В первые дни после поступления детей в детский сад целесообразны образовательные ситуации, позволяющие познакомить их с предметной средой групповой комнаты, спальни, умывальной и детского туалета, раздевалки (приемной). Образовательная цель таких ситуаций — научить ориентироваться в новой для ребенка предметной среде; познакомить с назначением предметов, способами их использования, правилами обращения с ними; ввести в словарь и активизировать слова, необходимые для общения ребенка со взрослыми и сверстниками в новом предметном окружении. Приведем пример одной из таких ситуаций.
Цель. Обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве; знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; обогащение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.
Необходимый материал. Игровой персонаж веселый клоун Бим — большая набивная игрушка, сшитая из ткани. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречает каждого ребенка, облегчая ему процесс расставания с родителями.
Организация. Небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.
Краткий ход ситуации. Веселый клоун Бим приглашает нескольких детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы — вагончики. Поехали кататься!» — говорит он.
«Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы детей и использует прием хорового проговаривания.) Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Наташа? (На скамеечку.) Кто с Наташей рядом сел? (Андрюша.) И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (Побуждает к проговариванию.)
Посмотрите, а это что? (Шкафчики.) Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Андрюша, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Машинка.) Андрюша сам выбрал эту картинку. Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которой папа привозит Андрюшу в детский сад. Теперь, Наташенька, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?»
Аналогично строится диалог с другими детьми.
«А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (Дверку.) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится? (Вынимает по очереди предметы и называют хором: шапочка, шарфик.) А что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? {На ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? {Курточка.) Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает: „Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась“.) А теперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?»
Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев: когда они снова придут в свой детский сад?!»
Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. «Чук, чук, чук!» — стучат колеса, а вот и маленькая остановка. «Станция Зеркальная! — объявляет клоун Бим. — Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке? {Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено?»
Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: «Посмотришься в зеркало — и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!»
Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглашает в путешествие следующую подгруппу детей.
Возможные варианты усложнения образовательной ситуации. Используя игру «Найди свой шкафчик», воспитатель уточняет, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о малыше Неумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как их надо складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «сапожки, носки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.
Используя прием «путешествия», воспитатель организует поездки по все более расширяющемуся маршруту (групповая, умывальная комната, спальня и т. д.). Оживляются детские поездки стихами, которые читает педагог. Так, например, на станции Зеркальная может прозвучать стихотворение А. Кондратьева:
Зеркало
Любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?!
Зеркало
Даже
Темнеет от страха,
Если
В него
Поглядится
Неряха!
Дома с ребенком. Воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей — наиболее благоприятный (сензитивный) период для формирования культурно-гигиенических навыков. Освоение ребенком процессов одевания/раздевания дает опорную точку для проявления малышом активности и самостоятельности. При овладении этими умениями идет не просто формирование навыков, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения в мир культуры.
* * *
Малыши активно осваивают предметную деятельность: их привлекают действия с предметами, они с удовольствием манипулируют ими, многократно повторяя одни и те же действия. Дети интересуются, как обращаться с тем или иным предметом, поэтому необходимо создать и дома благоприятные условия для действий с предметами одежды.
Исходя из условий семьи, важно обсудить с родителями воспитанников, как лучше организовать место для уличной одежды и обуви ребенка. Нужно разъяснить родителям, почему надо многократно показывать и называть действия при одевании/раздевании, обращая внимание малыша на то, как с помощью действий предметы одежды (обуви) приводятся в соответствующее пространственное положение: повесили курточку за петельку на крючок; поставили ботиночки на полку для обуви.
Предметный мир для малыша — это многообразие в первую очередь предметов одежды и обуви — шапочки, кепки, береты, шляпки, платья, юбки, халаты, брюки, шорты, куртки, свитера и кофточки, кроссовки, ботинки, сандалии, сапожки... Как разнообразен этот мир! Как много названий, которые надо научиться правильно произносить!
Помочь малышам ориентироваться в предметном мире одежды и обуви помогают образовательные ситуации, которые педагог многократно конструирует на протяжении всего учебного года. Основной принцип, который при этом необходимо соблюдать: по мере того как новый предмет появляется в поле зрения детей, входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей — называет, выделяет его назначение, самые главные части, их особенности, качества и свойства. Накопив таким образом у детей первоначальный запас чувственного опыта, педагог организует образовательную ситуацию для расширения, уточнения и обобщения детских представлений о данном предмете. Приведем примеры нескольких усложняющихся образовательных ситуаций.
Цель. Уточнение назначения шапочки как одного из предметов одежды, обучение рассматриванию предмета, выделению ярко выраженных частей (колпачок, резиночка, кисточка), их назначения, материала и таких качеств ткани, как цвет, мягкость, гладкость, яркость, используя обследовательские действия (погладь, сожми в кулачок). Обогащение детского словаря за счет слов: шапочка-колпачок, надеть, снять, резиночка, кисточка, ткань, мягкая, гладкая, яркая. Пробудить эмоциональные чувства и показать способ решения простейшей жизненной ситуации: потерялась любимая шапочка.
Необходимый материал. Игровой персонаж клоун Бим в яркой красной шапочке-колпачке с белой кисточкой; колпачок хорошо держится на голове куклы благодаря пришитой к нему резиночке. Магнитофонная запись с веселой плясовой музыкой.
Организация. Небольшими подгруппами, по 4—5 человек.
