Цель: познакомить родителей с практическими упражнениями для детей, направленными на развитие логики в дошкольном возрасте.
Вступительное слово:
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6-7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Практическое приложение для родителей выдается в печатном виде для каждого и проводится подробное разъяснение каждой игры.
Археологические раскопки
Вы с ребенком — «археологи». В классе в груде газет вы «откопали» некий предмет и изучаете его для истории. По очереди выделяете свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.
Пример:
— назови этот предмет (на раскопках обнаружен необычный флакон от духов мамы);
— скажи, зачем он нужен (для жидкости — фантазии — может быть, принцесса наливала в него духи или масло);
— каковы его основные признаки: цвет, форма, размер (бесцветный, квадратный, небольшой);
— каков он на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, без запаха, без вкуса);
— похож «на» (коробочку (форма), маленький телевизор (формой), окно (стеклом));
— отличается «от» (коробочки — крышечкой, от телевизора — «не техника»);
— что случится, если его: бросить в воду (утонет), в огонь (не сгорит); ударить по нему (не разобьется), подбросить (упадет).
На «раскопках» могут быть обнаружены: монеты, «старинные пуговицы», пергаменты, зеркальце, предметы быта (ложки, вилки, чашки, тарелки) и т.д.
«Раскопки» можно устроить и в помещении под ковром, в шкафу — в вещах, на полу под обрывками старых газет.
Чем похожи и чем отличаются?
Игра направлена на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия.
В группе с детьми каждый получает карточку с парой предметов: нужно назвать одно сходство и одно различие:
1) дерево — куст,
2) джинсы — туфли,
3) роза — гвоздика,
4) медведь — кошка,
5) холодильник — пылесос,
6) книга — блокнот,
7) рыбы — птицы,
8) река — море,
9) человек — обезьяна.
Задание можно усложнить. Кто придумает больше сходств и различий к своей паре — тот и победитель.
Найди вырезанные кусочки
Можно из старых журналов вырезать квадратики, а ребенку предложить «загадать» страничку (важно, чтобы кроме «верного квадрата» из странички были 3-4 «неверных квадрата» из других страниц журнала).
Я знаю...
Эта словесная игра совершенствует конкретизацию понятий и координацию движений.
Ведущий задает малышу тему, а он, подбрасывая мяч, называет 5 названий по этой теме.
Например:
— Я знаю 5 названий городов — бьет рукой по мячу — Ростов-на-Дону — раз, Волгоград — два, Москва — три, Воронеж — четыре, Сочи — пять.
Если вы одни с ребенком, можно называть как можно больше и поочередно.
Темы: мебель, посуда, фрукты, ягоды, овощи, одежда, обувь, транспорт, дорожные знаки, породы собак, птицы, рыбы, насекомые, звери из леса, кто живет с человеком, звери и птицы из жарких стран, музыкальные инструменты, игрушки, геометрические фигуры, государства (страны), реки, дни недели, месяцы.
Усложнения: планеты солнечной системы, острова, столицы государств.
Назови одним словом
Словесная игра на обобщение:
1) шкаф, этажерка, тумбочка... (мебель)-,
2) вилка, чашка, сахарница... (посуда);
3) бананы, яблоки, груши... (фрукты);
4) свекла, огурец, капуста... (овощи);
5) майка, шарф, носки... (одежда);
6) корабль, самолет, троллейбус... (транспорт);
7) пудель, спаниель, мопс... (породы собак);
8) ворона, голубь, сорока... (птицы);
9) муха, шмель, комар... (насекомые);
10) камбала, налим, карп... (рыбы);
11) заяц, лось, белка... (звери из леса);
12) свинья, корова, курица... (домашние животные);
13) слон, бегемот, лев... (звери жарта стран);
14) баян, труба, саксофон... (музыкальные инструменты);
15) Россия, Китай, Швеция... (страны);
16) Ростов, Уфа, Орск... (города);
17) телевизор, миксер, кофеварка... (бытовые приборы);
18) синий, красный, белый... (цвета);
19) дуб, ясень, рябина... (деревья);
20) кисель, сок, кофе... (напитки);
21) юла, кукла, мяч... (игрушки);
22) лыжи, ролики, коньки... (спортивный инвентарь);
23) ручка, пенал, тетрадь... (школьные принадлежности, канцелярские товары);
24) запад, юг, восток... (стороны света).
Вы называете три слова, которые относятся к одной группе, а ребенок называет их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках). Обобщение может состоять из нескольких слов.
В группе выигрывает тот, кто называет обобщающее слово быстрее.
Можно усложнить игру тем, что к каждому смысловому ряду ребенку предложить добавить 2-3 понятия, а после обобщить.
Подберите для игры картинки с изображением предметов четырех групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (3-4 карточки по теме) или другие темы.
Сюжет игры: в универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Ребенку, который играет роль продавца, предстоит трудная работа — разложить товар по отделам.
Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом (овощи и фрукты — продукты; школьные принадлежности и музыкальные инструменты — вещи).
Каждый день.
Ребенок и взрослый или же группа детей хлопают в ладоши на счет, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...
Топаем, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...
Прыгаем, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...
Можно придумать другие движения под счет.
Эту игру можно дополнить песенкой «Мишка с куклой»:
Мишка с куклой громко топали, громко топали.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...
Дети топают и считают.
И в ладоши громко хлопали, громко хлопали, посмотри...
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...
Дети хлопают и считают.
