Цель: выявление роли бабушек и дедушек в воспитании внуков. Задача: проанализировать разные точки зрения молодых родителей и представителей старшего поколения по вопросу воспитательного влияния на детей бабушек и дедушек.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатели, родители, бабушки, дедушки.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Игра «Интервью».
3. Начало дискуссии.
4. Ознакомление с результатами опроса.
5. Продолжение дискуссии.
6. Анализ ситуации.
7. Игровое тренинговое упражнение.
8. Продолжение дискуссии.
9. Чтение и анализ рассказа «Осколки доброты». 10. Заключительная часть.
I. Подготовительный этап
1. Опрос молодых родителей — «Бабушка и дедушка в семье» (приложение 1), представителей старшего поколения в семье (приложение 2).
2. Подготовка интересного приглашения для представителей старшего поколения.
II. Организационный этап
1. Присутствующим розданы сигнальные карточки; стулья расставлены полукругом (для пожилых подготовлены высокие стулья); готово музыкальное оформление.
2. Представлены выставка «Бабушки-мастерицы», рисунки детей (портреты бабушек и дедушек).
3. Подготовлены выпечка и приборы для чаепития.
III. Вступительная часть
Звучит музыка. Входят воспитатель и воспитанники группы.
Воспитатель.
Здравствуйте, дети,
Самые лучшие на свете!
Добрый день вам, папы!
Поклон вам, мамы —
Лучшие самые!
Бабушкам внимание,
Дедушкам — почтение!
Т. А. Ларичева, В. Ф. Кириенко
Для наших дорогих бабушек и дедушек,
Только лишь для вас
Концерт веселый покажем мы сейчас!
Проводится небольшой концерт, в заключение которого дети дарят подарки, выполненные своими руками.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые бабушки, дедушки, родители! Мы рады видеть вас! Сегодня наше родительское собрание посвящено воспитательной роли бабушек и дедушек в семье.
Специальные исследования показывают: родители зачастую недооценивают воспитательное влияние бабушек и дедушек на детей. У многих родителей возникает вопрос: как вовлечь представителей старшего поколения семьи в процесс воспитания внуков? Давайте вместе поищем на него ответ, и, может быть, это поможет нам лучше узнать и понять друг друга.
Перед началом разговора давайте немного разогреемся и поиграем в игру «Интервью».
IV. Игра «Интервью»
Участники сидят полукругом, у ведущего в руках микрофон. Произнося реплику, он одновременно передает микрофон партнеру справа. Тот должен передать его следующему родителю, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д. Например: «Какое у вас настроение?» — «Хорошее»; «Что вы ждете от сегодняшнего дня?»; «Как часто вы посещаете наш детский сад?»; «Что больше всего любит ваша дочь (сын, внук, внучка)?» и т. п.
V. Начало дискуссии
Позиция 1. Существует распространенное мнение о том, что помощь старшего поколения молодой семье оказывает благоприятное воздействие на ее воспитательный потенциал.
Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите свою сигнальную карточку.
Позиция 2. Существует и прямо противоположная позиция: родители должны воспитывать детей сами, так как старшее поколение не всегда благоприятно воздействует на ребенка. Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите карточку.
Присутствующим предлагается объединиться в две группы, в зависимости от того, кто какой позиции придерживается. Каждая группа обсуждает и формулирует свои мнения.
Воспитатель. А сейчас предлагаем обменяться мнениями по данному вопросу.
Представители высказывают мнение группы. В ходе обмена мнениями можно использовать ряд дискуссионных вопросов.
Примерные вопросы
— В чем вы видите ценность участия бабушек и дедушек в семейном воспитании внуков?
— Зависит ли, на ваш взгляд, характер педагогического воздействия со стороны старшего поколения от совместного или раздельного проживания с внуками? И др.
Воспитатель. Иллюстрацией одной из точек зрения о позиции бабушек и дедушек, когда они не живут вместе с внуками, может служить следующее высказывание: «Быть бабушкой и дедушкой, в отличие от родителей, — это все равно что ходить обедать в ресторан вместо того, чтобы самим готовить дома: только и остается лакомиться тем, что предлагает меню!» (А. Фромм, американский специалист в области педиатрии и детской психологии).
— Обоснуйте свою точку зрения: бабушки и дедушки часто любят своих внуков более нежно, чем сыновей и дочерей. (Мнения родителей.)
Примером могут служить слова Джеймса Добсона, автора книги «Непослушный ребенок», о своей собственной матери в роли бабушки: «Мою мать Бог благословил удивительной способностью к пониманию детей. Она интуитивно поняла значение дисциплины и внушила мне многие из тех принципов, которые изложены в книге. И вдобавок она проделала колоссальную работу по выращиванию меня — такого огромного.
И все же меня постоянно мучит вопрос: почему моя отважная мать превратилась в такую попустительницу, как только мы сделали ее бабушкой?»