Краткий ход ситуации. Воспитатель вносит игровой персонаж. Клоун Бим здоровается с детьми, но его голос непривычно печален. Педагог обращает на это внимание детей: «Бим, что-то ты сегодня совсем невеселый. Что случилось?» Бим молча кладет обе руки на голову и печально качает головой. «Ой, я, кажется, поняла, что случилось, — говорит педагог. — А вы, дети, догадались? Что всегда носил наш веселый клоун Бим на голове? (Добивается хорового ответа.) Да, на его голове всегда была шапочка-колпачок. А где же она? Потерялась?! Что же делать?! Давайте ее поищем!»
Воспитатель вместе с детьми и игровым персонажем ищут и «находят» шапочку, которая оставлена на самом видном месте в раздевалке. Все радуются, что шапочка нашлась, а педагог предлагает ее рассмотреть.
«Что это? {Шапочка.) Для чего она нужна? Шапочка у нашего Бима колпачком. Внизу она какая? (Воспитатель обводит пальцем по краю шапочки.) Правильно, Сережа, круглая. Покажите пальчиками, какая шапочка снизу». (Дети делают вместе с игрушкой круговые движения рукой, педагог побуждает к проговариванию — «круглая».)
«А почему шапочка круглая? — задает педагог следующий вопрос. — На что Бим надевает шапочку?» {На голову.) Обводя голову игрового персонажа, воспитатель уточняет ее форму и помогает детям установить связь между формами обоих предметов — шапочки и головы: «И шапочка круглая, и голова Бима круглая. Круглую шапочку — на круглую головку».
Надевая вместе с детьми колпачок на голову кукле, воспитатель спрашивает: «Посмотрите, как колпачок держится на головке? Хорошо? Клоун Бим веселый, любит головой в разные стороны вертеть! (Слова педагога сопровождаются действием куклы.) Ай-я-яй! Колпачок свалился. А что есть у шапочки, чтобы шапочка не сваливалась? Посмотрите, что это? {Резиночка.) Зачем, для чего резиночка нужна? Правильно, чтобы колпачок с головки не падал».
А из чего сшита шапочка Бима? {Из ткани.) Какого она цвета? Да, красная, красивая. Погладьте ткань. Какая она? {Гладкая.) Теперь сожмите в кулачок. Какая она? {Мягкая.) Приложите к щечке. Какая она? {Мягкая.) Давайте полюбуемся, какой красивый красный колпачок. А ткань-то какая — мягкая, гладкая...
А это что? (Воспитатель обращает внимание детей на кисточку на конце колпачка.) Какого она цвета? Правильно, кисточка белая. Ах, как красиво: красный колпачок, белая кисточка. Как нарядно!»
Веселый клоун снова в своей любимой шапочке-колпачке. Он благодарит детей за помощь в ее поисках. Все вместе танцуют с клоуном Бимом под веселую музыку.
Возможные усложнения ситуации. В течение учебного года воспитатель неоднократно рассматривает с детьми шапочки разных фасонов, при этом выделяются их характерные части (козырек, ушки, завязки и пр.), материал (ткань, шерсть, мех). Задача педагога — установить связь между тем, как погодные условия влияют на то, какие шапочки и из каких материалов носят дети и взрослые.
Дома с ребенком. Педагог советует родителям во время сборов с ребенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одежды: какую шапочку лучше надеть, чтобы не замерзла (не вспотела) голова, чтобы шапочка не промокла под дождем, чтобы яркое солнце не слепило глаза и пр.
Цель. Расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая). Введение в словарь новых слов: пушистая, завязочки, завязывать', активизация словаря за счет слов шапочка, теплая, ткань, надеть, тепло, синяя, с ушками. Развитие умения включаться в диалог, относить к себе речь взрослого и игрового персонажа, обращенную к группе детей.
Необходимый материал. Игровой персонаж кукла Катя; синяя пушистая шапочка с ушками из плотной шерстяной мягкой ткани; шкаф с кукольной одеждой, среди вещей красный теплый комбинезон, летняя шапочка-панамка.
Организация. Образовательная ситуация конструируется в игровом уголке, желательно перед прогулкой, чтобы можно было взять куклу Катю с собой; небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.
Краткий ход ситуации. Педагог подключается к игре детей с куклами в игровом уголке, ненавязчиво предлагает новый поворот игрового сюжета: куклы собираются погулять. «На улице холодно, ветер дует, — говорит воспитатель, вместе с куклой глядя в окно. — Что лучше надеть, чтобы не замерзнуть на прогулке?» Открывают шкаф с кукольной одеждой, пересматривают вещи; кукла Катя «выбирает» свой любимый красный комбинезон. «А что же надеть на голову Кате?» Катя «примеряет» летнюю шапочку-панамку. «Красиво, но будет ли тепло в такой шапочке?»
«А у меня для Кати подарок», — говорит воспитатель и вынимает яркий бумажный пакет с нарядным бантом. Дети вместе с Катей развязывают его. — «Что это? (Шапочка.) Давайте наденем эту шапочку на Катю». Кукла «смотрится» в зеркало, «радуется» обновке.
«Какая красивая шапочка, как Кате идет! — продолжает воспитатель. — А какого цвета шапочка? (Синего. Снимает шапочку, прикладывает к комбинезону.) Шапочка синяя, а комбинезон какой? Правильно, красный. Красное и синее. Ах, как красиво!»
Снова надевает шапочку на голову кукле. «Хорошо ли на голове держится? А это что у шапочки? (Показывает.) Это ушки. Где Катины ушки? Покажи, Танюша. А это ушки у шапочки. Что это? (Ушки.) Давайте хором скажем: у-ушки. Для чего нужны ушки на шапочке, кто догадался? Что они закрывают? Правильно, они уши закрывают, чтобы уши не замерзли. А что на конце ушек? Что это? (Показывает.) Это завязки, завязочки. (Хоровое проговаривание.) Давайте завяжем шапочку Кате. Вот как хорошо, ушки закрыты, никакой ветер не страшен! (Кукла качает головой, вертит ею во все стороны, но шапочка крепко держится на голове.) А теперь давайте развяжем завязки. (Шапочка сваливается с головы куклы.) Для чего нужны завязки? Правильно, завязки держат шапочку на голове, чтобы не поддувало и было тепло.
