Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)

Автор: Салова Эльвира Николаевна, инструктор по плаванию НДОУ «Детский сад №152 ОАО «РЖД»

Описание работы: Представляю методическую разработку дополнительной части программы обучения плаванию детей дошкольного возраста (2-7 лет) по программе «Детство» с  учётом федеральных требований.  Материал необходим для работы дошкольных учреждений, в которых есть плавательный бассейн. Он будет полезен как для инструкторов по плаванию, так и для методистов ДОУ, воспитателям и родителям.

Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)

Основные задачи содержания процесса обучения плаванию детей дошкольного возраста должны решаться  в ходе реализации других областей Программы.  Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательной программы. Основными образовательными областями при обучении плаванию являются «Физическая культура» и «Здоровье». Опираясь на них, мною была разработана дополнительная часть программы обучения плаванию в ДОУ. Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности. Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства. Данная программа  называется «Послушные волны»:

· Малая волна – дети 2-3 лет;

· Первая волна – дети 3-4 лет;

· Вторая волна – дети 4-5 лет;

· Третья волна – дети 5-6 лет;

· Четвёртая волна – дети 6-7 лет.

«Малая волна» (дети  2-3  года)

Задачи

1.  Познакомить детей с помещением бассейна.

2.  Адаптировать детей к водному пространству и приобщать малышей к плавательному процессу.

3.  Способствовать повышению сопротивляемости организ­ма к неблагоприятным факторам внешней среды.

4.  Формировать гигиенические навыки.

5.  Учить правилам поведения на воде.

Интеграция с образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы».

О чём узнают дети

Дети познакомятся с помещением бассейна, раздевальных и душевых комнат. На примере другой группы посмотрят «зрителями» как нужно: раздеваться, складывать одежду; пройти осмотр чистоты кожного покрытия и ухода ногтей на руках и ногах; надеть плавательную шапочку; пройти в душевую, помыться там мочалкой и сполоснуться; надеть купальный костюм и вместе с инструктором по плаванию спуститься  по лестнице в воду. Узнают о свойствах воды. Освоят передвижения в воде. Начнут выполнять простые упражнения, подводящие к обучению плаванию в дальнейшем.

Малыши узнают об основных умениях и навыках личной гигиены, содействующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; о ситуациях угрожающих здоровью; о строении тела человека, его основных частях, их назначениях, правилах ухода за ними через стихи и потешки.

Что осваивают дети

Дети свободно чувствуют себя в помещении бассейна. С помощью инструктора по плаванию спускаются по лестнице в чашу бассейна и выходят из него. Передвигаются в воде, держась за руку инструктора или за перила лестницы, постепенно переходят на самостоятельные передвижения в воде. Играют с надувными игрушками, кругами, мячами и другими предметами. Знакомятся со свойствами воды, учатся не бояться брызг. Приучаются  слушать команды инструктора и выполнять нужные движения и упражнения в воде. Осваивают игровые упражнения и игры, подводящие к погружению лица в воду и задержки дыхания под водой.

Формируются первые необходимые гигиенические навыки, самостоятельность в раздевании и надевании одежды, мыться под душем, пользоваться индивидуальными губками, сушить волосы под феном.

Упражнения и игры

Игровые упражнения с предметами: «Поймай рыбку», «Догони мяч», «Плыви игрушка». Игры: «Прыгаем как зайчики», «Хоровод», «Карусели», «Кораблики», «День и ночь», «Цапли», «Маленькие и большие ножки», «Фонтан», «Солнышко и дождик», «Догони меня», «Бегом за мячом». Упражнение на погружение в воду: «Горячий чай», «Умывание», «Черепаха», «Смелые ребята», «Море волнуется», «Волны на море».

Тестовые задания (мониторинг)

1. Свободный и самостоятельный вход в воду.

2. Свободные и разнообразные способы передвижения в воде.

3. Погружение лица в воду.

4. Плавание с надувной игрушкой или кругом.

Итоги освоения содержания образовательной области. Достижения ребенка (Что нас радует)

· Ребенок свободно находится в помещении бассейна.

· С желанием заходит в воду и самостоятельно передвигается в ней.

· Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с надувными игрушками.

· Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания.

· С большим желанием вступает в общение с другими детьми при выполнении игровых  упражнений в воде и в подвижных играх.

· Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения на воде. Стремится соблюдать элементарные пра­вила гигиены.

· С удовольствием выполняет культурно-гигиенические навыки, положительно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

· Ребенок отказывается заходить и спускаться в чашу бассейна.

· Малоподвижен, боится отойти от бортика.

· Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая.

· Боится полностью погрузиться  в воду.

· Не умеет действовать по указанию инструктора.

· Не желает вступать в общение с воспитателем и другими детьми для выполнения игровых плавательных упражнений.

· Ребенок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения. Имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены.

Рекомендуем посмотреть:

Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Hermes # 16 ноября 2013 в 18:12 +1
Наконец-то достойная статья! Я работаю над диссертацией по педагогике, и могу сказать, что очень мало методических разработок в Интернете связаны с обучением плаванию в ДОУ. Ссылка на эту работу займет достойное место в моем труде.
Эльвира Николаевна # 18 ноября 2013 в 21:12 +1
Спасибо! Да, действительно не так много информации по обучению детей дошкольного возраста плаванию. очень рада, что кому нибудь моя разработка принесёт пользу. Для этого и работаем...
анастасия Петровская # 28 ноября 2013 в 20:21 +2
эльвира николаевна что делать если дочка очень боиться воды? может есть игры или методики научить
Эльвира Николаевна # 2 декабря 2013 в 18:25 +2
Здравствуйте Анастасия! Во-первых хотелось бы узнать возраст девочки. А вообще первое чему научить - спокойно умываться. Полную пригоршню воды брызгать на лицо. затем протереть глаза руками. Обыграть это с положительными эмоциями. Второе - купать в ванной полной воды без пены. Третье - во время купания включать душ и давать девочке играть с ним. Случайно попадая капли на лицо спокойнее переносятся детьми, а если обыграть с игрой "Солнышко и дождик" можно выработать устойчивое привыкание к воде. К умению выполнять дыхательные упражнения нужны другие игры, но это после привыкания к воде. Попробуйте, может и получится.если нужно - дам другие рекомендации! Эльвира Николаевна
Ольга Николаевна Нагаева # 13 января 2014 в 20:01 +1
Замечательная работа!!! Трудолюбие, опыт, знания! Успехов в работе!
Эльвира Николаевна # 13 января 2014 в 20:17 +1
Спасибо Ольга Николаевна! Я поняла, что у Вас получилось зарегистрироваться на этом замечательном педагогическом сайте! Успехов в творческой работе!!!
кОнФетКа # 8 февраля 2014 в 18:41 0
как здорово, когда в садике есть басейн! У нас в Ростове это - редкость ((
Светлана # 1 декабря 2014 в 01:11 0
Эльвира Николаевна, вам не стыдно чуже труды присваивать себе???????????? Я лично знакома с автором- разработчиком "Послушных волн". Авторские права ещё никто не отменял!
Александра Анатольевна Острикова # 2 марта 2016 в 23:34 0
спасибо! теоретически все выдержанно. особенно порадовал пункт "Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей". так мало материала, который действительно грамотно составлен, скомпонован и будет полезен воспитателям и родителям.
Ольга Сергеевна Мишина # 10 апреля 2016 в 17:23 0
Добрый день! Изложенный материал очень интересный, содержательный. Спасибо за ваш труд