Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Галютина Татьяна Геннадьевна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №295 г. Волгограда
Этот материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Проводить данное мероприятие можно в совместной деятельности воспитателя с детьми, как закрепление пройденного материала.
Оборудование: ноутбук, слайды с изображением планет; карточки с изображением созвездий, картинки с изображением сказочных животных и людей; «ракета» (стульчики, расположенные полукругом около ноутбука).
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами в космическое путешествие!
(Дети садятся на свои места в «ракете»)
Воспитатель: Все готовы к полету? Тогда – в путь! А бортовой компьютер поможет нам в нашем путешествии. Давайте произведем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели! (Звучит «космическая» музыка)
В небе звезды ярко светят
И ракету нашу ждут.
В космос мы сейчас проложим
Наш космический маршрут.
А пока мы летим, давайте вспомним планеты, которые мы знаем:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Ребята, а знаете ли вы какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, т.к. это ближайшая планета к Солнцу). (Показ планеты на ноутбуке). Если бы вы жили на Меркурии, вам было бы уже не 6 земных лет, а 24меркурианских года! Мы живем на Земле и называемся …(Земляне). Интересно, если бы мы жили на Меркурии, как бы нас называли? (Ответы детей).
Воспитатель: Бортовой компьютер сообщил, что на нашем пути появилась планета, поверхность которой постоянно скрыта от нас облаками. Что это за планета? (На ноутбуке добавляется изображение Венеры). (Рассказ детей о Венере).
Воспитатель: Внимание! Внимание! На горизонте появилась красная звезда (показ на ноутбуке). Что же это может быть? (Дети: «Это Марс! Красный цвет – это цвет марсианских пустынь.)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим посадку на Марс? Год на Марсе вдвое длиннее земного. Значит, на Марсе вам было бы всего три года! Как здесь холодно! Надо согреться, давайте проведем космическую разминку:
Мы цепочкой друг за другом,
|
Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.
|
Взявшись за руки идем.
|
Повернувшись внутрь круга,
|
Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.
|
Медленно кольцо замкнем.
|
Вот колечко, то есть круг,
|
Прямые руки поднимают вверх.
|
Наши руки, приподнявшись,
|
Потянуться вверх на носочках.
|
Лучиками стали вдруг.
|
|
Мы сомкнулись, повернулись
|
Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.
|
Раз! И солнцем обернулись.
|
Руки вверх - потянуться
на носочках.
|
|
Чтоб нас лучше разглядели,
|
Руки вперед, приседают два раза.
|
Раз – присели, два – присели.
|
|
Вдаль сейчас ракета мчится,
|
Прямые руки поднимают вверх,
|
Прямо к звездной тишине.
|
Соединяя ладони рук над головой.
Потянуться на носочках.
|
|
И звездою обратившись,
|
Прямые руки над головой – растопырить
пальцы рук.
|
|
Ярко светит в темноте.
|
Выполняют движения «фонарики
кистями рук.
|
|
Воспитатель: Продолжаем наш полет! Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем самую большую планету. Чтобы узнать, что это за планета, вам надо собрать ее из паззлов. (Дети собирают). (Показ на ноутбуке). Как она называется? (Дети отвечают - Юпитер). Внутри Юпитера могли бы поместиться более 1000 таких планет, как Земля. Ребята, наш бортовой компьютер какие-то загадки загадывает: «Что за планета крутит вокруг себя обруч?» (Показ планеты Сатурн). Сатурн – шестая планета от Солнца. Это еще и самая удивительная планета из-за красивых колец, которыми она окружена. А как могли бы называться жители Сатурна? (Ответы детей). А какие планеты мы еще не назвали? (Уран, Нептун, Плутон). Какая из этих планет самая холодная? Почему? (Дети: Плутон, потому что дальше всех находится от Солнца).
Воспитатель: Ребята, а что можно еще увидеть ночью на небе? (Звезды). (Показ звездного неба на ноутбуке).
Рассказ воспитателя: В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Еще в древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из точек-звезд получаются рисунки. Эти звездные рисунки называются созвездиями. Древние греки называли одни созвездия именами любимых героев: Геркулеса, Персея; другие – названиями животных и предметов: Дракона, Пса, Лебедя. Лиры. А что увидите вы?
Проводится игра «Угадай созвездие»
Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным, развивать познавательный интерес.
Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас. Воспитатель рассказывает о созвездии, показывает картинку, называет созвездие, спрашивает: «У кого есть такое созвездие?» Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее на соответствующее место. При рассказе обо всех созвездиях, действия те же.
Ход игры:
Воспитатель:
1. На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица. (У кого есть такое созвездие?)
2. На небе есть и созвездие Волопаса. Волопас – это человек, который пасет вола, пастух.
3. Посмотрите, это созвездие Лебедя. Лебедь летит по ночному небу широко раскинув крылья.
4. Легко найти на небе «большой квадрат» Пегаса. Это такой крылатый волшебный конь. Народы древнего мира представляли себе это созвездие почти одинаково. Древние греки называли его «Большим Конем», а жители Вавилона – просто «Конем».
5. Посмотрите, это созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По легенде, Геркулес был очень сильным и храбрым. У него была дубинка, с помощью которой он победил льва.
6. А вот это – созвездие Льва. Того самого, которого победил Геркулес.
7. Посмотрите, у кого есть созвездие Орла. Орел – сильная, смелая птица.
8. В осенние месяцы очень четко видно на небе созвездие Рыб.
9. Посмотрите – это созвездие Кита, которое состоит из множества звезд. Его тоже лучше видно в осенние месяцы.
10. Ночью на небе можно даже увидеть сказочного Дракона. О созвездии Дракона в одной древней вавилонской легенде рассказывается так. Очень давно, когда еще не было ни Земли, ни Неба, существовали бог Мардук и чудовище Фиамат, от которого проистекали все беды. Бог Мардук начал с ним тяжелую борьбу, длившуюся много веков. Но, наконец, он победил Фиамата. Из его тела он сотворил Землю, а из шкуры, на которой блестели разноцветные бриллианты, сделал Небо со звездами. Теперь в ясную ночь над людьми сияют несметные сокровища небесных бриллиантов - звезд. Тысячелетия они украшают небосвод, и ни одна звезда не исчезла, потому что бог Мардук оставил на небе вечно бдящего Дракона, чтобы их стеречь.
11. А это – Кассиопея. Это созвездие состоит из пяти ярких звезд, соединив которые можно получить букву «М». Кассиопея – имя царицы. По древнему преданию, она всегда любовалась собою и хвалилась своей красотой.
12. Ребята, это созвездие называется Персей. По легенде, Персей спас прекрасную царевну от злого кита. У него было сказочное оружие - голова медузы Горгоны. Все, кто взглянет на медузу Горгону, превращались в камень. Вот и кит, взглянув на это сказочное оружие Персея, превратился в остров. А Персей женился на царевне.
(В конце игры воспитатель хвалит детей).
Воспитатель:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Я. Аким
Что это за планета? (Земля). Правильно! Вот и пришло время возвращаться нам на нашу родную Землю. Все по местам!
(Звучит «космическая» музыка, показ слайда с изображение Земли). Дети возвратились на Землю. (Если дети не устали можно предложить нарисовать то, что им понравилось).
Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос
Сценарий игровой программы в подготовительной группе «Дог шоу»
Игровая программа для дошкольников 5 - 7 лет «В гостях у сказки»
Сценарий игровой программы для старших дошкольников «Будьте здоровы»
Сценарий познавательной игровой программы с мячом для дошкольников