Из чего сшита шапочка? Какая ткань — толстая или тоненькая9. (Дети вместе с педагогом сравнивают ткань панамки и новой шапочки, выполняют по показу воспитателя обследовательские действия: сжимают — мягкая, прикладывают к щеке — теплая, дуют на ворсинки — пушистая). На улице холодно, какая нужна шапочка? Теплая, чтобы ткань была толстая, мягкая, пушистая».
Дети вместе с педагогом одевают Катю на прогулку.
Возможные усложнения ситуации. Воспитатель предлагает поиграть «в магазин» — купить куклам новые теплые шапочки. В набор дидактического материала входят 3—4 куклы в пальто и (или) теплых куртках красного, зеленого, синего, желтого цвета; шапочки этих же цветов в двух вариантах (летние панамки и теплые шапочки с длинными ушками и завязочками). Игровая задача — «купить» красивую теплую шапочку, чтобы она красиво сочеталась по цвету с одеждой куклы или точно подходила по цвету.
Дома с ребенком. Педагог советует родителям во время сборов с ребенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одежды в зависимости от погоды; упражнять ребенка в различении и назывании основных цветов, выделении качеств ткани (теплая, пушистая, гладкая, тонкая, толстая и пр.).
Цель. Учить детей принимать игровую задачу, выполняя действия с предметами бытового назначения. Развивать умение ориентироваться в предметах, необходимых для купания куклы (ванночка, мыло, губка, полотенце, халатик, тапочки); использовать предметы в игровой ситуации по назначению, выбирая из сходных (полотенце — салфетка, халатик — платье, тапочки — туфли); вступать в речевой контакт со взрослым и сверстниками, точно соотнося слово с предметом, действием; укреплять доброжелательные отношения между детьми в совместных делах.
Необходимый материал. Кукла Таня, ванночка, тазик, мыло, губка, леечка («душ»), полотенце, салфетка, халат, платье, тапочки, туфли.
Организация. Образовательная ситуация конструируется в игровом уголке с небольшой подгруппой детей, 3—4 человека.
Краткий ход ситуации. Придя в группу, дети обнаруживают, что шторки в ванной комнате кукол задернуты. «Кто это с утра ванну занял? — спрашивает воспитатель. — Ой, да это наша кукла Таня! Что Таня делает? (Моется, купается.) Где Таня сидит? (В ванне.) Что в ванне налито? (Водичка.) Потрогайте пальчиком, какая водичка. Не холодная? Нет, не холодная, теплая водичка, не замерзнет Танюша.
«А что же ты, Танюша, не моешься? — задает воспитатель вопрос. — Танюшка у нас еще маленькая, сама мыться не умеет. Давайте ее искупаем, поможем ей вымыться. Где у нас губка? Бери губку, Наташа, намочи ее в водичке, вот так. А теперь намыливай. Что Наташа делает? Правильно, губку намыливает. Сожми. Губка какая? (Мягкая.) Понравится такой губкой Тане мыться, не будет она плакать? Нет, губка мягкая».
Педагог обращает внимание на мыльную пену: «Посмотрите, что получилось? Что это? (Пена.) Сколько пены? Много. Теперь будем Таню губкой мыть. Потри ей спинку (животик, ножки, ручки)... Молодцы, всю грязь оттерли. Теперь что будем делать? Правильно, теперь под душ. «Душ» у нас будет леечка.
Воду в лейку наливаю —
Мыло с куколки смываю!
А чем вытираться? Оля, принеси скорей полотенце. (Если ребенок вместо полотенца берет салфетку, педагог обращает внимание на его ошибку: салфеточка маленькая, она сразу намокла, нужно большое пушистое полотенце!)
Проверьте, хорошо ли мы вытерли Танюшку. Сухая спинка? Сухая. Сухой животик? Сухой. Сухие ножки? Сухие...
А теперь скорей одеваться! Что лучше надеть после ванны — халатик или платье? Конечно, халатик. Кто халатик для Тани принесет? Кто поможет халатик надеть на Танюшку? А что на ножки лучше надеть после ванны — тапочки или туфли? Конечно, тапочки. Где же тапочки? Помогайте надевать.
Стала чистенькой Танюшка,
Милая моя подружка!
Возможные усложнения ситуации. Дети вместе с воспитателем организуют весь процесс купания куклы, начиная с замысла. Это требует «сборов» куклы, предварительного отбора всего, что ей потребуется в ванной.
Дома с ребенком. Расскажи маме (папе, бабушке), как купали куклу Таню. Рекомендации родителям по созданию условий для игровой деятельности дома.
Целенаправленное знакомство с предметами посуды обеспечивают образовательные ситуации, в ходе которых дети в совместной деятельности со взрослым и игровым персонажем выделяют части предметов, устанавливают связи между частью и ее назначением, сравнивают сходные предметы, вычленяя признаки различия и сходства. Приведем пример такой образовательной ситуации.
Цель. Систематизировать детские представления о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). Учить сравнивать два предмета, выделяя различие и сходство. Активизировать словарь за счет слов: чашка, блюдце, дно, стенки, края, ручка, наливать, круглая, удобно, дарить, подарок, спасибо. Развивать умение понимать речь с опорой и без опоры на наглядность, выражать свои мысли, чувства, используя речевые средства. Вызвать общее положительное эмоциональное состояние, связанное с принятием подарка.
