Автор: Кузьмина Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ №25 «Журавлик», г. Тамбов
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: «Путешествие в осенний лес». Предлагаемый материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. В моем занятии использовались полученные детьми знания на практике, совершенствовалось развитие связной речи, навыков чтения и звукового анализа слов.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»
Цель: продолжать развивать навыки звукового анализа (выделение в словах и фразах определенных звуков, слогов и ударения)
Задачи:
Образовательные: совершенствовать звуковой анализ слова с примером правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; совершенствовать у детей умения составлять предложения по схеме.
Развивающие: развивать представления детей о звуковых и слоговых схемах слов. Продолжать развивать звуковое восприятие слова, формируя фонетический и речевой слух детей.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей; закреплять умения образовывать названия детенышей животных. Прививать навыки правильного грамматического и фонетического оформления высказываний.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте, вызвав при этом интерес и желание учиться в школе.
Демонстрационный материал: макет страничка – лесовичка; алфавит на стенде; схемы – квадратики и слог - слияния; домики со слоговыми схемами, состоящими из 1,2 и 3-х слогов, картинки диких животных и птиц; плакат со схемой предложения.
Раздаточный материал: на каждого ребенка листочки и грибы; цветные карандаши (красный, синий, зеленый)
Дети сидят в группе на ковре
- Ребята, сегодня к нам из лесу в гости пришел старичок – лесовичок. Он пришел из необычного звукового леса. Как вы думаете, почему лес называют звуковым? Какие звуки там живут? (шелест листьев, пение птиц, журчание ручья и т.д.). Старичок – лесовичок принес звуки леса с собой, давайте их послушаем. (Магнит запись «Звуки леса»). Какие вы услышали звуки, назовите их.
- Ребята, я вам предлагаю сегодня научить старичка – лесовичка различать другие звуки. Это какие? (звуки речи)
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звук мы произносим, букву мы пишем, видим). Скажите, а на какие 2 группы делятся все звуки речи? (гласные согласные). Чем же отличаются друг от друга? (гласные – произносятся голосом, они поются; согласные – при их произношении встречается преграда – губы, зубы и язык.)
Давайте старичку – лесовичку расскажем стихотворение о звуках речи.
Гласные тянутся
К песенке звонкой
Могут заплакать
И закричать
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать,
свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь
Автор: В. Берестов
- Ребята, согласные звуки могут быть какими? (мягкими и твердыми; звонкими и глухими). Приведите примеры мягких и твердых согласных. ([М], [М’]; [Л], [Л’]; [В], [В’]). А как определить какой звук звонкий, а какой глухой? (При произнесении звонких согласных голосовые связки начинают вибрировать; «горлышко» как бы дрожит, а при произношении глухих голосовые связки отдыхают) Приведите примеры.
Старичок-лесовичок приглашает нас в осенний лес, где нас ждет много удивительного и интересного. Ребята, а мы с вами научим его различать звуки речи. Ведь мы с вами ловкие, сильные и умные. А какие мы с вами умные, покажем в игре «Назови данный звук». Правила игры такие: я буду бросать вам мяч, называя какое-либо слово, а вы, возвращая мяч, будете называть данные звуки или в начале слова или в конце. Слушайте внимательно: Л И С Т, В Е Т К А, Т РА В А, Л И С А, Г Р И Б, В О Л К, ИВ А , К У С Т и так далее.
Молодцы!
Посмотрите ребята, на лесной поляне опали листья, остались последние грибы. Возьмите по одному, кто грибочку, кто листочку. Переверните их! Какие там написаны слова? ( Л И С Т, Г Р И Б )
- Ребята, я предлагаю вам научить, старичка-лесовичка различать звуковой анализ слов. Садитесь на свои места.
- Ребята, мы с вами были в осеннем лесу, а там уже холодно и наши пальчики немного замерзли. Их надо разогреть.
Пальчиковая гимнастика:
Что за скрип, что за хруст,
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста-
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Обнялись ладони наши,
Видно съели много каши
Они жмут, и жмут, и жму
Кто же самый сильный тут?
Наши ладошки сильные, а головки умные. Давайте приступим к выполнению звукового анализа слов. (Дети самостоятельно делают) Проверка на доске.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, и нашему гостю старичку-лесовичку, что такое слог-слияние? ( Когда на первом месте стоит согласный звук, а на втором - гласный. Это слияние можно пропеть). Назовите в слове «лист» - звуки «с» и «т» какие? (Согласные твердые и глухие). А в слове «гриб» - звуки «г» и «б» какие? (согласные твердые, звонкие).
- Молодцы! Я думаю, что наш гость лесовичок узнал многое о звуках. Я предлагаю вам немного отдохнуть на лесной полянке.
Физическая минутка.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем:
Руки сложили назад
Нет комментариев. Ваш будет первым!