— Как вы прокомментируете следующее мнение: «Бабушка и дедушка должны входить в жизнь ребенка как что-то исключительное, праздничное. В основе их взаимоотношений с внуками должны быть развлечение и отдых»?
VI. Ознакомление с результатами опроса
Воспитатель знакомит участников встречи с результатами опроса взрослых членов семей: молодых родителей — «Бабушка и дедушка в семье» (приложение 1) и представителей старшего поколения (приложение 2), а также с научными данными, полученными при изучении особенностей общения и отношений дошкольников с разными членами семьи. (С этой информацией лучше выступить психологу, социальному педагогу или старшему воспитателю.)
VII. Продолжение дискуссии
Примерные вопросы
— Отчего, на ваш взгляд, больше всего дети капризничают с бабушками и меньше всего слушаются их?
- Почему от бабушек и дедушек менее всего исходит запретов, а используемые чаще связаны с безопасностью ребенка (не брать ножницы, спички, не подходить к плите, не прыгать с дивана, стула и др.)?
Воспитатель (обобщает ответы родителей). Многое зависит от гибкости поведения как молодых родителей, поддерживающих авторитет старших в семье, так и от педагогической изобретательности самих бабушек и дедушек.
VIII. Анализ ситуации
Ситуация
Утром пятилетняя Маринка собирается в детский сад. И вот бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? - спрашивает она.
- Нет, это некрасиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
А девочка свое:
- Нет, красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. Мне подходит.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли на каблуках и серьезным
- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Теперь будет красиво!
Маринка смотрит вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводит девочку в недоумение. А затем она говорит:
- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
Вопросы
- Скажите, что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.
- Какое поведение со стороны бабушки могло бы усугубить конфликт между нею и внучкой?
- Присутствует ли в ваших отношениях с ребенком юмор? Приведите пример.
IX. Игровое тренинговое упражнение
Воспитатель. Попробуем установить доверительный контакт с плачущим ребенком.
Для этого нам необходимо выбрать одного-двух человек на роль мамы, одного-двух — на роль бабушки и одного — на роль ребенка.
Выбирают.
Воспитатель. Представьте плачущего ребенка. С расстроенным, возбужденным ребенком всегда труднее установить эмоциональный контакт. Взрослому предстоит выступить в роли сопереживающего. Важно говорить такие слова, которые бы утешили ребенка, расположили к вам. «Ребенок» будет стоять, закрыв лицо руками. Если ему придутся по душе слова и тон взрослого, он откроет лицо.
Взрослые по очереди подходят к «ребенку» и стараются утешить его.
Воспитатель. А сейчас давайте обсудим результаты игры. При этом обратим особое внимание на позитивные моменты в поведении взрослых.
Обсуждение.
X. Продолжение дискуссии
Примерные вопросы
— Считаете ли вы, что, если в семье живут несколько поколений, найти согласие в воспитании и других семейных вопросах бывает труднее?
— Ваше отношение к высказыванию: «Два поколения в семье — это компания, три — это уже толпа».
— Отчего, на ваш взгляд, возникают разногласия между старшим поколением и родителями ребенка?
— Ваше мнение о ситуации в семье, когда любовь ребенка взрослые начинают использовать как орудие воздействия на других членов семьи. Какие выходы из такой ситуации вы могли бы предложить?
Можно завершить дискуссию чтением и анализом отрывка из рассказа Беллы Леонидовой «Бабушки».
XI. Чтение и анализ рассказа «Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье и поздоровалась, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли бы порезать себе ноги.
XII. Заключительная часть
В заключение проводится чаепитие с выпечкой, приготовленной руками бабушек воспитанников. Далее общение проходит в виде непринужденной беседы.
Примечание. Накануне Дня пожилых людей следует провести праздник. В сценарий можно включить стихи, песни, танцы, игры, юморески, воспоминания бабушек (дедушек); организовать праздничный стол и т. п.
Выберите, пожалуйста, один из трех вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его в кружок.
1. Если Ваши дети захотели мороженое или конфеты, как Вы думаете, бабушка и дедушка удовлетворят их желание?
а) если это перед едой, то нет;
б) да, но лишь изредка;
в) почти всегда.
2. Дети разбрасывают вещи, игрушки. Как поступят бабушка и дедушка?
а) сделают замечание;
б) потребуют немедленно все собрать;
в) сами приведут все в порядок.
3. Как поступят бабушка или дедушка, если их внуки употребят какие-то обидные, грубые слова?
а) запретят впредь говорить так;
б) если это случится еще раз, то накажут;
в) сделают вид, что не слышали, или попытаются обратить все в шутку.
4. Как дедушка или бабушка воспитывают у внуков стремление к труду?
а) личным примером;
б) требовательностью;
в) стремятся освободить их от труда.
5. Как они поступают, если дети просят купить им какую-нибудь игрушку?
а) обещают, но не спешат с покупкой;
б) все зависит от ее стоимости;
в) сразу же исполняют желание внуков.