Необходимый материал. Игровые персонажи — игрушка Мишка и кукла Катя, красивая подарочная коробка с чашкой и блюдцем, «Мишкины чашки» с отбитой ручкой, без дна; игрушечные чашечки с блюдечками, чайник с водой, тряпочка для вытирания воды.
Организация. Образовательная ситуация конструируется в игровом уголке с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. Раздается телефонный звонок. Мишка «подходит» к телефону: кукла Катя сейчас придет в гости, надо на стол накрывать, гостью чаем угостить. «Что для чая надо на стол поставить? {Чашку, блюдечко.) Есть, Мишка, у тебя такая посуда?»
Мишка «вынимает» из серванта чашку с отбитой ручкой. «Вот какая большая, замечательная чашка!» — «говорит» он, пытаясь удержать чашку, но она падает. Мишка ее поднимает и снова роняет. «Ой, Мишка, ты так чашку разобьешь, аккуратнее, — говорит воспитатель. — Почему чашка в Мишкиных лапах не держится? Посмотрите- ка, дети. Чего у этой чашки нет? Правильно, у нее нет ручки. А для чего ручка нужна? За ручку удобно брать, держать чашку. Никуда не годится такая чашка. Нет ли, Мишка, у тебя другой чашки?»
Игровой персонаж «вынимает» из серванта чашку с ручкой, но без донышка. Воспитатель: «Вот это хорошая чашка, ручка есть, держать удобно. Налей-ка, Андрюша, в нее чаю из чайника. Ой, ой, что такое?! Почему вода льется прямо на пол?! (Переворачивает чашку, демонстрирует всем детям, что дна у нее нет.) Чего у этой чашки нет? Да, у нее нет донышка. Никуда не годится и эта чашка. Что же делать?!»
Появляется кукла Катя с подарком. Кукла здоровается с детьми, поздравляет Мишку с днем рождения. «Что же за подарок приготовила кукла Катя? (Открываем коробку.) Что это? (Чашка.) А это что? (Блюдечко.) Поставьте на стол. Какая красивая чашка с блюдечком, давайте их рассмотрим. Что это? (Показывает на дно чашки.) Это дно. Сережа, обведи дно пальчиком. Какое оно? Правильно, круглое. А у блюдца есть дно? Возьми, Саша, блюдце, обведи дно пальчиком. Какое оно? Тоже круглое. Для чего чашке и блюдцу нужно дно? Верно, чтобы не выливалось ничего, чтобы чашка и блюдце устойчиво стояли и не падали».
Затем педагог показывает на стеночки чашки и спрашивает детей: «Что еще есть у чашки? Это стеночки. Они высокие, чтобы чай, молоко не проливались. У блюдца есть стенки? Какие они? (Показывает в сравнении.) Низкие. Давайте нальем полную чашку воды, а теперь перельем в блюдце. Почему через край полилось? У чашки стеночки высокие, в чашку можно много налить, а в блюдце мало, потому что стенки низкие».
«А что есть у чашки, чего у блюдца нет? Кто догадается? За что я чашку держу? (За ручку.) Так что у чашки есть? (Ручка.) А у блюдца ручка есть? (Нет, блюдце на столе стоит, его поднимать не надо.) Зачем нужна ручка у чашки? За ручку удобно брать, держать чашку, чтобы не обжечься горячим чаем».
Мишка благодарит Катю за чудесный подарок. Воспитатель предлагает детям накрыть кукольный стол для чая, расставить чашки с блюдечками, «разливать» воображаемый чай. Няня приглашает детей на праздничный полдник.
Посмотрите — что за чудо!
Тортом хвастается блюдо,
Звонких чашек хоровод
В платьях ситцевых плывет.
Подбоченясь, яркий, жаркий,
Пышет чайник для заварки,
Машет легким парком,
Словно белым платком,
Зазывает: «Приглашаю!
Заходите в гости к чаю!»
Г. Ляховицкая
Возможные усложнения ситуации. Предложить подобрать чашки к блюдечкам по цвету, размеру. Показать различие чашки и кружки, чашки и стакана, формировать умение правильно ставить чашку на блюдечко: если ручка справа, чашку удобно брать и снова ставить на блюдечко.
Дома с ребенком. Дидактические игры на называние и различение предметов посуды. Трудовые поручения: расставить чашки с блюдечками для семейного чаепития.
Весьма многообразен предметный мир материалов, с которыми начинает активно действовать ребенок третьего года жизни: песок, глина, ткань, бумага, дерево, пластмасса, металл... Эти материалы ребенок использует в играх, для рисования и других видов изобразительной деятельности, из этих материалов сделано множество предметов, окружающих маленького ребенка в детском саду и семье. Задача педагога — научить малыша выделять многообразие свойств и качеств материалов, учитывать их при организации собственной деятельности. Наиболее целесообразен в работе с детьми данного возраста концентрический принцип конструирования образовательных ситуаций, когда в вариативной детской деятельности многократно выделяются одни и те же свойства или качества, наиболее ярко представленные в разных материалах (так, например, мягкой может быть глина, бумага, ткань). Повторение ситуаций при вариативности материала позволяет расширять, углублять и обобщать детский чувственный опыт, формировать рациональные способы сенсорного обследования, способствует освоению субъектной позиции ребенка в собственной деятельности. Приведем пример нескольких образовательных ситуаций, обеспечивающих знакомство с материалами и их наиболее яркими качествами и свойствами.
