Классный час в игровой форме, 3-4 класс. Правила поведения на транспорте

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальной школы «Веселые приключения на транспорте»

Цели и задачи классного часа:

• воспитание этических норм поведения в различных видах транспорта, умелого и правильного использования транспорта в природе;

•закрепление понятия «транспорт», умений классифицировать транспорт: пассажирский — грузовой; наземный — подземный, водный, воздушный;

• развитие логического мышления и коммуникативных навыков младших школьников.

Оборудование. Картинки или репродукции различных видов транспорта, несколько призов, аудиозапись любой веселой музыки для прослушивания во время проведения игровых конкурсов.

Описание классного часа

Игровая ситуация «Транспортные загадки»

Учитель предлагает послушать стихотворные загадки: зачитывает четверостишье, а ученики должны хором назвать вид транспорта.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

 

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут. (Метро.)

 

Дом чудесный — бегунок

На своей восьмерке ног.

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай.)

 

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус.)

 

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (Автомобиль.)

Учитель: Догадались? Действительно, мы сегодня поговорим о различных видах транспорта и правилах поведения в нем.

Давайте представим себе, что мы отправляемся в небольшое путешествие. В ходе этого путешествия нам будут встречаться различные виды транспорта. Вот о них мы и поговорим.

Игровая ситуация «Непонятливая иностранка»

Учитель: Ребята, представьте на несколько минут, что я не учитель, а иностранка, которая, во-первых, плохо знает русский язык, а во-вторых, совсем ничего не знает о наших видах транспорта.

Вам сложно будет общаться с «иностранкой». Она хочет узнать подробнее о нашей стране, нашем городе (селе) и о видах транспорта, так как ей предстоит долгое путешествие по нашей Родине. Пожалуйста, отнеситесь к роли «гидов» серьезно и в доступной форме объясните «иностранке» все, что ее интересует. Готовы?

Учитель меняет речь «под иностранку» и ведет диалог с учениками.

— Какой транспорт ездит по вашему городу (селу)? (Ученики перечисляют.)

— Какой наземный транспорт у вас есть? (Трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси.)

— А какой транспорт подземный? (Метро.)

— Какой в вашей стране вид транспорта самый быстрый и удобный? (Ответы учеников.)

— Какой транспорт можно увидеть на ваших вокзалах? (Поезда и электрички.)

— Чем отличаются поезда от электричек? (Рассуждения ребят.)

— Как называется вокзал, с которого по железной дороге отправляются электрички и поезда? (Железнодорожный.)

— Почему вы называете большое здание, около которого много рельс, «железнодорожным вокзалом»? (Поезда и электрички ездят по железным рельсам.)

— Хорошо. У меня очень маленький отпуск, всего две недели. Пока я еду на море в поезде, пройдет два дня, и на обратную дорогу домой в поезде я тоже потрачу целых два дня. Итого четыре дня на дорогу. Какой вид транспорта поможет мне, и я через два часа буду у моря? (Самолет.)

— Спасибо, вы мне очень помогли.

Игровая ситуация «Осторожно — пассажиры!»

Учитель: А теперь представим себя пассажирами в транспорте и прохожими на улице.

Поиграем в две очень смешные игры. Для этих игр необходимо разделиться на две команды.

Условия игры будут выполнять обе команды. У кого получится лучше, та команда и победила.

«Пассажиры в метро»

Игроки встают в круг очень тесно. Левой рукой хватают левую руку одного человека, правой — правую другого. В итоге получается натуральный клубок.

Цель: размотаться в цепь, не разрывая рук (пролезть снизу, перешагнуть и т. д.). Чем больше народу, тем тяжелее это сделать.

«Прохожие на у яйце, или Встречное движение»

В игре участвуют две команды по восемь человек. На пол в ряд кладут девять листов бумаги или рисуют девять кругов (перед каждой командой). На каждый, кроме центрального, встает человек. Все лицом обращены к пустому листу в середине.

Цель: игрокам слева перейти направо, а справа — налево, соблюдая следующие правила: становиться можно только на пустой квадрат; можно делать шаг вперед, если перед тобой пустой квадрат; если перед тобой человек к тебе лицом, а за ним пустой квадрат, то ты его можешь обойти; обходить человека, стоящего затылком к тебе, нельзя. Решение находится не сразу по причине обилия советчиков.

Игровая ситуация «Мы пилоты — самолеты»

Учитель зачитывает загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливая серебром. (Самолет.)

Учитель: О чем загадка? (О самолете.) Кто управляет самолетом? (Пилот.) Давайте поиграем в небольшую игру. Оставайтесь на своих местах, только выполняйте мои задания.

Мы пилоты, заводим двигатели, полетели...

