Родительское собрание в детском саду. Развиваем логику вместе

Конспект родительского собрания для детского сада. Тема: «Развиваем логическое мышление дошкольника»

Цель: познакомить родителей с практическими упражнениями для детей, направленными на развитие логики в дошкольном возрасте.

Вступительное слово:

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 6-7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Предлагаемые игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Практическое приложение для родителей выдается в печатном виде для каждого и проводится подробное разъяснение каждой игры.

Игры на сравнение

Археологические раскопки

Вы с ребенком — «археологи». В классе в груде газет вы «откопали» некий предмет и изучаете его для истории. По очереди выделяете свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.

Пример:

— назови этот предмет (на раскопках обнаружен необычный флакон от духов мамы);

— скажи, зачем он нужен (для жидкости — фантазии — может быть, принцесса наливала в него духи или масло);

— каковы его основные признаки: цвет, форма, размер (бесцветный, квадратный, небольшой);

— каков он на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, без запаха, без вкуса);

— похож «на» (коробочку (форма), маленький телевизор (формой), окно (стеклом));

— отличается «от» (коробочки — крышечкой, от телевизора — «не техника»);

— что случится, если его: бросить в воду (утонет), в огонь (не сгорит); ударить по нему (не разобьется), подбросить (упадет).

На «раскопках» могут быть обнаружены: монеты, «старинные пуговицы», пергаменты, зеркальце, предметы быта (ложки, вилки, чашки, тарелки) и т.д.

«Раскопки» можно устроить и в помещении под ковром, в шкафу — в вещах, на полу под обрывками старых газет.

Чем похожи и чем отличаются?

Игра направлена на развитие умения выделять в предметах признаки сходства и различия.

В группе с детьми каждый получает карточку с парой предметов: нужно назвать одно сходство и одно различие:

1) дерево — куст,

2) джинсы — туфли,

3) роза — гвоздика,

4) медведь — кошка,

5) холодильник — пылесос,

6) книга — блокнот,

7) рыбы — птицы,

8) река — море,

9) человек — обезьяна.

Задание можно усложнить. Кто придумает больше сходств и различий к своей паре — тот и победитель.

Найди вырезанные кусочки

Можно из старых журналов вырезать квадратики, а ребенку предложить «загадать» страничку (важно, чтобы кроме «верного квадрата» из странички были 3-4 «неверных квадрата» из других страниц журнала).

Я знаю...

Эта словесная игра совершенствует конкретизацию понятий и координацию движений.

Ведущий задает малышу тему, а он, подбрасывая мяч, называет 5 названий по этой теме.

Например:

— Я знаю 5 названий городов — бьет рукой по мячу — Ростов-на-Дону — раз, Волгоград — два, Москва — три, Воронеж — четыре, Сочи — пять.

Если вы одни с ребенком, можно называть как можно больше и поочередно.

Темы: мебель, посуда, фрукты, ягоды, овощи, одежда, обувь, транспорт, дорожные знаки, породы собак, птицы, рыбы, насекомые, звери из леса, кто живет с человеком, звери и птицы из жарких стран, музыкальные инструменты, игрушки, геометрические фигуры, государства (страны), реки, дни недели, месяцы.

Усложнения: планеты солнечной системы, острова, столицы государств.

Назови одним словом

Словесная игра на обобщение:

1) шкаф, этажерка, тумбочка... (мебель)-,

2) вилка, чашка, сахарница... (посуда);

3) бананы, яблоки, груши... (фрукты);

4) свекла, огурец, капуста... (овощи);

5) майка, шарф, носки... (одежда);

6) корабль, самолет, троллейбус... (транспорт);

7) пудель, спаниель, мопс... (породы собак);

8) ворона, голубь, сорока... (птицы);

9) муха, шмель, комар... (насекомые);

10) камбала, налим, карп... (рыбы);

11) заяц, лось, белка... (звери из леса);

12) свинья, корова, курица... (домашние животные);

13) слон, бегемот, лев... (звери жарта стран);

14) баян, труба, саксофон... (музыкальные инструменты);

15) Россия, Китай, Швеция... (страны);

16) Ростов, Уфа, Орск... (города);

17) телевизор, миксер, кофеварка... (бытовые приборы);

18) синий, красный, белый... (цвета);

19) дуб, ясень, рябина... (деревья);

20) кисель, сок, кофе... (напитки);

21) юла, кукла, мяч... (игрушки);

22) лыжи, ролики, коньки... (спортивный инвентарь);

23) ручка, пенал, тетрадь... (школьные принадлежности, канцелярские товары);

24) запад, юг, восток... (стороны света).

Вы называете три слова, которые относятся к одной группе, а ребенок называет их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках). Обобщение может состоять из нескольких слов.

В группе выигрывает тот, кто называет обобщающее слово быстрее.

Можно усложнить игру тем, что к каждому смысловому ряду ребенку предложить добавить 2-3 понятия, а после обобщить.

Игры на «классификацию»

Подберите для игры картинки с изображением предметов четырех групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (3-4 карточки по теме) или другие темы.

Сюжет игры: в универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Ребенку, который играет роль продавца, предстоит трудная работа — разложить товар по отделам.

Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их можно было назвать одним словом (овощи и фрукты — продукты; школьные принадлежности и музыкальные инструменты — вещи).

Игра на счет «Ритм и счет»

Каждый день.

Ребенок и взрослый или же группа детей хлопают в ладоши на счет, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...

Топаем, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...

Прыгаем, приговаривая: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10...

Можно придумать другие движения под счет.

Эту игру можно дополнить песенкой «Мишка с куклой»:

Мишка с куклой громко топали, громко топали.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...