Цель. Первичное знакомство с глиной как материалом для лепки. Помочь осознать, что глина может быть твердой и мягкой; обучить способу сенсорного обследования для вычленения свойств (нажать, помять, оторвать кусочек). Обогащение словаря за счет слов: глина, мягкая, твердая, надавить, сжать, оторвать, кусочек, лепить, тесто.
Необходимый материал. Игрушечный холодильник, детская посуда, комочки сухой и мягкой глины, влажные тряпочки-салфетки для вытирания рук; детские пластиковые фартучки.
Организация. Образовательная ситуация конструируется в игровом уголке с небольшой подгруппой детей, 2—3 ребенка.
Краткий ход ситуации. Педагог подключается к игре детей в игровом уголке — «кухне». Развивая сюжет детской игры, воспитатель предлагает слепить пирожки для угощения кукол. Дети находят в игрушечном холодильнике «тесто» — сухие комочки глины. Попытка вылепить из них пирожки первоначально заканчивается неудачей. Используя свою игровую роль, педагог ведет себя так, чтобы дети сами осознали, что у них не получается и почему. «Почему не получается? — удивляется воспитатель. — Тесто плохое? А какое оно? Сухое? Как камень?! Не лепится?!»
Неудача направляет внимание детей на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Если они сами не находят выхода из нее, воспитатель предлагает намочить глину, накрыть ее мокрой тряпочкой и подождать, пока «тесто подойдет», или поискать в холодильнике другое «тесто», пригодное для лепки.
В процессе игры воспитатель уточняет, хорошее ли теперь «тесто»: «Как это узнать? Возьми комочек глины, помни его. Хорошо мнется? Оторви кусочек. Легко оторвалось? Легко, мягкая глина. Надави пальчиком. Остался след? Почему? Мягкая глина. Можно из такой пирожки или печенье слепить?»
Дети лепят «пирожки», «печенье» и «угощают» своих кукол.
Возможные усложнения ситуации. Выбрать из корзиночки комочки глины, пригодные для лепки.
Дома с ребенком. Организовать условия для лепки, совместно со взрослыми «замесить тесто» из глины.
Для первичного накопления чувственного опыта целесообразны игры-экспериментирования с материалом.
Цель. Первичное знакомство с качествами (разноцветная, белая, гладкая, блестящая) и свойствами бумаги (бумага мягкая, легко мнется и рвется; из бумаги можно сделать много забавных игрушек). Активизация словаря за счет слов: бумага, мягкая, мнется, рвется, скомкать, белая, цветная, блестящая. Воспитывать бережное отношение к материалу (не рвать и не портить бумагу зря). Развивать воображение, умение «видеть» в материале новый предмет.
Необходимый материал. Мягкая разноцветная и белая бумага, тонкая разноцветная фольга.
Организация. Образовательная ситуация конструируется в утренний или вечерний отрезок времени, с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором лежит бумага, спрашивает: «Что это? Верно, бумага. Какого она цвета? Белая. А эта? (Дети называют цвет бумаги.) Бумага бывает разного цвета: белая, цветная. Теперь погладим бумагу. Какая она? (Гладкая.) Пощупайте вот так бумагу. Какая она, тонкая или толстая? Эта бумага тонкая. Хотите поиграть с бумагой?»
Педагог предоставляет детям возможность самостоятельно экспериментировать с бумагой разного цвета; побуждая робких, показывает, как можно разорвать ее на части, смять, скомкать...
Включаясь в деятельность ребенка, педагог ненавязчиво уточняет детские действия и вычленяемые при этом свойства бумаги — рвется, мнется, можно скомкать и пр.
Рассматривая с детьми комки бумаги, педагог помогает «увидеть» в них «снежные комочки», «разноцветные мячики». Предлагает поиграть сначала в снежки, а потом в разноцветные мячики, сделать в подарок куклам шарики из блестящей фольги.
Завершая образовательную ситуацию, педагог предлагает собрать всю оставшуюся бумагу, аккуратно ее сложить; положить бумажные комочки в большую коробку. Уточняется, где будет лежать бумага для игр, а какую бумагу брать без разрешения нельзя.
Возможные усложнения ситуации. Педагог вносит «волшебную коробку», в ней маленькие и большие комки из белой и разноцветной бумаги, цветной фольги. Рассматривая с детьми комочки, взрослый помогает увидеть в этих формах различные образы, достраивает их, используя клей и фломастеры. Возможно создание простейших сюжетов: «Снеговики», «Цыплята» и пр.
Дома с ребенком. Игры с бумагой: «Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь» (под контролем взрослого ребенок нарезает ножницами кусочки тонкой цветной бумаги, с помощью веера из плотной бумаги или дыханием сдувает бумажки, наблюдая за их полетом).
Цель. Продолжать знакомить детей с качествами бумаги, ее назначением (на бумаге можно рисовать, писать); учить способам обследования для вычленения качеств (погладить рукой, пощупать, подбросить над столом). Обогащать словарь детей названиями качеств бумаги и действий по ее обследованию. Вызвать желание проявить внимание к маме, сделать ей маленький подарок.
Необходимый материал. Плотная разноцветная и белая бумага, цветные карандаши или фломастеры; полуфабрикаты открыток, выполненные способом аппликации, которые дети могут дорисовать или подписать.
Организация. Образовательная ситуация конструируется с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Елагиной «Вот какая мама»:
Мама песню напевала,
Одевала дочку...
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках...
Вот как мама угодила —
Свою дочку нарядила!
Вот какая мама —
Золотая прямо!
«Про кого это стихотворение? Правильно, про маму. Мамы вас очень любят. Давайте их порадуем, подарим им открытки. А из чего можно открытки сделать? (Из бумаги.) Бумаги у нас много; нужно выбрать, какая нам больше подойдет».
