Цели:
- воспитывать культуру поведения детей в разных жизненных ситуациях;
- учить умению оценивать свое поведение и поведение окружающих.
В программу включены 4 урока культуры. Проводить их можно по-разному: или все в течение часа, или каждый 15-минутный урок отдельно (например, в конце классного часа на соответствующую тему).
Реквизит:
Для урока «Здравствуйте!»:
для «богатыря» - кольчуга, шлем, меч;
для «чукчей» - шапочки-капюшончики, рукавички;
для «индианок» - цветы с заколкой;
для «жителей Островов Зеленого Мыса» - серьги и ожерелье из клыков зверей (можно вырезать из пенопласта); страшные, ярко разрисованные маски.
Для урока «Мы едем, едем, едем»:
для «трамвая» - 8 стульев для пассажиров и один - для водителя; для пассажиров - 8-9 масок сказочных героев, зверюшек.
Для урока «Ежели вы вежливы»:
для «старушки» - платок, сумка;
для «старичка» - очки, усы, газета;
для девочки - кукла.
Для урока «В гостях у Мальвины»:
для Мальвины - нарядное платье, голубой парик;
для Буратино - острый нос, шапочка с помпоном, столик, салфетки, полотенце, тарелка, ложка, вазочка.
Ведущая. Знаете ли вы, ребята, как принято здороваться у разных народов? Сейчас мы увидим несколько приветствий.
(Приглашается мальчик на роль богатыря - по принципу: крепкий, большой.)
Сейчас вы увидите превращение вашего товарища в русского богатыря. Вот он надевает кольчугу, шлем, рукавицы - и перед нами русский богатырь.
Вот он подходит к нам и говорит громко и приветливо: «Здравствуйте, люди добрые!» - и при этом снимает шлем, рукавицу и протягивает руку для приветствия.
Снимая шлем, он как бы говорит: «Моя голова беззащитна, я не боюсь тебя»; протягивая руку - «моя рука пуста, в ней нет оружия, я пришел как друг». «Богатырь» здоровается с ребятами.
Вот откуда у нас обычай: при входе в помещение мужчина снимает шапку, протягивая руку - перчатку.
А сейчас мы увидим, как здороваются жители Крайнего Севера - чукчи.
(Приглашаются мальчик и девочка на роль чукчей, надевают капюшончики и рукавички.)
На родине этого народа всегда холодно, особенно зимой: лютый мороз, пронизывающий ветер. Можно ли говорить о снятии шапки или рукавиц? Конечно, нет! Поэтому чукотское приветствие выглядит так: они трутся носами.
Поприветствуйте друг друга и одноклассников!
Интересно, а как здороваются в Индии? Это красивая, теплая страна. Люди там ходят в светлой одежде, вокруг - разные экзотические фрукты, масса цветов...
(Две девочки на роль индианок должны быть темноволосые, темноглазые. К волосам девочек прикалываются цветы.)
Девочки, сложив руки ладонь к ладони, слегка кланяются друг другу, товарищам - те отвечают им тем же.
А теперь мы познакомимся с жителями страны, которая называется так: Острова Зеленого Мыса. Это храбрые, сильные люди, охотники. Они охотятся за дикими зверями, и для их устрашения раскрашивают лицо яркими красками - это боевая маска.
(Приглашаются два стройных, крепких мальчика. Они надевают ожерелье и серьги из «зубов» зверей и страшные маски.)
Они любят состязаться в силе, ловкости. И здороваясь, они состязаются: кто сильнее? Для этого каждый сгибает крючком средний палец правой руки, они сцепляются пальцами и изо всех сил тянут друг друга - каждый в свою сторону.
«Охотники» здороваются друг с другом, потом - с товарищами.
В заключение приглашаются все артисты и еще раз демонстрируют свои приветствия.
Затем - небольшой разговор с классом:
- Как вы думаете, какими словами нужно здороваться с родными, друзьями, знакомыми? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)
- А с кем надо здороваться в школе? (Со всеми работниками школы, со знакомыми ребятами.)
- Давайте подумаем: а что означает слово «здравствуйте»? (Оно образовано от слова «здравие», «здоровье» - то есть, здороваясь, мы желаем всем здоровья. Вот какое хорошее у нас приветствие!)
Подготовка к уроку. Готовится импровизированный автобус: 8 стульев для пассажиров и один для водителя. В классе можно использовать парты среднего ряда.