Дети топают и считают.

И в ладоши громко хлопали, громко хлопали, посмотри...

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять...

Дети хлопают и считают.

Усложнить игру можно, разделив детей (если это группа малышей) на «мишек» и «кукол», задействовав развитие сферы внимания.

Игра «Не собьюсь»

Детям, освоившим счет в пределах 10, предлагается посчитать, не называя число 2. Вместо него проговаривается фраза «не собьюсь»: один, не собьюсь, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

По этому принципу можно в другой день загадать другое число. Хорошо при этом показывать числа на пальцах, а при «волшебном» слове «не собьюсь» прятать руки за спину.

Игра «Поход в супермаркет»

Для группы детей.

Выбираются продавец или кассир и покупатели. Подбирается ассортимент товаров: фрукты, канцелярские принадлежности — на них цены (числа, которые вам нужно закрепить).

У покупателей кружочки — денежки (можно пуговицы, монетки из картона). Они выбирают товар и «оплачивают» столько монеток, сколько указано на ценнике. При этом их пересчитывает «кассир». Можно выбрать обслуживающий персонал, который принесет товар со склада по счету (пример: 5 яблок и 4 ручки).

Игра «По порядку, становись!»

Группе детей раздаются цифры от 1 до 10.

Задание: цифры поссорились и разбрелись по разным углам, но пришла царица Математика и скомандовала: «Цифры, стройтесь по порядку!»

«Цифры» построились, посмотрели друг на друга, взялись за руки, улыбнулись и помирились.

Игра «Все наоборот»

Игра совершенствует навык находить противоположные явления.

Задание: подберите слово, противоположное данному. Например: «День — ночь».

Пары слов:

Утро — ... (вечер).                    Аккуратный — ... (неряшливый).

Далеко — ... (близко).              Толстый — ... (тонкий).

Высоко — ... (низко).                Хороший — ... (плохой).

Глубоко — ... (мелко).              Легко — ... (трудно).

Широко — ... (узко).                  Тепло — ... (холодно).

Мягкий — ... (твердый).            Сладкий — ... (горький).

По аналогии вы с детьми можете придумать свои примеры, что способствует развитию творческого мышления ребенка.

Игра «Прочитай наоборот»

Задание: на слух догадайтесь, кто прячется за этим перевернутым словом?

Подсказка: вспомните сказку «Королевство кривых зеркал» (Яло — Оля).

Слова: «куж», «асо», «ахум», «рамок», «абаж».

Задание для хорошо читающих детей: на слух «прочитать» слова наоборот.

Усложнение задания: кто в этом ряду лишний? (Ответ: жаба, так как жук, оса, муха, комар — насекомые.)

Дополнительная информация: отряд насекомых — самый многочисленный вид живых существ на Земле.

Игра «Дополни сам!»

Развитие логики, воображения.

Даны неоконченные предложения:

1. Платье — ткань, гвоздь — ... (металл);

2. Книга — бумага, стакан — ... (стекло);

3. Игла — ткань, карандаш — ...(бумага);

4. Коза — домашнее животное, лиса — ... (дикое);

5. Ястреб — птица, карп — ... (рыба);

6. Окно — стекло, занавеска — ... (материя);

7. Тарелка — каша, кружка — ... (чай);

8. Куртка — кожа, кофта — ... (шерсть);

9. Глаза — зеленые, волосы — ... (белые, черные...);

10. Молоток — гвоздь, отвертка — ... (шуруп).

Задание: заверши фразу одним словом.

Для этого малышу необходимо пояснить, что нужно найти связь между первой парой в предложении и по первому примеру найти смысловую пару для второго слова.

Например, платье — ткань, гвоздь ... — первая пара связана отношением «из чего» (платье из ткани сшито), а «из чего» тогда сделан гвоздь? (из металла).

Ребенку можно помогать наводящими вопросами.

Сказка с перевернутыми словами

Развитие логического мышления. Обучение приему «систематизация».

Даны предложения:

1. Тянет-потянет дед репку — вытянуть не может.

2. Посадил дед — укпер (репку).

3. Позвал дед — укбаб (бабку).

4. Выросла укпер болыпая-преболыпая.

Задание: расшифруй «заколдованные» перевернутые слова и поставь предложения в нужном порядке.

Пояснение: для читающих детей можно напечатать предложения в тетради (имеются в виду печатные буквы).

Игра «Зачем и почему?»

Игра строится на вопросах и ответах. Развивает логическое мышление и эрудицию.

1) Вопросы на угадывание, додумывание:

— Как ты думаешь, зачем папа ходит на работу?

— Зачем людям телевизор?

— Зачем люди читают книги?

— Для чего нам нужны ножницы?

— Для чего человеку домашние животные?

2) Вопросы на выяснение причины происходящего:

— Почему снежинка тает на ладони?

— Почему ночью темно?

— Почему летом отключают отопление?

— Почему яблоко падает вниз, а не вверх?

— Почему масло тает на раскаленной сковороде?

3) Вопросы на принятие решения и планирование своих действий:

— В воскресенье мы принимаем гостей. Что нам нужно сделать?

— Максим пролил компот на брюки и пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

— Как узнать который час?

— Ярослав хотел покататься на качелях, но они заняты. Что ему делать? Как лучше поступить?

— Маша потерялась. Что ей делать? Перечисли все варианты. Как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?

На вопросы можно отвечать по очереди в группе детей или с мамой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе

Родительское собрание в детском саду. Мой ребёнок

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Конспект родительского собрания в детском саду «Мой безопасный путь домой»

Нет комментариев. Ваш будет первым!