Дети рассматривают бумагу, выделяя цвет, гладкость. Затем педагог предлагает взять листок белой бумаги и положить его на ладошку, взвесить, тяжелый листок или легкий? «Постучите листочками по столу, поднимите их над столом и уроните. Послушайте, — говорит педагог шепотом, — как бесшумно падают листочки. Какие они?» (Легкие, бесшумно падают.)
«А теперь положите листочки перед собой, возьмите карандаши и фломастеры, проведите ими по листочкам. Что карандаши и фломастеры оставили на бумаге? (Следы, линии, кружочки.) Так для чего нужна бумага? Что с бумагой можно делать? Правильно, на бумаге можно рисовать и писать».
Затем педагог предлагает детям взять цветную бумагу. Раздавая листочки, он делает так, чтобы у детей совпал или не совпал цвет бумаги и карандаша или фломастера. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности приводят под руководством взрослого к осознанию того, как выбирать цвет бумаги и карандаша.
В завершение образовательной ситуации дети получают возможность выбора — какую открытку кто хочет сделать: можно дорисовать аппликацию, подписать или написать поздравление, нарисовать свой рисунок.
Вечером, когда мамы приглашены на праздничный чай, дети дарят им свои открытки.
Возможные усложнения ситуации. Используя экспериментирование с разными видами бумаги (гофрированная, салфеточная, плотная, фольга), определить пригодную для рисования бумагу.
Дома с ребенком. Предоставлять возможность выбора разного вида бумаги для детской деятельности.
Цель. Закрепить представление об основных свойствах и назначении бумаги. Способствовать переходу от «бескорыстного» экспериментирования к целенаправленному. Учить различать бумагу разного качества, выбирая нужную по назначению. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний.
Необходимый материал. Игровой персонаж Мишка, таз с водой, плотная белая бумага, белая и разноцветная салфеточная бумага, картон.
Организация. Образовательная ситуация конструируется с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. Входя утром или после дневного сна в групповую комнату, дети обнаруживают в игровом уголке медвежонка с ворохом бумаги, сидящего в грустной позе у таза с водой, где плавает размокшая бумажная лодочка. «Бедный Мишка, он плачет... Что у тебя случилось? Расскажи». Мишка «рассказывает», что он хотел порадовать детей — сделать для них лодочки, чтобы они долго-долго плавали в воде. Сделал Мишка лодочку, пустил в плавание, и вот что произошло... Воспитатель вместе с игровым персонажем вытаскивают лодочку, сделанную из салфеточной бумаги, которая разваливается на глазах детей. «Почему так получилось?» — недоумевает игровой персонаж.
Педагог поощряет детские возгласы: «Бумага плохая... Размокла...» «Почему плохая? — спрашивает Мишка. — А, понял, понял. Потому что белая. Больше белую брать не буду, а возьму красную (берет бумажную салфетку красного цвета). Красная хорошая». «Подожди, Мишка, — останавливает его педагог. — Давайте проверим, подойдет ли такая бумага для лодочки. Проверим, как она намокает. Оторви, Саша, маленький кусочек. А теперь будем проверять. (Организуется экспериментирование.) Подойдет ли эта бумага? Почему нет? Да, она быстро намокает, слишком тоненькая».
«Все понял, все понял! — „говорит11 Мишка, — надо взять самую толстую бумагу („берет11 картон). Вот эта подойдет!» Вновь организуется экспериментирование, приходим к выводу: картон намокает медленно, это хорошо. Но лодочку надо складывать, а складывать картон плохо. Что же делать? Ищем такую бумагу, которая медленно намокает, но хорошо сгибается. Находим, пробуем. Вот такая бумага нам подходит!
Каждый ребенок, «обучая» игровой персонаж, выбирает бумагу нужного качества, воспитатель делает для него лодочку. Организуются игры с лодочками, которые дети пускают в воде.
Возможные усложнения ситуации. Используя экспериментирование с разными видами бумаги (гофрированная, салфеточная, плотная, фольга), определить пригодную для поделок, плавающих в воде (кораблики, лодочки и пр.).
Дома с ребенком. Предоставлять возможность выбора разного вида бумаги для детской деятельности.
Для детей третьего года жизни характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Поэтому знакомство детей этого возраста с трудом целесообразно начать с простейших трудовых процессов, где происходит не преобразование (мытье посуды, починка одежды и пр.), а создание предметов.
Конструируя педагогический процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации, возникающие с их любимыми игровыми персонажами, которым необходима помощь педагога и детей. Данные ситуации, как правило, интегрируют детскую познавательную и игровую деятельность. Ожидание значимого для детей результата труда — предмета — выступает мотивом наблюдения. Многократно варьируя образовательные ситуации, педагог учит детей вычленять и называть, отвечая на вопросы взрослого (игрового персонажа), компоненты трудового процесса: цель, материал, инструменты, 2—3 действия, результат труда. Используемые в данных образовательных ситуациях предметы и материалы должны быть детям уже хорошо знакомы. Приведем примеры усложняющихся образовательных ситуаций.
Цель. Познакомить детей с содержанием и структурой простейшего трудового процесса. Развивать целенаправленное наблюдение, умение видеть направленность трудового процесса на результат. Активизировать детский словарь за счет слов: слепить, мисочка, глина,
Необходимый материал. Игровой персонаж Мишка, «разбитая» мисочка, глина твердая и мягкая — пригодная для лепки.
Организация. Образовательная ситуация конструируется с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. У Мишки беда, он разбил свою любимую мисочку, одни черепки остались. Что же делать? Как помочь? Педагог предлагает слепить Мишке новую мисочку.