Самолеты загудели (вращение руками, согнутыми в локтях перед грудью),

Самолеты полетели (руки в стороны, бег на месте),

На площадку тихо сели (присесть),

Да и снова полетели.

Шуточная викторина «Какой вид транспорта?»

Учитель: А эта викторина немного шутливая. Надо на мои вопросы нужно отвечать очень быстро. Кто первый поднимет руку, того я и спрошу. Попытаемся выявить знатока транспортных средств.

— Самолет — это какой вид транспорта? (Воздушный.)

— Какие воздушные виды транспорта вы знаете? (Вертолет, самолет, дирижабль и т. д.)

— Где приземляются самолеты? (В аэропорту, на аэродроме.)

— Что есть у самолета и нет у вертолета? (Крылья.)

— Что есть и у самолета, и у вертолета? (Кабина, хвост, иллюминаторы.)

— Какие вокзалы вы знаете? (Железнодорожный, морской, речной, аэропорт.)

— С какого вокзала можно отправиться в путешествие на пароходах и катерах (с морского или речного), на электричке и поезде (с железнодорожного), на самолете (из аэропорта)?

— В поезде — купе, в самолете — салон, а на корабле? (Каюта.)

— Транспорт, который плывет по воде, называется как? (Водный.)

— Как называется транспорт, который перевозит разный груз? (Грузовой.)

Игровая ситуация «Вежливый пассажир»

Учитель: Вы хорошо справились с шуточной викториной.

Мы сегодня много говорили о различных видах транспорта, но забыли, что во всех видах транспорта есть пассажиры. Они должны быть внимательны, аккуратны и взаимовежливы.

Давайте еще поиграем в две шуточные игры, которые покажут нам, какая из двух команд «вежливее ведет себя в транспорте».

«Ухватись за поручень»

На двух стульях для каждой команды находятся призы. Игроки каждой команды стоят вокруг своих стульев, зацепившись локтями. По команде необходимо взять приз, при этом круг разорваться не должен. Кто смог взять, тот и победил.

«Передай билетик»

В игре участвуют две команды, игроки которых выстраиваются в затылок. Стоящий первым быстро поворачивается на 360 градусов, берет за руку второго, и они, не отпуская рук, поворачиваются вместе, и т. д. Побеждает команда, закончившая «круговорот».

Правила для пассажиров

Учитель: Ребята, давайте выработаем правила поведения в общественном транспорте. Я предложу вам некоторые правила, а вы меня дополните.

• Не спешите войти в автобус, трамвай или троллейбус до тех пор, пока он не остановился. Затем подождите, пока не выйдут желающие это сделать пассажиры.

• Входя в общественный транспорт, не расталкивайте локтями других пассажиров, не стремитесь войти первым. Помните, что воспитанный человек должен отдать предпочтение пожилым людям, больным, женщинам и детям.

• Если вы сидите, а в вагон входят пожилой человек, беременная женщина, инвалид или ребенок, будьте добры — уступите им место.

• Если кто-то уступил вам место в общественном транспорте, примите это предложение с благодарностью и не поскупитесь сказать человеку доброе слово. Даже если вы отказались сесть на предложенное место (например, выходите на ближайшей остановке), улыбнитесь и поблагодарите.

• За билет, как правило, платит каждый сам — мужчина и женщина (девочка и мальчик).

• Билет всегда храните так, чтобы в любой момент вы могли его найти.

• Не занимайте сидячие места сумками или другими предметами.

• Если вы читаете книгу или газету в транспорте, держите ее так, чтобы не мешать пассажирам. Заглядывать в газету, которую читает другой пассажир, некорректно.

• Если вы едете с детьми, не позволяйте им беспокоить других пассажиров.

• В транспорте не следует причесываться, подкрашивать губы, прихорашиваться.

• Невежливо входить в автобус, трамвай (метро) в грязной одежде, а также провозить какие-либо красящие, колющие, режущие и прочие предметы, которыми можно поранить кого-либо из пассажиров.

Но это общие правила приличия. А вот эта памятка как раз для вас.

Правила поведения детей-пассажиров

Они обязаны:

• входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;

• держаться за поручни в салоне;

• покупать билеты у водителя только на остановке;

• быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям;

• в коляске мотоцикла быть в застегнутом мотошлеме и держаться за поручни.

Детям-пассажирам запрещается:

• отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

• открывать двери транспорта во время его движения;

• высовывать голову и руки из окон;

• сидеть на заднем сиденье мотоцикла, если не исполнилось 12 лет;

• сидеть на переднем сиденье легкового автомобиля, если не исполнилось 12 лет и в машине нет специального детского удерживающего устройства.

Подведение итогов. В завершающей краткой беседе учитель напоминает ребятам о всех видах транспорта и поведении в нем, благодарит учеников за активное участие в конкурсной программе.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!