6. Учат ли бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?
а) всегда объясняют;
б) ругают;
в) считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.
7. Внуки, вытирая пыль, случайно разбивают любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?
а) поможет собрать осколки;
б) строго отчитает;
в) запретит впредь вытирать пыль.
8. Каково отношение бабушки и дедушки к проявлению самостоятельности у внуков?
а) поощряют с малых лет;
б) им нравится это качество;
в) считают, что внуки еще слишком малы.
9. Внукам предстоит вместе с воспитателем убирать мусор на участке детского сада. Что в таком случае скажут им бабушка или дедушка?
а) посоветуют быть старательным;
б) вообще не обсуждают этот вопрос;
в) будут ворчать, что уборка участка — не их дело.
10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?
а) ругают;
б) наказывают тем, что лишают какого-то лакомства или запрещают делать то, что нравится;
в) оправдывают.
Благодарим за искренние ответы.
В каждом из нижеследующих суждений выберите один из ответов и обведите его в кружок.
1. С рождением внуков бабушкам и дедушкам нередко приходится брать на себя дополнительные заботы по дому и уходу за детьми:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
2. Бабушки и дедушки часто балуют внуков, оберегают их от трудностей, скрывают от родителей их шалости и проступки:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
3. С помощью бабушек и дедушек молодые родители успешнее становятся хорошими и уверенными воспитателями своего ребенка:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
4. Далеко не все бабушки и дедушки оказываются способными принимать требования, которые предъявляет к семейному воспитанию современная жизнь:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
5. Нередко на взаимоотношения внуков с бабушками и дедушками оказывают влияние отношения со старшим поколением молодых родителей ребенка:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
6. Бабушка вполне может заменить маленькому ребенку мать, если ситуация этого требует:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
7. Присутствие в семье бабушек и дедушек компенсирует внукам дефицит общения с часто занятыми родителями:
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
8. Меня вполне устраивают сложившиеся взаимоотношения с молодыми родителями моего внука (внучки):
а) верно; б) неверно; в) затрудняюсь ответить.
Благодарим за искренние ответы.
Деловая бабушка. Энергичная женщина, у нее есть любимая работа, которую не оставишь даже ради внуков. Предпочитает общаться с ребенком по выходным несколько часов, и основная помощь, которую она готова оказать, — приобретение необходимых вещей для ребенка. Такая бабушка не представляет себя сидящей дома с младенцем, так как зачастую своих детей рано отдала в ясли. От нее часто можно услышать: «Я вырастила своих детей без бабушки», «Сами родили, сами и воспитывайте».
Наседка. Бабушка, которая решила полностью посвятить себя внукам. Она самоотверженно бросается воспитывать малышей. Мама отстраняется от всего, в чем ее можно заменить (купание, переодевание, укладывание спать). В остальных делах (кормление, например) ребенок выдается маме на ограниченное время. Такая бабушка сама знает, как правильно воспитывать, ограждая малыша от «тлетворного» влияния родителей. Это может быть связано с различными причинами (властность бабушки, ранний выход мамы на работу, отсутствие отца).
Контролер-наставница. Такая бабушка несколько отстранена от ребенка, она почти ничего не делает, чтобы облегчить жизнь молодой мамы, но старательно отчитывает ее за неправильное воспитание малыша. Основная реплика: «Я детей воспитывала совсем не так! Ты делаешь все неправильно!»
Прогрессивная бабушка. Считает, что родители не занимаются с ребенком в должной мере. Если возникает необходимость во враче, она собирает целый консилиум, с самого рождения приглашает к малышу огромное количество психологов и педагогов, стремясь развивать ребенка «всесторонне». Бабушка следит за всеми педагогическими и психологическими методиками, боится не успеть за высокими темпами современного общества. В малыше бабушка стремится реализовать все то, что не смогла воплотить в себе и в своих детях. «Вот уж он-то точно добьется того-то и того-то. Станет тем-то и тем-то», — часто повторяет она.
Обычная бабушка. Всегда готова помочь в свободное время, чем-то может пожертвовать ради внука, поскольку хорошо помнит, как росли ее дети. Иногда удивляется тому, как родители растят малыша, но при этом не ведет активных «боевых действий» для защиты подрастающего поколения от «неправильно поступающих» папы и мамы.
1. Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
2. Помогайте всем, чем только можно. Деньги — наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
3. Интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
4. Выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
5. Помните: главные воспитатели - родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
6. Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
7. Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Данилова О. Дружите с бабушкой // Мой ребенок. 2003. № 4. С. 115.
Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи // Дошкольное воспитание. 2007. № 10.
Кузнецова Г.В. Мы с бабушкой — лучшие друзья // Ребенок в детском саду. 2005. № 3. С. 2.
Широкова О., Агранович О., Шуварикова Е. Другое поколение // Счастливые родители. 2008. № 11. С. 214.
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Родительское собрание в средней группе. Безопасность детей
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!