«Итак, что мы с вами задумали сделать? Правильно, мы задумали (выделить слово голосом) мисочку слепить. А из чего можно слепить мисочку?» (Из глины.)
Мишка «радуется», у него в лесу глины много: «Вот, целая корзинка. Берите... Почему глина плохая? (Твердая.) А какая нужна?» (Мягкая.)
«Давайте поищем мягкую глину (находим глину нужного качества на самом дне корзинки). Ну вот, материал для работы теперь у нас есть. Можно лепить».
«А теперь, — говорит педагог, — посмотрите внимательно, как я буду лепить. Возьму кусочек глины и скатаю его вот так. Что у меня получилось? Получился шарик. Теперь сдавлю шарик между ладонями. И что же у меня получилось? Лепешка. А теперь буду загибать края у лепешки, чтобы получилась мисочка. Смотрите, что у меня получилось! Нравится тебе, Мишка, эта мисочка?»
Мишку «кормят» кашей из новой мисочки.
Возможные усложнения ситуации. В гости к детям приходит второй игровой персонаж, он «интересуется»: что случилось, почему Мишка плакал; как ему помогли, что задумали сделать; какой материал был нужен для работы; как лепили мисочку; что надо было сделать вначале (слепить шарик); как лепить потом (сделать лепешку, загнуть края).
Дома с ребенком. Наблюдение и совместная с детьми лепка посуды для игрушек.
Цель. Сформировать у детей общее представление об этапности процесса шитья шапочки. Развивать дифференцированное восприятие трудового процесса, учить по вопросам взрослого вычленять его компоненты в последовательности включения в трудовой процесс. Ввести в активный словарь слова: задумать, сшить, теплая, материал, инструменты, иголка, нитки, ножницы, резать, отрезать, пришить. Развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности взрослого.
Необходимый материал. Игровой персонаж кукла Катя в теплом пальто; картинки: летняя и зимняя шапочки; кусок тонкой и кусок плотной ткани, лента для завязок, иголка с ниткой, ножницы, клубок ниток.
Организация. Образовательная ситуация конструируется с небольшой подгруппой детей, 5—6 человек.
Краткий ход ситуации. Воспитатель предлагает детям убирать игрушки и собираться на прогулку. В этот момент в групповой комнате появляется игровой персонаж. «Кукла Катя хочет пойти гулять с нами. Она уже надела пальто, — говорит воспитатель. — А что она забыла надеть? Объясните Кате, почему сейчас без шапки нельзя гулять». (Педагог помогает детям сформулировать мысль о том, что на улице холодно, голова без теплой шапочки замерзнет, можно простудиться.) «А у меня нет теплой шапочки, — „говорит11 Катя. — Что же делать?» Дети предлагают сшить шапочку для куклы.
«Нужно выбрать, какую шапочку сшить». Педагог показывает две картинки: на одной летняя шапочка, на другой — зимняя, теплая. (Мышление детей этого возраста конкретное, поэтому зимняя шапочка должна быть такой же по фасону и цвету, какая будет сшита.) Кукла «выбирает» летнюю шапочку. Воспитатель обращается к детям: «Как вы считаете, правильно выбрала Катя? Почему? Какую шапочку вы предлагаете сшить?»
Обобщая детские ответы, педагог говорит: «Давайте сошьем вот такую — теплую, пушистую шапочку с завязками. Ушки закрыты, тепло Кате будет в такой шапочке».
Кукла: «Спасибо, готова моя шапочка!» (прижимает картинку к себе).
Воспитатель: «Нет, Катя, шапочки еще нет, мы только задумали (выделить слово голосом) сшить шапочку. Дети, что мы сделали? (Хоровой ответ детей.) А чтобы не забыть, какую шапочку мы задумали сшить, поставим эту картинку на видное место. Такую будем шить шапочку, как на этой картинке. Из чего же нам сшить шапочку?» Кукла показывает, что у нее есть два куска ткани: тоненькая, легкая и теплая, пушистая. «Из какой ткани будем шить?» Кукле «нравится» тоненькая, с цветочками. Воспитатель предлагает детям объяснить кукле ее ошибку. Совместно выбирают ленту для завязок под цвет ткани.
Воспитатель: «А чем будем шить? Какие инструменты нужны для шитья?» В шкатулочке куклы много швейных инструментов, игровой персонаж не может выбрать нужное, дети помогают ему:
«Нитки нужны? (Катя вынимает клубок ниток.) Почему такие не нужны? Ими вяжут?! А какие нужны?»
Далее воспитатель показывает сам процесс шитья: складывает кусочек ткани и сшивает его края (снимать мерки и выкраивать шапочку не следует, для малышей надо максимально упростить процесс шитья и сократить количество трудовых действий). «Готова шапочка?» — спрашивает кукла. «Сейчас проверим. (Педагог надевает кукле шапочку, но она падает с ее головы.) Почему шапочка упала?» (Нет завязок. Завязки надо пришить.) Воспитатель пришивает завязки, спрашивая детей: «Что я делаю? Чем пришиваю? Вот одну завязку пришила, теперь вторую. Что я сделала? Готова шапочка? Получилась такая, как мы задумали? (Показывает картинку, надевает шапочку на куклу.) Можно теперь Кате гулять вместе с нами? Пойдемте одеваться на прогулку!»
