Цели и задачи занятия:
• привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно; развитие коммуникативных навыков младших школьников;
• воспитание этических норм поведения и культуры речи младшего школьника.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете «слова-паразиты», т. е. слова, которые вовсе неуместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т. д.
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.
И все, что может видеть глаз, — над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
(А. Шибаев «Слова, слова, слова...»)
Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.
Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.
И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер)
Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.
Учитель: Давайте поиграем в небольшую игру: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов.)
Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи «слов-паразитов», ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.
А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плеткой на главной площади города, на виду у всех горожан!
Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.
Учитель зачитывает стихотворение С. Михалкова «Лапуся»:
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
Учитель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать? (Рассуждения ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо и т. д.)
Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.
Иногда в речи как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов.)
Конечно, прежде всего пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека, засоряет пространство.
Иногда мама с папой много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родителей, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.
Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Недаром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».
А завершить наш разговор я предлагаю песенкой «Игра» (сл. Р. Рождественского, муз. В. Шаинского). (Песню можно исполнить под фонограмму или прослушать аудиозапись.)
Что это такое — портфель без «фель»?
Это все равно, что медведь без «ведь»,
И, конечно, если трамвай без «вай»,
Это что угодно, только вовсе не трамвай!
Припев:
Я тебе, я тебе, я тебе говорю:
Сперва научись, научись, научись не глотать слова.
Что это такое — луна без «на»?
Это все равно, что земля без «ля»,
И, конечно, если лимон без «мон»,
Это что угодно, только вовсе не лимон!
Припев.
Что это такое — зима без «ма»?
Это все равно, что каток без «ток»,
И, конечно, если игра без «ра»,
Это что угодно, только вовсе не игра.
Припев.
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Мария Анатольевна Блинова # 16 января 2017 в 10:43 0 |
Екатерина Степановна Голубева # 18 января 2017 в 12:39 0 | ||
|