Классный час беседа с элементами игры. Правила поведения за столом», 1-2 класс

Конспект беседы – игры для младших школьников «Правила поведения за обеденным столом»

Цели и задачи занятия:

• познакомить ребят с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Описание классного часа

Учитель: Каждому из нас с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы, — «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Обсуждение ситуации «Как сидеть»

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, кадетов, например, учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами или рюмками. Не стоит во всю длину протягивать ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Обсуждение ситуации «Приборы»

По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Ромштекс, лангет, эскалоп едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу. Не пользуются ножом, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты...

Спагетти едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Практическая игра «Маленький поваренок»

Учитель в форме диалога с детьми предлагает игру.

— Что можно приготовить из моркови, капусты, свеклы, картошки? (Ответы детей.)

— Мы будем варить борщ. Какие овощи можно есть сырыми, а какие нет?

— Какие блюда можно приготовить из картофеля? (Пюре, жареную картошку, чипсы.)

— А еще из картофеля можно сделать оладьи, котлеты. Давай готовить. С чего начнем? (Надо помыть овощи.)

— Чтобы наш борщ был вкусным и наваристым, положим в воду кусок мяса, и пусть варится. А пока почистим овощи. Какие овощи надо чистить и почему? (Все овощи, кроме капусты, надо чистить, так как кожуру не едят.)

Взрослый должен «показать», как чистить картофель, морковь, свеклу, порезать капусту.

— Чтобы бульон был прозрачным, надо снять пену (показывает, как это делать.) Бульон готов. Как вы думаете, какие овощи надо положить в кастрюлю в первую очередь? (Картофель, морковь брусочками.)

— А вот свеклу мы будем варить в другой кастрюльке. Посмотри, почему вода стала бордовой? (Свекла окрашивает воду.)

— Чтобы картошка не стала розовой, свеклу варим отдельно. Как проверить, сварилась свекла или нет? (Ответы детей.)

— Ну вот, борщ почти готов, пожарим морковку с луком и томатом, посолим. А теперь к столу.

Беседа «Сервировка обеденного стола»

По правилам этикета в центре стола ставят судочки со специями: солью, горчицей, перцем, уксусом. Если стол длинный, то удобно поставить маленькие солонки и перечницы в нескольких местах, снабдив их такими же маленькими ложечками.

Ближе к центру ставят тарелки с закусками и салатницы. Хлеб белый, серый и черный нарезают тонкими ломтиками, укладывают на хлебницы и размещают на противоположных концах стола.

Напитки должны стоять на столе в разных местах. На равном расстоянии друг от друга (примерно 60 см) расставляют столовые мелкие тарелки для второго, а на них — малые закусочные по количеству гостей.

Справа от тарелки кладут нож, острой стороной лезвия к тарелке, и ложку, а слева — вилку. Ложка и вилка должны располагаться выпуклой стороной книзу. Все блюда с общими приборами размещают ближе к середине стола. Рюмки и бокалы ставят перед тарелками, а прибор для десерта — за рюмками, параллельно малой тарелке.

Салфетки складывают квадратиком или треугольником и кладут на закусочную тарелку. Можно использовать и бумажные салфетки. Их можно поставить в вазочке на середину стола и сложить так, чтобы они легко вынимались. Суповницу (суповую миску) и глубокие тарелки обычно располагают у места, которое занимает хозяйка.

Если за столом много гостей, тогда вблизи хозяйки для удобства ставят маленький столик (можно приспособить журнальный), на котором и держат миску с супом и стопкой глубокие тарелки. Можно подавать первое блюдо

каждому гостю, разлив его на кухне. Но тогда нужно убрать со стола закусочные тарелки и блюда с закусками.

После того как гости съели первое блюдо, убирают суповую миску, глубокие тарелки, ложки, а на середину стола ставят блюдо со вторым.

Второе должно быть нарезано на порционные куски и снабжено специальной ложкой и лопаткой (или вилкой) для накладывания пищи каждому в тарелку с общего блюда. В таком случае гости могут обслуживать себя сами, что удобно для хозяйки дома.

Ко всем общим блюдам обязательно нужно подавать столовые приборы соответствующего назначения.

Десертные блюда (кисели, компоты) подают в чашках или специальных вазочках на блюдечке с чайной или десертной ложкой.

Подведение итогов. После проведения игры-имитации учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом, ведь это часть этикета.

Этикет (фр.) — правила поведения, учтивости, принятые в каком-либо обществе, умение поддерживать разговор.

Этикет — это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!