Цели и задачи классного часа:
• воспитание у младших школьников этических норм культуры поведения;
• мотивация потребности в аккуратности, соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды.
Ситуация «Так ли это?»
Учитель: Тему сегодняшней нашей встречи с вами подсказал известный вам маркиз Этикет. Вот какую ситуацию он нам предложил:
«Странствуя по разным странам, я пришел к выводу, что в любом обществе "провожают по уму", но "встречают по одежке". Мне показалось, что одежда — одно из главнейших условий того, насколько хорошее мнение сложится у человека о вас. Я думаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться, я вам все-таки предложу.
Во-первых, для мужчин. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке ходят к знакомым, в ресторан, театр, на деловые встречи, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.
Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеваться только к смокингу. Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускались на обувь, а сзади доходили до начала каблука. Рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надевать нейлоновых и трикотажных рубашек. Воротник должен быть на 1-1,5 см выше воротника пиджака. Ремень исключает подтяжки и наоборот. Кстати, в деловом костюме не приветствуются ремни с приковывающими взгляды пряжками — яркими и массивными.
Женщине я бы позволил больше. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, — это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях в дневное время. Для таких случаев подойдет элегантное платье или платье-костюм.
Если вы хотите подчеркнуть белизну своего лица, то вам следует надевать красную одежду, в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественный цвет лица. Желтый цвет лицу придает фиолетовый оттенок. Помните, что джинсы можно носить и девушкам, и парням. А вот женщины, перед тем как одеть джинсы, должны вначале внимательно посмотреть на свою фигуру в зеркало.
И еще. Мне кажется, что "встречают по одежке" — это не то, как дорого ты одет, а как уместно подобрана одежда к твоей фигуре, соответствует ли она времени года, твоему возрасту и условиям данного приема — куда и к кому ты пришел. А "провожают по уму" — это умение себя вести в данной одежде и в определенных условиях».
Ребята, с какими выводами маркиза Этикета вы согласны и что в его умозаключении вы поставили под сомнение? (Рассуждения ребят.)
Учитель: Я почти со всеми с вами согласна (согласен). Многие люди в разные времена и в разных странах приходили к общему выводу, что для определения степени дикости или культуры не важен цвет кожи, безразлично, носит ли человек шитую золотом одежду или набедренную повязку, живет ли он в хижине или небоскребе. Различие начинается с отношения к чистоте. Известный путешественник Джеймс Кук рассказывал, как обедал предводитель аборигенов острова Таити: «Прежде всего начальник умывал себе руки и полоскал рот пресной водой, — операция, которая повторялась неоднократно в течение обеда... Вместо ножа во время обеда употреблялась острая раковина или кусок расщепленного бамбука. В заключение он снова мыл себе руки и полоскал рот».
Теперь посмотрим, как обедал король Франции Людовик XIV, царствование которого отделено от нас всего тремя веками.
В соответствующий час главный привратник призывал гвардейцев королевской охраны громовым голосом: «Господа! Накрыть стол для короля!»
Каждый офицер брал тот предмет, который поручался его заботам, и процессия двигалась в обеденный зал. После того, как стол накрыт со всей торжественностью, дежурный камергер нарезает хлеб и тщательно обследует стол, дабы убедиться, что все разложено в надлежащем порядке. И снова раздается громогласный призыв главного привратника, обращенный к гвардейцам: «Господа! Жаркое для короля».
Учитель: Мне очень не хочется никого обижать, ребята, но давайте ответим на несколько вопросов:
• Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на ногти. Можно ли о них сказать словами из учебника этикета времен Петра I, что они «черным бархатом обшиты»? (Ответы учеников.)
• Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его: так ли он безупречно чист, как следует? (Ответы учеников.)
• Представьте прихожую своей квартиры (дома), там стоит обувь, в которой вы вернулись с улицы. Приведена ли она в порядок, или вы это сделаете, когда будете выходить из дома? (Ответы учеников.)
• Припомните, пожалуйста, сегодня утром вы мыли шею и уши? (Ответы учеников.)
• Если сейчас, сию минуту, вас пригласят в кабинет врача для осмотра, не испытаете ли вы неловкость за свое белье? (Ответы учеников.)
• Как вы думаете, подходят ли к воротникам и манжетам вашей блузки или рубашки эпитеты: «белоснежные», «абсолютно чистые», «свежие»? (Ответы ребят.) Вспомните, когда Том Сойер после умывания «вынырнул из полотенца, результаты оказались слишком блестящими, так как чистое пространство, словно маска, занимало только часть его лица, ото лба до подбородка; выше и ниже этих границ тянулась не орошенная водой территория, вверху поднимавшаяся на лоб, а внизу ложившаяся темной полосой вокруг шеи». Приятель Тома Гек Финн был в этих вопросах абсолютно с ним единодушен.
Конечно, все это вызывает не столько осуждение, сколько улыбку. Пройдет время, мальчики-грязнолобы в большинстве своем станут опрятными и аккуратными людьми. И все же недостаток этого не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Немытые руки одного человека — это признак недостаточной культуры и угроза его личному здоровью. Немытые руки многих — настоящее бедствие, болезни, эпидемии.
Итак, будем чистыми, потому что это залог здоровья, потому что нечистоплотность — проявление пренебрежения к другим людям и оскорбление их эстетического чувства, потому что невозможно неопрятному и грязному человеку уважать себя.
Согласны вы со мной? (Ответы учеников.)
Беседа-диалог «Встречают по одежке»
Учитель: Есть такая точка зрения: человек стал одеваться, чтобы оградить свое тело от действия стихий — холода, жары, солнца, воды, ветра, пыли и т. д. Казалось бы, абсолютно верно. Но оказывается, кроме задачи защищать тела своих владельцев, одежда имела и другое значение: она рассказывала о своем хозяине — добычливый ли он охотник, каково его общественное положение, богат ли он и многое другое.