Усложнить игру можно, разделив детей (если это группа малышей) на «мишек» и «кукол», задействовав развитие сферы внимания.
Игра «Не собьюсь»
Детям, освоившим счет в пределах 10, предлагается посчитать, не называя число 2. Вместо него проговаривается фраза «не собьюсь»: один, не собьюсь, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
По этому принципу можно в другой день загадать другое число. Хорошо при этом показывать числа на пальцах, а при «волшебном» слове «не собьюсь» прятать руки за спину.
Игра «Поход в супермаркет»
Для группы детей.
Выбираются продавец или кассир и покупатели. Подбирается ассортимент товаров: фрукты, канцелярские принадлежности — на них цены (числа, которые вам нужно закрепить).
У покупателей кружочки — денежки (можно пуговицы, монетки из картона). Они выбирают товар и «оплачивают» столько монеток, сколько указано на ценнике. При этом их пересчитывает «кассир». Можно выбрать обслуживающий персонал, который принесет товар со склада по счету (пример: 5 яблок и 4 ручки).
Игра «По порядку, становись!»
Группе детей раздаются цифры от 1 до 10.
Задание: цифры поссорились и разбрелись по разным углам, но пришла царица Математика и скомандовала: «Цифры, стройтесь по порядку!»
«Цифры» построились, посмотрели друг на друга, взялись за руки, улыбнулись и помирились.
Игра «Все наоборот»
Игра совершенствует навык находить противоположные явления.
Задание: подберите слово, противоположное данному. Например: «День — ночь».
Пары слов:
Утро — ... (вечер). Аккуратный — ... (неряшливый).
Далеко — ... (близко). Толстый — ... (тонкий).
Высоко — ... (низко). Хороший — ... (плохой).
Глубоко — ... (мелко). Легко — ... (трудно).
Широко — ... (узко). Тепло — ... (холодно).
Мягкий — ... (твердый). Сладкий — ... (горький).
По аналогии вы с детьми можете придумать свои примеры, что способствует развитию творческого мышления ребенка.
Игра «Прочитай наоборот»
Задание: на слух догадайтесь, кто прячется за этим перевернутым словом?
Подсказка: вспомните сказку «Королевство кривых зеркал» (Яло — Оля).
Слова: «куж», «асо», «ахум», «рамок», «абаж».
Задание для хорошо читающих детей: на слух «прочитать» слова наоборот.
Усложнение задания: кто в этом ряду лишний? (Ответ: жаба, так как жук, оса, муха, комар — насекомые.)
Дополнительная информация: отряд насекомых — самый многочисленный вид живых существ на Земле.
Игра «Дополни сам!»
Развитие логики, воображения.
Даны неоконченные предложения:
1. Платье — ткань, гвоздь — ... (металл);
2. Книга — бумага, стакан — ... (стекло);
3. Игла — ткань, карандаш — ...(бумага);
4. Коза — домашнее животное, лиса — ... (дикое);
5. Ястреб — птица, карп — ... (рыба);
6. Окно — стекло, занавеска — ... (материя);
7. Тарелка — каша, кружка — ... (чай);
8. Куртка — кожа, кофта — ... (шерсть);
9. Глаза — зеленые, волосы — ... (белые, черные...);
10. Молоток — гвоздь, отвертка — ... (шуруп).
Задание: заверши фразу одним словом.
Для этого малышу необходимо пояснить, что нужно найти связь между первой парой в предложении и по первому примеру найти смысловую пару для второго слова.
Например, платье — ткань, гвоздь ... — первая пара связана отношением «из чего» (платье из ткани сшито), а «из чего» тогда сделан гвоздь? (из металла).
Ребенку можно помогать наводящими вопросами.
Сказка с перевернутыми словами
Развитие логического мышления. Обучение приему «систематизация».
Даны предложения:
1. Тянет-потянет дед репку — вытянуть не может.
2. Посадил дед — укпер (репку).
3. Позвал дед — укбаб (бабку).
4. Выросла укпер болыпая-преболыпая.
Задание: расшифруй «заколдованные» перевернутые слова и поставь предложения в нужном порядке.
Пояснение: для читающих детей можно напечатать предложения в тетради (имеются в виду печатные буквы).
Игра «Зачем и почему?»
Игра строится на вопросах и ответах. Развивает логическое мышление и эрудицию.
1) Вопросы на угадывание, додумывание:
— Как ты думаешь, зачем папа ходит на работу?
— Зачем людям телевизор?
— Зачем люди читают книги?
— Для чего нам нужны ножницы?
— Для чего человеку домашние животные?
2) Вопросы на выяснение причины происходящего:
— Почему снежинка тает на ладони?
— Почему ночью темно?
— Почему летом отключают отопление?
— Почему яблоко падает вниз, а не вверх?
— Почему масло тает на раскаленной сковороде?
3) Вопросы на принятие решения и планирование своих действий:
— В воскресенье мы принимаем гостей. Что нам нужно сделать?
— Максим пролил компот на брюки и пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
— Как узнать который час?
— Ярослав хотел покататься на качелях, но они заняты. Что ему делать? Как лучше поступить?
— Маша потерялась. Что ей делать? Перечисли все варианты. Как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
На вопросы можно отвечать по очереди в группе детей или с мамой.
Конспект родительского собрания в первой младшей группе
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе
Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок
Конспект родительского собрания в детском саду «Мой безопасный путь домой»
Нет комментариев. Ваш будет первым!