Цель: формирование представлений о том, что зимой растения не погибают, а как бы засыпают, оставаясь живыми.
Задачи:
— уточнять признаки зимы;
— формировать представления о том, что почка растений — это маленький стебель с листьями;
— научить анализировать устный текст и соотносить его содержание с реальными объектами и процессами;
— развивать диалогическую и монологическую речь детей.
I. Вводная часть
Воспитатель. Ребята, сейчас зима, на улице очень холодно. Давайте сходим в парк (на участок детского сада) и посмотрим, погибли растения и животные или нет. Одевайтесь быстрее.
(Войдя в раздевалку, дети обнаруживают на одном из шкафчиков большую игрушку Карлсона (Незнайку, мишку и т.п.), а рядом с ней — красочный конверт. Воспитатель дает им возможность обсудить ситуацию, рассмотреть конверт, вынуть письмо и ждет, когда они обратятся с просьбой прочесть его.)
Вот что написано в письме. «Я услышал, что вы собираетесь на экскурсию. Не ходите. Ничего нового вы не узнаете, только зря потратите время. Лучше посидите в теплой комнате. Я вам и так расскажу, что делается на участке». Ну что, послушаемся Карлсона? Останемся в комнате? (Ответы детей. Скорее всего, будет ответ: «Нет».)
Тогда возьмем Карлсона с собой и продолжим чтение письма на экскурсии. Проверим, правильно ли он написал.
(Дети одеваются и выходят на улицу.)
II. Основная часть
(Дети одеваются и выходят на запланированное место. Устроив Карлсона на каком-нибудь дереве, с которого ему будет хорошо видно детей, воспитатель возвращается к чтению письма. Воспитатель читает фразу и останавливается, давая возможность детям проверить ее правильность, а потом осмыслить и сформулировать ответ. Если при ответах дети обращаются к воспитателю, он просит их сообщать свои выводы Карлсону. В тексте конспекта фразы письма выделены курсивом.)
Воспитатель (достает письмо и читает). «Сейчас лето». Правда? (Ответ детей: «Нет, зима».) Почему вы решили, что зима? Объясните это Карлсону. (Дети выполняют задания.)
(Убедившись, что Карлсон усвоил признаки зимы, воспитатель снова обращается к письму.)
«Дни стали очень длинными». Правда? (Ответы детей.) «Снег лежит всюду ровным слоем». Правильно? (Ответы детей.) Чтобы доказать Карлсону нашу правоту, давайте измерим глубину снега в разных местах. (Воспитатель дает каждой паре детей карандаш и рейку, с которыми они работают так же, как это описано в первом варианте экскурсии.)
«Все деревья стоят голыми, листьев на них нет». Это правда, ребята? (Скорее всего, дети с этим согласятся. Тогда воспитатель предлагает им сравнить палочку и веточку. Дальнейший ход этого фрагмента см. в первом варианте.)
Ну что, Карлсон, убедился, что на дереве и зимой есть листья, только они очень маленькие и прикрыты чешуйками? Ты, Карлсон, был не прав. Что же он пишет нам дальше. «Травы нет и в помине». Вы согласны? (Скорее всего, дети согласятся, но не так решительно, поскольку на прошлом примере убедились в ошибочности расхожих представлений об отсутствии листьев не деревьях.)
Не будем гадать. Возьмите лопатки и раскопайте снег до земли. Сами проверим — будем знать точно. (Опыт показывает, что обнаружение под снегом длинной зеленой травы производит на детей большое впечатление.)
Опять ты, Карлсон, ошибся. Посмотрим, что ты там дальше сочинил. «Если вы заметили, что под деревьями лежит снег, скорее отбросьте его в сторону. Он для деревьев очень вреден». Ну ты, Карлсон, и сочинитель. Ребята, расскажите ему, зачем нужен снег под деревьями. (Ответы детей.) Читаем дальше. «Из теплых краев уже вернулись птицы и громко распевают свои песни. В кустах заливаются соловьи и вороны». Все верно? (Ответы детей.)
Что же Карлсон пишет в конце? «Вот видите, ребята, я говорил, что ничего нового вы не узнаете. Так и знал, что вы меня не послушаете и все-таки пойдете на экскурсию. Зря только время потеряли». Ребята, вы, и правда, не узнали ничего нового? (Дети отвечают, называют факты, которые оказались для них новыми: наличие листьев на деревьях, травы под снегом и др.) Пойдем, Карлсон, домой. И больше таких писем нам не пиши.
III. Заключительная часть
Дети уходят в групповую комнату или остаются играть на участке в соответствии с рабочим планом педагога.
Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на декабрь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на январь с целями
Картотека прогулок в средней группе по ФГОС на февраль с целями
Нет комментариев. Ваш будет первым!