности пряников самых разных размеров отпечатывались затейливые рисунки.)

11. Что изображали на пряниках? (Города с церквами и башнями, фантастическими птицами и зверями, были пряники- буквари с алфавитом. Их выпекали не только для еды, но и как сувениры к различным народным праздникам.)

12. Какое дерево использовали для изготовления деревянной посуды? (луб)

13. Чем разливали напитки? (ковш - черпак)

14. Как назывался ковш – черпак? (скобкарь)

15. Родина происхождения ковша? (Архангельская и Вологодская области)

16. Из чего были сделаны хлебопечные чашки? (из корня дерева)

17. Как называлась посуда для напитков? (чарка)

18. Чем в крестьянском быту заменялись стопки, чарки, стаканы? (заменялись бондарными жбанами и кружками)

19. Как назывались кадки для хранения воды? (бондарные)

20. Посуда для просеивания муки? (ночвы)

21. Основная посуда на крестьянском столе? (солоница)

22. Как называлась круглая чаша, в верхней части которой проделано отверстие с вставленным желобком – носиком? (ендова чаша)

23. Как назывался сосуд в виде небольшой глубокой чаши с крышкой круглой формы и служил как индивидуальная посуда? (ставец)

24. Что пришло на смену ставцам? (миски)

VI. Игра «Поле чудес»

Тема: Русские народные праздники

Цель:

- закрепить и расширить знания о русских православных праздниках, их традиции и 

 обычаи;

- учить следовать нравственным заповедям;

- воспитывать дружелюбие, чувство заботы о ближнем.

Ведущий: Много было праздников на Руси. Так в мае дружно встречали весну, украшали берёзки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.

Сегодня мы с вами вспомним традиции и обычаи русских народных праздников Пасха, Рождество христово и Масленицы.

Вопросы для отбора участников в турах:

1.  Что умели и любили делать наши предки? (веселиться)

2.  Под музыку каких инструментов водили хороводы, пели, плясали, затевали игры? (под музыку свирелей, балалаек, гармошек)

3. Кто были издавна участниками всех праздников на Руси? (скоморохи)

4. В состав бродячих артистов кто ещё входил? (кукольники, лицедеи)

5. Когда начинаются святые вечера? (с 25 декабря по 6 января)

6.  С каким праздником совпадают Святки? (с Новым годом)

7. Как называется ночь перед Рождеством? (Сочельник)

8. Как называлась последняя неделя перед Великим постом? (сырная)

9.  Как назывались дни масленицы? (понедельник – «встреча», вторник- «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «широкий», пятница – «тёщины вечера», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «прощённый день» )

10.  Чем служил первый испечённый блин? (символ солнца красного)

Первый тур

Выходит первая тройка игроков.

Ведущий: После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, была на Руси Пасха. Слово пасха – еврейское слово.

Задание: Что обозначает слово пасха? (освобождение)

Второй тур

Выходит вторая тройка игроков.

Ведущий: На Рождество все две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных, и птиц, и дарили их друг другу.

Задание: Какой ещё обряд в древности был одним из главных обычаев праздника? (гадание)

Третий тур

Выходит третья тройка игроков.

Ведущий: Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать ёлку. Этот обычай берёт своё начало из легенды о ёлке, где ангел одарил зелёные ветви ели небесной красотой, которая осветила своим сиянием Младенца. С тех пор маленькие дети радуются и веселяться на этом празднике.

Задание: Чем одарил ангел ёлку? (звёзды)

Игра со зрителями:

Задание: «Доскажи пословицу»

1. Не житьё, а ……(масленица)

2. Блин не клин, живота ……(не расколет)

3. Не все коту масленица, а будет и ……(Великий Пост)

4. Весна идёт полна чудес – …..(Христос воскрес, Христос воскрес!)

5. В Рождество на крылечке, на Пасху …..(у печки)

6. Много снега – …..(много хлеба)

Финальная игра

Выходит четвёртая тройка игроков.

Ведущий: Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц подуть на опару.

Задание: Что делали с первым испечённым блином? (отдавали нищему)

Суперигра

Выходит победитель финальной игры.

Ведущий: Назовите традиционное время свадеб. (Красная горка)

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Страницы: 1 2
Алёшина Марина Леонидовна # 7 января 2014 в 22:39 0
Светлана Викторовна,здравствуйте!!!Прочитала ваш труд,это очень, очень нужный материал для меня!!!!Думаю и многим педагогам,работающим с детьми  над изучением народных обычаев ваш игровой материал пригодиться!!!Успехов и удачи вам в дальнейших работах!!!!СПАСИБО!!!!
Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 22:46 0
Очень интересный материал. Спасибо.
Людмила Николаевна Тонконог # 29 января 2018 в 20:21 0
Отличные сценарии мероприятий.Какая огромная предварительная работа должна им предшествовать!Желаю творческих успехов.Спасибо!
Нина Михайловна Малыхина # 8 сентября 2018 в 19:10 0
Спасибо за интересный материал. Наш детский сад много внимания уделяет знакомству с народными обычаями, культурой.Такую форму работы не использовали, возьму на заметку.