Возможные усложнения ситуации. Появляется второй игровой персонаж, который не видел процесса шитья шапочки. Это дает педагогу возможность учить детей рассказывать на основе наглядности о конкретном трудовом процессе в логике его осуществления. Например, Мишка узнает, что у куклы Кати новая шапка, и просит рассказать, как ее сшили. Мишка непонятлив, задает много вопросов: зачем нужна Кате новая шапка? Почему задумали сшить теплую и пушистую шапочку? Зачем нужны завязки? Из чего шили шапочку? Как выбирали ткань? Что нужно было для шитья? Как шили, что сделали сначала, что потом? Тепло ли Кате в новой шапочке?
Дома с ребенком. Наблюдение трудовых процессов взрослых в быту; рассматривание сюжетных и предметных картинок с изображением швейных инструментов, процессов шитья, вышивания, вязания и др.
Процесс вхождения малыша в реальные трудовые связи с близкими людьми следует начинать с самообслуживания. При этом прежде всего педагог помогает ребенку овладеть простейшими микропроцессами (намыливать руки, надевать колготки и пр.). Фактический уровень возможностей детей третьего года жизни еще невелик, поэтому образовательные ситуации ориентированы на развитие социально одобряемых способов сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Приведем примеры таких ситуаций.
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Необходимый материал. Сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.).
Организация. Индивидуально.
Краткий ход ситуации. Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, воспитатель задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зовут мальчика (девочку)? Что он (она) делает? Как ты догадался?»
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
А. Кузнецова
«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня)? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребенка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться).
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Дома с ребенком. Приобщение малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания; игры с водичкой, мыльной пеной, мыльными пузырями и пр.
Цель. Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Необходимый материал. Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Индивидуально, после прогулки или другого вида деятельности, когда у ребенка особо грязные руки.
Краткий ход ситуации. Воспитатель говорит: «Ой, какие у тебя грязные ручки, как запачкались!» Включает воду и читает стихотворение:
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку —
Посмелей,
Будем умываться веселей!
Н. Пикулева
«Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит? В мыльнице. Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так. Не бойся, ничего страшного, если уронишь. Мы его поймаем, не дадим убежать. Хватит, хорошо намылил. Положи мыло на место, в мыльницу. А теперь будем учиться делать „мыльные перчатки". Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много- много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрем. Хорошие перчатки, только манжеток у них еще нет, давай и здесь потрем. Вот какие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь смывай „перчатки". Ой, сколько грязи, какие черные ручейки! Давай помогу вытереть руки, вот твое полотенце».
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Саша (Наташа) научился делать «мыльные перчатки», предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить игровой персонаж делать «мыльные перчатки».
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность включаться в процесс умывания, осваивать микропроцесс «мыльные перчатки» — намыливание и смывание мыльной пены с рук; радоваться умелости ребенка, его стремлению включаться в гигиенический процесс.
Цель. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.
Необходимый материал. Игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее окунает в черную тушь (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3—4 человека.
Краткий ход ситуации. Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото)? Его руки черным-черны от грязи:
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату. «Что нужно сначала сделать?» — спрашивает воспитатель, обращая взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа. «Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить», — хором отвечают дети. «Зачем это еще?» — «удивляется» Неумейка. Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.
Затем дети показывают и объясняют Неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в разные стороны и не залили весь пол.
«Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.) А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут черные струи от размываемой водой туши.) Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом».
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
— Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я. Aким
«Покажите Неумейке, как намыливать руки», — предлагает воспитатель. «Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены», — «говорит» игровой персонаж. «Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились „мыльные перчатки“. Молодцы, у всех прекрасные „мыльные перчатки". Такие же перчатки сделаем Неумейке. Не забудьте про „манжетки". А теперь смывайте „перчатки"».
«Что дальше делать? — „спрашивает" Неумейка. — Руки мокрые, вода капает». Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце. «Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки».
Возможные усложнения ситуации. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь игровому персонажу в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить его делать «мыльные перчатки», «замочек»; постепенный переход от контроля и оценки детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребенком деятельности сверстника.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность умываться, мыть руки самостоятельно, с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрять детскую умелость, особенно желание вымыть руки, если они испачкались, развивать элементарный самоконтроль.
При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогулку педагог целенаправленно формирует детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть трусики, колготки) до целостного процесса. Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными желаниями ребенка, например желанием пойти гулять. Приведем пример образовательной ситуации, ориентированной на формирование умения надевать колготки.
Цель. Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку — кусочек ярко окрашенной ткани или пуговку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Необходимый материал. Оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей «перед».
Организация. Индивидуально. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации. Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: «Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку — в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай „гармошку11. Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей ,,гармошку“».
В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.
«А теперь для левой ножки сделай „гармошку“. Каждую ножку — в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай да Сережа! Ай да молодец, сам колготки надел!»
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Сережа (Наташа) научился сам надевать колготки; предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность самостоятельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, карманы и пр.). Игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.
Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Необходимый материал. Оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением следующих предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж клоун Бим.
Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации. В раздевальной комнате детей встречает веселый клоун Бим: «Привет, ребята! Куда это вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Погода сегодня замечательная. А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращает внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что дальше надевать, картинки подскажут».
Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами одеваться на прогулку, а так как игровой персонаж «сомневается и удивляется», предлагает самому «посмотреть и убедиться».
Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их
Игровой персонаж побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на старание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Возможные усложнения ситуации. Гибкое изменение тактики педагогического руководства самообслуживанием в процессе одевания/раздевания по отношению к конкретному ребенку в зависимости от успехов в развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконтроль, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку, поощряя умелость и поддерживая интерес к самообслуживанию. Постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.
Игры с предметами для детей 1-3 лет
Дидактические игры по социальному развитию в младшей группе детского сада
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Куклы в гостях у детей»
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»
Нет комментариев. Ваш будет первым!