Конкурсы

Классный час на тему: Культура речи, 1 класс

Разработка классного часа о культуре речи для младших школьников 1-2 класса

Ситуативная беседа-рассуждение о культуре речи «Правильно ли мы говорим?»

Цели и задачи занятия:

• привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно; развитие коммуникативных навыков младших школьников;

• воспитание этических норм поведения и культуры речи младшего школьника.

Описание классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете «слова-паразиты», т. е. слова, которые вовсе неуместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т. д.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.

И все, что может видеть глаз, — над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

(А. Шибаев «Слова, слова, слова...»)

Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

(В. Шефнер)

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

Учитель: Давайте поиграем в небольшую игру: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов.)

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи «слов-паразитов», ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плеткой на главной площади города, на виду у всех горожан!

Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.

Учитель зачитывает стихотворение С. Михалкова «Лапуся»:

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

— Дверь открыта!

Притвори ее, герой! —

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

— Сам закрой!

 

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! —

Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу. Сама подай!

 

Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю.

 

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

 

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

 

А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. —

А они ко мне:

— Сыночек,

Положить еще кусочек? —

А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

 

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

 

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

 

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите, рук?!

Учитель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать? (Рассуждения ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо и т. д.)

Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.

Иногда в речи как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов.)

Конечно, прежде всего пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека, засоряет пространство.

Иногда мама с папой много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родителей, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.

Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Недаром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».

А завершить наш разговор я предлагаю песенкой «Игра» (сл. Р. Рождественского, муз. В. Шаинского). (Песню можно исполнить под фонограмму или прослушать аудиозапись.)

Что это такое — портфель без «фель»?

Это все равно, что медведь без «ведь»,

И, конечно, если трамвай без «вай»,

Это что угодно, только вовсе не трамвай!

Припев:

Я тебе, я тебе, я тебе говорю:

Сперва научись, научись, научись не глотать слова.

Что это такое — луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля»,

И, конечно, если лимон без «мон»,

Это что угодно, только вовсе не лимон!

Припев.

Что это такое — зима без «ма»?

Это все равно, что каток без «ток»,

И, конечно, если игра без «ра»,

Это что угодно, только вовсе не игра.

Припев.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Мария Анатольевна Блинова # 16 января 2017 в 10:43 0
Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи «слов-паразитов», ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.
А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. Соглашусь полностью с утверждением автора,тема раскрыта полностью,добавить нечего.Молодец.
Екатерина Степановна Голубева # 18 января 2017 в 12:39 0
Интересный урок. Подобные темы в современном мире надо поднимать как можно раньше с детьми, ведь общество, что их окружает, не любит следить за своей культурой речи