У одежды есть еще одна функция — испокон веков она украшает человека. Именно поэтому, кроме серого холста, люди придумали шелк, батист, ситец и много других тканей.
Проходили века. Развивалась культура. Изменились условия жизни людей. Но все-таки одежда по-прежнему продолжает рассказывать о своем владельце. Костюм идущего по улице человека не всегда откроет нам, что это за человек, кем работает, он поведает о другом: есть ли у владельца этого костюма вкус, достаточно ли высок уровень его общей культуры.
А теперь посмотрим в зеркало на себя. Если нас будут также внимательно и придирчиво рассматривать, интересно, что скажет о нас наша одежда, какие черты и качества характера она раскроет окружающим?
Давайте всегда помнить начало известной русской пословицы: «Встречают по одежке, провожают по уму». Ум, духовное богатство — главное. Но встречают-то по одежде!
Итак, мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо? Предлагаю на выбор несколько ответов. Какой из них вы считаете правильным?
• Надо иметь много денег, чтобы купить дорогие вещи.
• Надо покупать только заграничную одежду: она лучше.
• Надо не покупать вещи, а шить в ателье.
• Надо следить за модой, носить только модное.
• Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.
Я не знаю, ребята, какой ответ вы выбрали, но это не имеет значения. Они все неправильны. Думаю, мне удастся разъяснить, в чем ошибочность приведенных суждений. Ответить на поставленный мною вопрос лучше всего так: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. Существует несколько простых, но важных правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом. Вот ими и займемся.
Давайте сформулируем первое правило, которое никогда не забывают люди с хорошим вкусом и здравым смыслом:
1. Не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью.
Следующее правило тесно связано с первым и звучит так:
2. Одежда должна соответствовать своему назначению.
Чтобы убедиться, правильно ли вы поняли это правило, решите, пожалуйста, простую задачу: «Соседскому мальчику купили чудесный спортивный костюм, эластичный, с трехцветным кантом, весь в застежках и карманах. Товарищ пригласил мальчика на день рождения. «Пойду в олимпийке!» — заявил он дома. Мать не позволила. Разозлился и вообще не пошел». Кто, по-вашему, прав? (Ответы учеников.)
Кто-то из вас подумал, что дома можно ходить в чем угодно. Это очень распространенное заблуждение.
Запомним: по назначению одежду можно делить на три вида: домашнюю, рабочую и нарядную. Многие, и взрослые в том числе, считают: главное — заботиться о нарядной одежде. За рабочей одеждой тоже надо следить, все-таки на работе люди тебя видят. А дома в чем хочу, в том и хожу, мое дело. Неправильно! Одежда должна быть удобной и красивой в любых условиях, тогда работаться будет очень хорошо. А дома? Да просто из-за того, что в любую минуту может позвонить в квартиру сосед по лестничной площадке. А вообще-то, глубоко интеллигентные и культурные люди уважают не просто красивую одежду, а «себя в красивой одежде».
А теперь мы подошли к третьему правилу:
3. Одежда должна соответствовать возрасту.
Смешно выглядят те подростки, которые торопя приближение взрослости спешат примерить мамины туфли на высоком каблуке, надеть платье старшей сестры, обвешаться украшениями, облиться духами, выкраситься косметикой, а то, для пущей важности, взяться за сигарету.
Они якобы «устали» от детства и хотят выглядеть более важными, чем это позволяет им возраст.
4. Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека. Вот послушайте и подумайте: «Купи, мам, купи! Сколько просить можно? Всем уже купили. И Ирке, и Анжеле, и Наташке-е^-е!..» Что же просит девочка? Ее это не интересует, главное — уже трое ходят в этой вещи. Героиню нашего примера не интересует, а идет ли данная вещь ее фигуре, есть ли возможность у родителей ее приобрести, куда и зачем она наденет эту вещь, если среди трех знакомых подружек она уже имеется? Призадумались?
5. Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.
Можно поспорить со вкусами, мол, современный модерн допускает все стили в одежде. Но не забывайте о том, что в любом обществе или компании найдется хоть один старший вас по возрасту, который сразу определит уровень вашей культуры.
Вывод: все предметы и части костюма должны соответствовать и сочетаться друг с другом по назначению, цвету, ткани, стилю.
Игровая ситуация «Отгадай загадку»
Учитель: А теперь сделаем небольшой перерыв и отгадаем несколько старых русских загадок об одежде:
• Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата. (Тулуп или шуба.)
• Шел мужик по дороге, пришло две дороги, он в обе пошел. (Брюки.)
• Били меня, колотили, во все чины проводили, а потом вместе с царем на престол посадили. (Рубашка.)
• Надевают для покоя, а снимают для учтивости. (Халат.)
• Надену — ободом сведет, сниму — змеей упадет, тепло не дает, а без него холодно. (Пояс или ремень.)
• Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет? (Шапка, головной убор.)
• Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф.)
• Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки.)
• Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо.)
• С виду — клин, а развернешь — блин. (Зонт.)
• Дует ветер — я не дую, он не дует — дую я, но тогда, когда я дую, дует ветер от меня. (Веер.)
Вот, пожалуй, и все. О разных тонкостях вы узнаете, когда станете старше. А эти пять правил, которые мы сегодня изучили, наверное, можно считать той почвой, на которой вырастает умение одеваться со вкусом.
Подведение итогов. Учитель в краткой беседе закрепляет знания пяти правил об одежде:
• не может быть красивым то, что может нанести ущерб твоему здоровью;
• одежда должна соответствовать своему назначению;
• одежда должна соответствовать возрасту;
• одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека;
• все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Нет комментариев. Ваш будет первым!