Конкурсы

Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста

Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста «Ловкий пальчик»

Автор: Горлова Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ №73

Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т.к. содержит материал направленный на развитие сенсорно-моторных навыков у самых маленьких дошколят.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей ясельного возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Новизна программы.

Данная программа разработана для детей ясельного возраста, в процессе разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.

Цель программы: создание в детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей ясельного возраста.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей ясельного возраста;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной реализации программы;

4. Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей ясельного возраста.

Данная программа основывается на следующих принципах:

1. Принцип дифференциации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип повторения умений и навыков.

6. Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).

7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.

Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей ясельного возраста.

Ожидаемые результаты

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

1.     Развитие речевых функций;

2.     Развитие двигательных функций;

3.     Развитие слуховых функций;

4.     Развитие зрительных функций;

5.     Развитие осязательной функции;

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.

Данная программа разработана для воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей ясельного возраста.

Сроки реализации программы: 1 учебный год (36 занятий). Частота занятий - 1 раз в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Форма работы

Цель работы

Методы и приемы работы

Количество часов

1

Диагностика

Выявление у дошкольников уровня сенсорно – моторного развития

Наблюдение,

Беседа с родителями

2 часа

2

Дидактические игры и упражнения

Развитие сенсорно – моторных навыков путем игры

Игровая деятельность

1 раз в неделю

3

Самостоятельная деятельность

Закрепление сенсорно- моторных навыков полученных в процессе занятий

Организация окружающей среды, использование дидактического материала

Ежедневно

4

Работа с родителями

Привлечение родителей к сенсорно-моторному развитию детей, закрепление навыков, полученных в прцессе реализации программы

Индивидуальная и групповая работа, подготовка домашних заданий

1 раз в неделю

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа содержит два направления: - работа с родителями;

- работа с детьми.

Каждое из данных направлений предполагает индивидуальные и групповые занятия. Программа состоит из 9 блоков, один блок это один месяц. Для каждого месяца разработана своя тема, в соответствии с которой выполняется подбор материала и упражнений.

Темы блоков:

Сентябрь - Мой дом.

Октябрь – Осень.

Ноябрь – Сказка.

Декабрь – Елка.

Январь – Музыка.

Февраль – Овощи.

Март – Животные.

Апрель – Дождик

Май – Солнышко.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 № Блока

Тема

Дидактические игры, упражнения

1.

Мой дом

1.     «Чей это дом?»

2.     «Где наша крыша?»

3.     Собери домик.

4.     Построим дом для зайчика

2.

Осень

1.     «Собери листочки»

2.     «Листопад».

3.     «Найди шишку».

4.     «Подуй на листочки»

3.

Сказка

1.     «Тянем репку».

2.     «Найди колобка»

3.     «Яичко не простое».

4.     «Петушок и горошек».

4.

Ёлка

1.     «Собери ёлочку».

2.     «Найди украшение на ёлку».

3.     «Гирлянда на елку».

4.     «Какие у ёлочки иголочки».

5.

Музыка

1.     « Найди музыку».

2.     « Кто громче».

3.     « Танец с воспитателем».

4.     « Пошумим?»

6.

Овощи

1.     « Сварим суп».

2.     «Собери морковь».

3.     «Найди пару».

4.     «Накорми зайку».

7.

Животные

1.     «Кто сказал Мяу?»

2.     «Дочки – матери».

3.     «Найди мишку».

4.     Аппликация «Цыпленок».

8.

Дождик

1.     «Кто стучит по крышам?»

2.     «Капелька».

3.     «Мокрый – сухой».

4.     «Где домик Капельки?».

9.

Солнышко

1.     «Лучики».

2.     «Солнышко – какое оно?»

3.     «Пара солнцу».

4.     «Солнечный зайчик».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верзилина , Я. В. Детство со сказкой / Я. В. Верзилина // Начальная школа. - 2009. - №6

2.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А.Васильева. - М:»Мозаика-синтез», 2006.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1995.

4. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. - М., 1974.

5. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений : Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)

