Автор: Горлова Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ №73
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т.к. содержит материал направленный на развитие сенсорно-моторных навыков у самых маленьких дошколят.
Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.
Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей ясельного возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.
Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Данная программа разработана для детей ясельного возраста, в процессе разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
Цель программы: создание в детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей ясельного возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей ясельного возраста;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной реализации программы;
4. Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей ясельного возраста.
Данная программа основывается на следующих принципах:
1. Принцип дифференциации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип повторения умений и навыков.
6. Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).
7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.
Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей ясельного возраста.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Развитие речевых функций;
2. Развитие двигательных функций;
3. Развитие слуховых функций;
4. Развитие зрительных функций;
5. Развитие осязательной функции;
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.
Данная программа разработана для воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей ясельного возраста.
Сроки реализации программы: 1 учебный год (36 занятий). Частота занятий - 1 раз в неделю.
№ |
Форма работы |
Цель работы |
Методы и приемы работы |
Количество часов |
1 |
Диагностика |
Выявление у дошкольников уровня сенсорно – моторного развития |
Наблюдение, Беседа с родителями |
2 часа |
2 |
Дидактические игры и упражнения |
Развитие сенсорно – моторных навыков путем игры |
Игровая деятельность |
1 раз в неделю |
3 |
Самостоятельная деятельность |
Закрепление сенсорно- моторных навыков полученных в процессе занятий |
Организация окружающей среды, использование дидактического материала |
Ежедневно |
4 |
Работа с родителями |
Привлечение родителей к сенсорно-моторному развитию детей, закрепление навыков, полученных в прцессе реализации программы |
Индивидуальная и групповая работа, подготовка домашних заданий |
1 раз в неделю |
Программа содержит два направления: - работа с родителями;
- работа с детьми.
Каждое из данных направлений предполагает индивидуальные и групповые занятия. Программа состоит из 9 блоков, один блок это один месяц. Для каждого месяца разработана своя тема, в соответствии с которой выполняется подбор материала и упражнений.
Темы блоков:
Сентябрь - Мой дом.
Октябрь – Осень.
Ноябрь – Сказка.
Декабрь – Елка.
Январь – Музыка.
Февраль – Овощи.
Март – Животные.
Апрель – Дождик
Май – Солнышко.
№ Блока |
Тема |
Дидактические игры, упражнения |
1. |
Мой дом |
1. «Чей это дом?» 2. «Где наша крыша?» 3. Собери домик. 4. Построим дом для зайчика |
2. |
Осень |
1. «Собери листочки» 2. «Листопад». 3. «Найди шишку». 4. «Подуй на листочки» |
3. |
Сказка |
1. «Тянем репку». 2. «Найди колобка» 3. «Яичко не простое». 4. «Петушок и горошек». |
4. |
Ёлка |
1. «Собери ёлочку». 2. «Найди украшение на ёлку». 3. «Гирлянда на елку». 4. «Какие у ёлочки иголочки». |
5. |
Музыка |
1. « Найди музыку». 2. « Кто громче». 3. « Танец с воспитателем». 4. « Пошумим?» |
6. |
Овощи |
1. « Сварим суп». 2. «Собери морковь». 3. «Найди пару». 4. «Накорми зайку». |
7. |
Животные |
1. «Кто сказал Мяу?» 2. «Дочки – матери». 3. «Найди мишку». 4. Аппликация «Цыпленок». |
8. |
Дождик |
1. «Кто стучит по крышам?» 2. «Капелька». 3. «Мокрый – сухой». 4. «Где домик Капельки?». |
9. |
Солнышко |
1. «Лучики». 2. «Солнышко – какое оно?» 3. «Пара солнцу». 4. «Солнечный зайчик». |
1. Верзилина , Я. В. Детство со сказкой / Я. В. Верзилина // Начальная школа. - 2009. - №6
2.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А.Васильева. - М:»Мозаика-синтез», 2006.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1995.
4. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. - М., 1974.
5. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений : Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
оксана # 31 марта 2014 в 13:17 0 |
программой можно воспользоваться, но хочется работу с родителями по подробней узнать |
Ольга Леонидовна Максимова # 15 июля 2014 в 13:16 0 | ||
|
Юлия Викторовна Захарова # 16 октября 2014 в 18:04 0 |
Ольга Борисовна Кабаненко # 15 ноября 2014 в 22:56 0 |
Ирина Сергеевна Беляева # 7 декабря 2014 в 19:27 0 |
Любовь Геннадьевна Займогова # 11 декабря 2014 в 20:27 0 |
Елизавета Александровна Бабихина # 27 февраля 2015 в 21:55 +2 |
Ирина Алексадровна Кинеева # 27 марта 2015 в 16:43 +1 |
Анна Михайловна Бородулина # 9 июня 2015 в 15:58 0 |
Ольга Юрьевна Неверова # 19 августа 2015 в 02:42 0 |
Наталья Петровна Юровская # 4 октября 2015 в 11:28 0 | ||
|
Галина Мечиславовна Пуртова # 23 ноября 2015 в 09:12 0 |
Ольга Анатольевна Забанова # 11 декабря 2015 в 05:09 0 |
Галина Васильевна Колесникова # 23 февраля 2016 в 12:40 0 | ||
|
Наталья Владимировна Мезенцева # 8 августа 2016 в 13:51 0 | ||
|
Татьяна Сергеевна Нестерова # 10 августа 2016 в 17:54 0 |
Ольга Владимировна Фисюк # 17 октября 2016 в 15:21 0 | ||
|
Светлана Шумилова # 17 февраля 2017 в 14:20 0 |
Очень важная тема. Развитие мелкой моторики - очень серьезный момент для детей дошкольного возраста. Данная программа помогает вести работу целенаправленно и систематично. Очень интересная тематическая подборка. Конечно, хотелось бы видеть игры и методические приемы, которые помогают Вам в достижении поставленных задач. |
Шумилова Светлана # 17 февраля 2017 в 15:21 0 |
Диана Владимировна Гурьянова # 12 апреля 2018 в 07:20 0 |