Водителя нужно подготовить заранее или же выбрать смышленого, раскованного мальчика. Он не только объявляет остановки, но и делает замечания тем, кто неправильно себя ведет. Во время движения автобуса звучит музыка.
Хорошо бы всем участникам игры, или хотя бы входящим пассажирам, надеть маски зверюшек, сказочных героев.
Итак, автобус готов, все места в нем заняты, водитель объявляет:
- Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - улица Комсомольская!
На следующей остановке входит Зайчиха с двумя Зайчатами.
(Как правило, дети уступают им место.)
Автобус следует дальше - остановка. Кто-то из пассажиров может выйти. Входит доктор Айболит. Ему тоже уступают место.
На следующих остановках могут войти:
• две Белочки, грызущие семечки,
• Карлсон, съевший конфету и бросивший фантик;
• Медведица с Медвежонком;
• Кошка с Котенком, который плохо себя ведет; дергает за ушки Зайчонка, громко, с плачем требует конфету, как у Карлсона.
(Можно придумать и других действующих лиц.)
Водитель строгим голосом делает замечания, объявляет остановки. Наконец - конечная остановка. Размышляем: в каком порядке выходить из автобуса? Сначала - родители с детьми, потом - старичок Айболит, затем все остальные, причем, мальчики уступают дорогу девочкам или проходят первыми, подавая им руку.
Водитель обходит автобус, проверяя, все ли в порядке, нет ли забытых вещей.
Это урок-пантомима.
Звучит красивая музыка.
Нарядная Мальвина ждет в гости Буратино, весело накрывает на стол: стелет скатерть, ставит на стол вазочку с цветами, тарелку, ложку, блюдечко с печеньем, чашку, кладет салфетку. Поглядывает в окошко - Буратино все нет и нет.
Наконец, вбегает Буратино, приветственно машет рукой - и за стол.
Звучит веселая музыка.
Мальвина строго грозит пальчиком и ведет Буратино мыть руки. Он упирается, моет руки нехотя и вытирает об одежду.
Мальвина накладывает кашу в тарелочку. Буратино пробует ее пальцем, морщится, тянется в вазочке с печеньем.
Девочка опять грозит ему пальчиком: «Ешь!». Проказник неохотно ест, балуется, строит рожицы, показывает язык, роняет ложку, облизывает ее.
Затем пьет чай с печеньем, громко прихлебывая и чавкая. Сморкается в скатерть.
Чмокает Мальвину в щечку и убегает. Мальвина растеряна и огорчена: на столе беспорядок, на полу крошки печенья, а Буратино убежал. Никакого воспитательного урока не получилось.
Звучит грустная музыка.
Детям предлагается вопрос:
- Какие ошибки сделал Буратино?
Детям предлагаются три несложных ситуации, выход из которых они находят сами.
1-я ситуация.
Звучит веселая музыка.
Дети (6-8 человек) играют: прыгают через воображаемую скакалку, кидают воображаемый мяч, играют в классики.
Появляется старушка с двумя тяжелыми сумками. Останавливается, ставит сумки на пол, тяжело вздыхает.
- Ваши действия? - спрашивает ведущая.
(Дети, как правило, понимают, что нужно помочь старушке. Но их действия приходится корректировать: сначала поздороваться, затем предложить помощь и т. д.)
2-я ситуация.
Дети продолжают играть. На скамеечку садится старичок, читает газету.
Старичку плохо. Он снимает очки, закрывает глаза, прикладывает руку к сердцу.
- Ваши действия?
(Дети вспоминают номер 03, звонят по телефону или мобильнику, но нужно им помочь точно назвать улицу и место, где находится больной старичок.)
Урок можно закончить словами ведущего:
- Приехала скорая помощь, сделали укол.
Старичок приободрился, поблагодарил детей и вновь стал читать газету.
3-я ситуация.
Звучит веселая музыка.
Дети играют.
У одной из девочек красивая кукла. Она с ней играет, нянчит ее, баюкает.
Подбегает мальчишка, выхватывает у девочки куклу и убегает. Девочка плачет. А обидчик дразнится, гримасничает.
- Ваши действия?
Действия очевидны. Обычно мальчики, а иногда и девочки, восстанавливают справедливость.
Был случай, когда сама обиженная девочка бросилась за мальчишкой так яростно, что он растерялся и сам отдал ей куклу.)
Ведущая благодарит детей за их отзывчивость, находчивость, умение не пройти мимо плохого, а также - как маленьких артистов, прекрасно сыгравших свои роли.
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет
Нет комментариев. Ваш будет первым!