оксана # 31 марта 2014 в 13:17 0
программой можно воспользоваться, но хочется работу с родителями по подробней узнать
Ольга Леонидовна Максимова # 15 июля 2014 в 13:16 0
Работа с родителями детей любого возраста важна, но особенно малышей конечно!
Юлия Викторовна Захарова # 16 октября 2014 в 18:04 0
Спасибо за интересный материал! Хотелось бы только посмотреть содержание данных игр (или литературные источники, где можно их найти), потому что по названию игры не всегда можно определить ее содержание.
Ольга Борисовна Кабаненко # 15 ноября 2014 в 22:56 0
Интересное направление, постоянно разрабатываемое. В данной работе автор разработал календарно-тематическое планирование. Его можно взять за основу и перерабатывать в своем ДОУ. Работа перспективная и еще можно дальше разрабатывать. Спасибо.
Ирина Сергеевна Беляева # 7 декабря 2014 в 19:27 0
Замечательное направление работы с детьми ясельного возраста, подробнее хотелось бы узнать, как проходила работа с родителями, все ли старались выполнять домашние задания, получил ли данный проект положительные оценки и отзывы родителей, были ли они заинтересованы?
Любовь Геннадьевна Займогова # 11 декабря 2014 в 20:27 0
Надежда Владимировна!!! Я ознакомилась с вашей программой "Ловкий пальчик! На ранним возрасте я работаю первый год. До этого 25 лет отработала с детьми 3-4 лет. Для младшей группы мною разработано много комплексно - тематических планов. В вашей программе мне понравились темы блоков и само календарно - тематическое планирование, но я согласна, что хотелось бы к дидактическим играм задачи, или цель к блоку. Но я думаю, что это как у нас у многих осталось в "своей копилке". Все прекрасно и интересно. творческих вам успехов. Голос для Вас!!!
Елизавета Александровна Бабихина # 27 февраля 2015 в 21:55 +2
Мне понравилось, что ваша программа "Ловкий пальчик" подразделена на блоки, каждый из которых имеет свою тему, уже к которой можно подбирать упражнения и дидактические материалы. Замечательно, что в вашей программе подразумевается как групповая работа, так и индивидуальная. Особенно важно, что в вашей программе присутствует работа с родителями, что по сей день является весьма актуальным. Спасибо.
Ирина Алексадровна Кинеева # 27 марта 2015 в 16:43 +1
Программа интересная. Я работаю с детьми раннего возраста у же несколько лет и для этого возраста очень мало материала. Читала с радостью. Хотелось бы еще подробно узнать работу с родителями и примерные конспекты занятий.
Анна Михайловна Бородулина # 9 июня 2015 в 15:58 0
Очень интересный и полезный материал! Буду использовать его не только в своей работе, но и заниматься со своим ребенком дома, потому что мелкая моторика развивает речь ребенка. Творческих успехов Вам в работе!
Ольга Юрьевна Неверова # 19 августа 2015 в 02:42 0
Материал интересный,заслуживает внимания, многое возьму себе себе на заметку. Хотелось бы побольше информации для ясельных деток..., ее очень мало...не хватает подробных конспектов занятий...Автору успехов и спасибо
Наталья Петровна Юровская # 4 октября 2015 в 11:28 0
Хороший материал который могу использовать с детьми с своей работаю.
Галина Мечиславовна Пуртова # 23 ноября 2015 в 09:12 0
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо за программу! Я много лет проработала с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, поэтому точно знаю, насколько важно развивать моторику. Честно говоря, придя работать в детский сад, я даже понятия не имела о том, что это такое. Всему приходилось учиться заново. Сейчас, благодаря Интернету, у начинающих воспитателей гораздо больше возможностей для самообразования. Я думаю, что Ваша программа будет интересна и более опытным педагогам. Что касается игр и упражнений, я думаю, их можно было оформить в виде приложения к программе, тем более Вы указали, что некоторые игры являются авторскими. Было бы интересно узнать о них подробней.
Ольга Анатольевна Забанова # 11 декабря 2015 в 05:09 0
здравствуйте. я работаю на раннем возрасте и знаю как непросто работать с такими малышами. ваша программа написано состоит из двух блоков, но здесь вы представили только один блок и то видимо не полностью в нем отсутствуют индивидуальные и групповые занятия, которые по вашим словам включает блок, и так хотелось бы увидеть второй блок программы- работа с родителями. а подборка дидактических игр интересна и разнообразна. Спасибо
Галина Васильевна Колесникова # 23 февраля 2016 в 12:40 0
Хороший материал который могут использовать воспитатели с детьми в своей работе.Творческих успехов Вам в работе!
Наталья Владимировна Мезенцева # 8 августа 2016 в 13:51 0
Работа с родителями детей любого возраста важна, но особенно малышей конечно!
Татьяна Сергеевна Нестерова # 10 августа 2016 в 17:54 0
Грамотно составленная программа! Автор легко и непринужденно решает основные проблемные разделы данного возраста: описывает требования предметно - окружающую среды для развития сенсорно – моторных функций у детей ясельного возраста;дает рекомендации по подбору методического материала, подробно описывает работу с родителями.
Ольга Владимировна Фисюк # 17 октября 2016 в 15:21 0
очень хорошая, структурированная программа!!!!!!!
Светлана Шумилова # 17 февраля 2017 в 14:20 0
Очень важная тема. Развитие мелкой моторики - очень серьезный момент для детей дошкольного возраста. Данная программа помогает вести работу целенаправленно и систематично. Очень интересная тематическая подборка. Конечно, хотелось бы видеть игры и методические приемы, которые помогают Вам в достижении поставленных задач.
Шумилова Светлана # 17 февраля 2017 в 15:21 0
Очень важная тема. Развитие мелкой моторики - очень серьезный момент для детей дошкольного возраста. Данная программа помогает вести работу целенаправленно и систематично. Очень интересная тематическая подборка. Конечно, хотелось бы видеть игры и методические приемы, которые помогают Вам в достижении поставленных задач.
Диана Владимировна Гурьянова # 12 апреля 2018 в 07:20 0
Материал интересный,заслуживает внимания, многое возьму себе себе на заметку.Зная , что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно полноценного формирование умственных способностей ребенка .Мне понравилось ,что в программе вы проводите систематические индивидуальные и групповые занятия по сенсорному развитию детей, учитывая особенности каждого воспитанника.
Особенно важно, что в вашей программе присутствует работа с родителями, что по сей день является весьма актуальным. Спасибо