Автор: Салова Эльвира Николаевна, инструктор по плаванию НДОУ «Детский сад №152 ОАО «РЖД»
Описание работы: Представляю методическую разработку дополнительной части программы обучения плаванию детей дошкольного возраста (2-7 лет) по программе «Детство» с учётом федеральных требований. Материал необходим для работы дошкольных учреждений, в которых есть плавательный бассейн. Он будет полезен как для инструкторов по плаванию, так и для методистов ДОУ, воспитателям и родителям.
Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)
Основные задачи содержания процесса обучения плаванию детей дошкольного возраста должны решаться в ходе реализации других областей Программы. Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательной программы. Основными образовательными областями при обучении плаванию являются «Физическая культура» и «Здоровье». Опираясь на них, мною была разработана дополнительная часть программы обучения плаванию в ДОУ. Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности. Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства. Данная программа называется «Послушные волны»:
· Малая волна – дети 2-3 лет;
· Первая волна – дети 3-4 лет;
· Вторая волна – дети 4-5 лет;
· Третья волна – дети 5-6 лет;
· Четвёртая волна – дети 6-7 лет.
«Малая волна» (дети 2-3 года)
Задачи
1. Познакомить детей с помещением бассейна.
2. Адаптировать детей к водному пространству и приобщать малышей к плавательному процессу.
3. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
4. Формировать гигиенические навыки.
5. Учить правилам поведения на воде.
Интеграция с образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы».
О чём узнают дети
Дети познакомятся с помещением бассейна, раздевальных и душевых комнат. На примере другой группы посмотрят «зрителями» как нужно: раздеваться, складывать одежду; пройти осмотр чистоты кожного покрытия и ухода ногтей на руках и ногах; надеть плавательную шапочку; пройти в душевую, помыться там мочалкой и сполоснуться; надеть купальный костюм и вместе с инструктором по плаванию спуститься по лестнице в воду. Узнают о свойствах воды. Освоят передвижения в воде. Начнут выполнять простые упражнения, подводящие к обучению плаванию в дальнейшем.
Малыши узнают об основных умениях и навыках личной гигиены, содействующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; о ситуациях угрожающих здоровью; о строении тела человека, его основных частях, их назначениях, правилах ухода за ними через стихи и потешки.
Что осваивают дети
Дети свободно чувствуют себя в помещении бассейна. С помощью инструктора по плаванию спускаются по лестнице в чашу бассейна и выходят из него. Передвигаются в воде, держась за руку инструктора или за перила лестницы, постепенно переходят на самостоятельные передвижения в воде. Играют с надувными игрушками, кругами, мячами и другими предметами. Знакомятся со свойствами воды, учатся не бояться брызг. Приучаются слушать команды инструктора и выполнять нужные движения и упражнения в воде. Осваивают игровые упражнения и игры, подводящие к погружению лица в воду и задержки дыхания под водой.
Формируются первые необходимые гигиенические навыки, самостоятельность в раздевании и надевании одежды, мыться под душем, пользоваться индивидуальными губками, сушить волосы под феном.
Упражнения и игры
Игровые упражнения с предметами: «Поймай рыбку», «Догони мяч», «Плыви игрушка». Игры: «Прыгаем как зайчики», «Хоровод», «Карусели», «Кораблики», «День и ночь», «Цапли», «Маленькие и большие ножки», «Фонтан», «Солнышко и дождик», «Догони меня», «Бегом за мячом». Упражнение на погружение в воду: «Горячий чай», «Умывание», «Черепаха», «Смелые ребята», «Море волнуется», «Волны на море».
Тестовые задания (мониторинг)
1. Свободный и самостоятельный вход в воду.
2. Свободные и разнообразные способы передвижения в воде.
3. Погружение лица в воду.
4. Плавание с надувной игрушкой или кругом.
Итоги освоения содержания образовательной области. Достижения ребенка (Что нас радует)
· Ребенок свободно находится в помещении бассейна.
· С желанием заходит в воду и самостоятельно передвигается в ней.
· Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с надувными игрушками.
· Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания.
· С большим желанием вступает в общение с другими детьми при выполнении игровых упражнений в воде и в подвижных играх.
· Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения на воде. Стремится соблюдать элементарные правила гигиены.
· С удовольствием выполняет культурно-гигиенические навыки, положительно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
· Ребенок отказывается заходить и спускаться в чашу бассейна.
· Малоподвижен, боится отойти от бортика.
· Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая.
· Боится полностью погрузиться в воду.
· Не умеет действовать по указанию инструктора.
· Не желает вступать в общение с воспитателем и другими детьми для выполнения игровых плавательных упражнений.
· Ребенок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения. Имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников