Экзамен по этикету для детей

Этикет-экзамен. Билеты

Соблюдение правил этикета — обязанность любого цивилизованного человека, поэтому говорить с детьми об этикете нужно с самого раннего возраста. Чтобы это не превратилось в утомительное нравоучение, воспитывайте, играя.

На любой детской вечеринке вы можете провести этикет-экзамен. Желательно в начале торжества, потому что предложенные ниже материалы ориентированы на обучение поведению именно во время праздника. Поиграв в эту игру, ребята будут себя чувствовать достаточно уверенно и наверняка захотят продемонстрировать приобретенные знания в процессе торжества. К тому же они здорово повеселятся, так как некоторые варианты ответов на задания не могут не вызвать улыбки.

Для проведения этикет-экзамена необходимо заранее приготовить карточки с написанными вопросами и вариантами ответа на них. Карточки необходимо в ряд разложить на столе оборотной стороной кверху. Участники игры должны по очереди выходить к столу, вытягивать «билет», вслух зачитывать вопрос и возможные ответы и делать свои предположения. Если ответ неверный, высказываться имеют право все желающие. Если ребят немного, они могут по несколько раз тянуть билеты.

За правильные ответы игрокам вручаются жетоны (кружочки из цветного картона), которые позволят взрослым подвести итоги игры более точно. Обладатель наибольшего количества жетонов получает титул «этикет-короля». Можно приготовить и медаль с написанным на ней данным титулом или склеить из желтого картона корону.

Можно предложить игрокам вытягивать «билеты», проходя мимо них с «веером». Делать это они должны также по очереди. Если же билеты раздать сразу всем игрокам, они просто не смогут слушать друг друга, так как станут обдумывать свои задания.

Украшением игры может стать инсценировка отдельных эпизодов. Игрокам можно предложить некоторые ответы не называть, а показывать их действиями.

Варианты «билетов»

1. Можно ли смотреть телевизор во время приема гостей?

а) да, особенно если телевизор дорогой, с большим жидкокристаллическим экраном;

б) ни в коем случае;

в) да, если большинству пришедших эта передача интересна;

г) да, если идет ваша любимая передача или телефильм

д) да, если гости вам надоели, и вы не знаете, как от них избавиться.

 

2. Как полагается есть абрикосы?

а) держать вилкой и отрезать небольшие кусочки с помощью ножа;

б) взять рукой и откусить;

в) взять двумя руками и откусить;

г) разломить руками, удалить ядрышко и съесть;

д) взять в рот целый абрикос, обглодать его, затем выплюнуть в руку косточку и положить ее на стол.

 

3. Как нужно есть вишню?

а) откусывая зубами со стебелька и проглатывая вместе с косточками;

б) откусывая зубами со стебелька, выплевывая косточки в руку и складывая их потом на тарелочку;

в) откусывая зубами со стебелька, выплевывая косточки в чайную ложечку и складывая их потом на тарелочку.

г) откусывая от ягоды понемногу;

д) оторвать ягоду со стебелька, положить ее в рот, за тем выплюнуть косточку на чайную ложку и положить ее на тарелочку;

е) брать в рот по несколько штук, обгладывать, выплевывать косточки в кулак, а затем аккуратно складывать их на салфетку.

4. Все любят арбуз. А в каком виде его подают на стол? Что с ним нужно сделать?

а) нарезать кубиками с коркой;

б) нарезать кубиками, удалить корку

в) удалить шляпку и нарезать поперек;

г) удалить шляпку и нарезать вдоль.

 

5. Как следует есть фрукты из компота и как обойтись с косточками?

а) компот выпить, а фрукты не есть;

б) фрукты есть; косточки аккуратно выплюнуть в руку, затем положить их на тарелку;

в) фрукты есть; косточки выплюнуть на чайную ложку и затем положить их на тарелку;

г) фрукты есть; косточки выплюнуть на чайную ложку и затем положить их возле своей тарелки на салфетку.

 

6. Как нужно есть котлету?

а) ложкой поломать на маленькие кусочки и ложкой же есть;

б) с помощью ножа и вилки;

в) вилкой отламывать кусочки;

г) есть котлету ножом.

 

7. Как следует есть банан?

а) в гостях от банана лучше отказаться;

б) очистить руками и кусать понемногу;

в) очистить руками, положить на тарелку, есть, используя нож и вилку;

г) очистить ножом, есть используя нож и вилку;

д) нарезать на кусочки и есть кусочками, каждый предварительно очищая руками.

 

8. Кто должен первым выйти из-за стола?

а) самые старшие;

б) самые младшие;

в) хозяева, намекая на то, что то же следует сделать и всем присутствующим;

г) любой из присутствующих, кроме хозяев; хозяева — в последнюю очередь.

д) кто наелся досыта.

 

9. Как следует разрезать торт?

а) большие куски хозяевам, поменьше — для гостей;

в) не весь торт, а каждому гостю по куску,

г) весь торт на кусочки;

д) отрезать только тем, кто попросит.

 

10. Можно ли подавать на стол вскрытую и начатую коробку конфет?

а) нельзя;

б) можно, если конфеты свежие и вкусные;

в) эти конфеты следует положить в вазочку и только тогда подать на стол;

г) можно, если гости не против есть такие конфеты;

д) даже нужно, если конфеты залежались и их давно уже никто не ест.

 

11. Как нужно есть яблоки?

а) откусывать от целого яблока;

б) разрезать пополам, удалить сердцевину, есть с помощью ножа и вилки;

в) разрезать на кусочки, есть руками, семечки выплевывать на чайную ложку и складывать на блюдце,

 

12. Нужно ли своих гостей представлять родителям?

а) ни в коем случае;

б) нет, если гости стесняются;

в) нужно;

г) нужно, если родители вышли к гостям;

д) нужно, если родители в хорошем настроении.

 

13. Если в гостях вам предлагают присоединиться к обеду, как поступить?

а) отказаться;

б) долго отказываться, а потом согласиться;

в) согласиться;

г) согласиться, но оставаться за столом недолго.

 

14. Можно ли приводить с собой в гости своего друга, которого не знают хозяева?

а) нельзя;

б) можно;

в) можно, если зайдя, сразу представить его как хорошего человека;

г) можно только с разрешения хозяев.

д) можно, если вы зашли ненадолго.

 

15. Позволительно ли встречать гостей в домашних тапочках?

а) можно;

б) можно, если тапки совсем новые;

в) можно, если тапки красивые;

г) нет, нужно надеть туфли.

 

16. Кто должен на празднике знакомить гостей друг с другом?

а) хозяева;

б) ведущий праздника;

в) гости должны знакомиться сами;

г) гостей знакомить необязательно.

 

17. Нужно ли выкладывать на стол то, что принесли с собой в подарок гости, если у вас и так всего на столе много?

а) нужно;

б) нет;

в) нужно, только когда стол опустеет;

г) нужно, если вам действительно это понравилось;

д) нужно, если вам это не нужно совершенно — пусть гости едят.

 

18. Если у вас гости, прилично ли говорить по телефону?

а) вполне, а гости в это время могут поговорить между собой;

б) нет, необходимо извиниться перед знакомым, объяснить ему ситуацию и попросить его перезвонить позже;

в) да, если гости вам наскучили;

г) да, если это ваш самый лучший друг или дорогой вам человек.

 

19. Если кто-то из гостей опаздывает, нужно ли его ждать?

а) да;

б) не более пятнадцати минут;

в) не больше часа;

г) нет, ведь вы сообщили о начале праздника.

 

20. Если вы пришли в гости на праздник, то когда можно сесть за накрытый стол?

а) сразу;

б) немного погодя;

в) когда пригласят хозяева;

г) в зависимости от того, насколько сильно вы голодны.

21. В гостях вас приглашают присесть. Но не указывают куда. Куда лучше сесть?

а) туда, где вы любите сидеть, находясь дома;

б) на диван;

в) в кресло;

г) на стул;

д) на кровать.

 

22. Как вести себя девочке в гостях у мальчика?

а) свободно общаться, демонстрировать свою коммуникабельность-

б) говорить без умолку, демонстрируя свою эрудицию,

в) говорить только, если о чем-то спрашивают;

г) преимущественно молчать.

 

23. Как есть за праздничным столом хлеб?

а) откусывая от куска,

б) отломив полкусочка и откусывая от этой половины;

в) отламывая маленькие кусочки;

г) как это делает хозяин;

д) отрезать маленькие кусочки ножом и есть их вилкой

 

24. Если справа и слева от мальчика сидят девочки, за какой из них он должен ухаживать?

а) за той, что красивее,

б) за той, что умнее;

в) за той, что старше;

г) за той, что младше;

д) за той, что сидит слева;

е) за той, что сидит справа;

ж) за обеими.

 

25. Как следует есть бутерброд?

а) как учил Матроскин - кверху ногами

б) откусывая от целого куска;

в) при помощи ножа и вилки;

г) отламывая руками небольшие кусочки;

д) как посоветует хозяин.

е) в зависимости от того, что это за бутерброд.

 

26. Как себя вести, если вы опоздали на праздник?

а) попросить всех замолчать и сообщить о своем появлении;

б) поздороваться с каждым индивидуально;

в) вести себя как ни в чем не бывало;

г) поздороваться с хозяйкой и извиниться за опоздание.

 

27. Если ваш гость опоздал, как вам себя с ним вести?

а) обидеться и не разговаривать с ним;

б) представить его гостям;

в) вести себя как ни в чем не бывало;

г) отчитать его как следует, а затем посадить за стол.

 

28. Как нужно есть сосиски?

а) отламывать кусочки ложкой и ложкой же есть;

б) если не горячие, то руками;

в) отламывать и есть вилкой;

г) с помощью ножа и вилки.

 

29. Вдали от вас стоит замечательный салат. Вам хочется его попробовать. Как его достать?

а) никак, это неприлично;

б) обойти гостей со своей тарелкой и наложить его себе;

в) громко хвалить салат до тех пор, пока вам его не передадут;

б) попросить, чтобы его вам передали;

в) передать свою тарелку и попросить положить в нее салат.

 

30. Если в гостях за праздничным столом вам не понравилось какое-то блюдо, можно ли говорить об этом в присутствии хозяев?

а) нельзя;

б) можно, критика поможет хозяйке в следующий раз накрыть нормальный стол;

в) можно, если после этого похвалить какое-то другое блюдо

г) можно, если кто-то уже сказал об этом

 

31. Следует ли хвалить угощения, которые вам предложили попробовать0

а) нет;

б) да;

в) да, если другие хвалят,

г) да, если они действительно того заслуживают, если нет — лучше вежливо промолчать;

д) да, если вы сами умеете это готовить и готовили не раз.

 

32. Как быть, если у вас на пол упала ложка, вилка или нож?

а) спокойно поднять ее и продолжить трапезу,

б) попросить у хозяев другой (ую),

в) поднять пойти вымыть и снова сесть за стол

 

33. Как следует есть рыбу?

а) ножом и вилкой;

б) ножом;

в) двумя вилками;

г) двумя ножами;

д) вилкой;

е) ложкой;

ж) руками.

 

34. Как быть, если к вам в рот вместе с мясом рыбы попала кость?

а) выйти из-за стола, отправиться в туалетную комнату и там выплюнуть кость;

б) выплюнуть кость в руку и положить ее на стол рядом со своей тарелкой;

в) выплюнуть кость на вилку и положить на край своей тарелки;

г) выплюнуть кость в салфетку, свернуть ее и спрятать подальше.

 

35. Куда деть чайную ложку после того, как вы попили чай?

а) отдать хозяйке;

б) положить на салфетку рядом со своими приборами:

в) оставить в чашке;

г) перевернув, положить на край блюдца;

д) положить в блюдце.

 

36. На стол подали чашу с зажаренным в духовке аппетитным мясом. Какой кусок лучше выбрать?

а) тот, что ближе к вам;

б) тот, что побольше,

в) брать в последнюю очередь (то, что останется);

г) тот, что поменьше.

 

37. Когда ешь, прилично ли издавать какие-либо звуки?

а) да, если это мычание, передающее восторг от необыкновенного вкуса блюда;

б) да, если блюдо слишком горячее (приходится отхлебывать понемногу, дуть и т. п.);

в) нет, это неприлично;

г) да, если на ум пришла необыкновенно интересная история.

 

38. Как быть, если кто-то из ваших гостей разбил бокал или тарелку?

а) с сожалением заметить, что это была ваша любимая и дать другую;

б) сказать: «На счастье!» и дать другую;

в) дать другую;

г) попросить его убрать осколки и затем дать другую.

* * *

38. Перед застольем вам предложили небольшое полотенце для того, чтобы вытирать руки или накрыть свою одежду. Что с ним нужно делать по окончании трапезы?

а) оставить на стуле;

б) оставить на столе;

в) отдать хозяйке;

г) если испачкал — взять домой и, постирав, вернуть

 

39. Если вы уже сыты, а остальные гости все еще едят можно вам встать и выйти из-за стола?

а) да, показав тем, что ваши приборы можно убрать,

б) да, потому что остальным станет сидеть свободнее,

в) нет.

г) да, пусть все видят, что вы, как культурный человек, едите мало.

 

40. Кому первому хозяева должны подносить угощения?

а) самому старшему;

б) самому младшему;

в) сидящему справа от них;

г) тому, кто сидит дальше всех;

д) тому, кто ближе по родственной линии.

 

41. Прилично ли просить добавки (вторую порцию)?

а) да, если блюдо получили уже все гости;

б) да, если дома есть нечего и надо продержаться до утра;

в) ни в коем случае;

г) да, ведь хозяева будут рады узнать, что это блюдо приготовлено вкусно;

д) конечно, если ты все еще голоден.

 

42. Куда деть чайную ложку после размешивания сахара?

а) отдать хозяйке;

б) положить на салфетку рядом со своими приборами,

в) оставить в чашке и так пить чай;

г) положить на блюдце;

д) держать в руке.

 

43. Как быть, если блюдо слишком горячее?

а) старательно дуть на него;

б) подчерпывать ложкой и выливать, таким образом остужая;

в) ждать, пока остынет;

г) попросить другую посуду, накладывать или наливать в нее маленькими порциями и из нее есть.

 

44. Как следует есть ложкой?

а) держать ее боком;

6) есть с кончика.

 

45. Раскладывая для гостей салфетки, куда их следует класть для каждого из них?

а) под тарелки;

б) на тарелки;

в) справа от тарелок:

г) слева от тарелок;

д) на стулья.

46. Что гостю делать с приготовленной для него салфеткой до начала трапезы?

а) положить рядом с тарелкой;

б) отказаться от нее, если в ней нет особой надобности,

в) расстелить на коленях;

г) заправить за ворот.

 

47. Следует ли ставить на стол букеты с цветами?

а) ни в коем случае;

б) только если цветы дорогие;

в) обязательно, причем чем больше букет, тем лучше

г) можно ставить, но только небольшие букеты;

д) нет, так как гостям будет плохо видно друг друга,

е) можно, но только когда нужно занять место на столе при отсутствии разнообразия блюд.

 

48. Готовя для гостей столовые ложки, куда их следует класть?

а) на тарелку;

б) справа от тарелки;

в) за тарелку параллельно краю стола;

г) под салфетку.

 

49. Как сидеть за столом?

а) на стол класть только кисти рук;

б) на стол класть руки по локоть;

в) так как вам удобнее всего.

 

50. Если в тарелке осталось совсем немного супа, как его доесть?

а) взять тарелку в руки и выхлебать суп через край.

б) наклонить тарелку к себе и съесть остатки с помощью ложки;

в) наклонить тарелку от себя, чтобы не облиться и съесть остатки с помощью ложки;

г) остатки нужно оставить в тарелке.

 

51. Как убрать у гостя опустевшую тарелку?

а) подойти к нему с правой стороны;

б) подойти к нему с левой стороны,

в) подойти сзади, взять тарелку и пронести ее над голо вой гостя;

г) встать за столом напротив него и взять тарелку.

 

52. Когда прощаются с хозяевами, уходя?

а) как только встают из-за стола;

б) когда оденутся;

в) перед тем, как одеться;

г) при одевании;

д) не имеет значения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!