Конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей подростка в системе дополнительного образования

Возможности музыкального искусства в развитии творческих способностей подростка в системе дополнительного образования
Музыка - один из способов общения людей. Давно известно, что музыка, как и другие виды искусства, имеет воздействие на общее развитие человека: совершенствуется мышление, формируется эмоциональная сфера, а так же происходит осознание необходимости эстетического и нравственного становления. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, подростки, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, обладают наличием незаурядных способностей вообще.

Как мы уже выяснили ранее, понятием «способности» определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах.

Музыкальные способности – часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, музыкальное воображение и музыкальную память, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой. В нашем же случае, ориентация на множественность и единство искусств еще более закономерна.

Большая роль в исследовании психологии музыкальных способностей принадлежит Б.М. Теплову. Музыкальная одаренность рассматривается Б.М. Тепловым как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. «В составе музыкальной одаренности выделяется, таким образом, комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующих для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым другим видом музыкальной деятельности. Этот комплекс мы будем называть музыкальностью». Но, как указывает Б.М. Теплов, музыкальная одаренность не сводится только к одной музыкальности. «Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным – интеллектуальным и эмоциональным – содержанием. Музыка есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть «языком», но и иметь, что сказать. Следует обратить внимание на вопрос о «врожденности музыкальности».

Во-первых: врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. Музыкальность есть некоторая индивидуально-психологическая характеристика личности, являющаяся следствием определенного сочетания способностей. К ней, следовательно, еще менее чем к способности, можно непосредственно применять категорию врожденности. Если говорят о врожденной музыкальности какого-нибудь человека, то это нельзя понимать буквально.

Во-вторых: не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность, не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, – это сочетание слов, лишенное смысла. Способность не существует иначе, как в движении, развитии.

В-третьих: музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.

В-четвертых: проблема музыкальности – это проблема, прежде всего качественная, а не количественная. И теоретически, и практически бесплодно применять к музыкальности закон «все или ничего» и ставить вопрос о том, есть или нет музыкальность у того или другого человека. Конечно, у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, но вопрос не в этом, а в том, какова музыкальность данного человека. Педагога должно интересовать, не насколько музыкален тот или иной ученик, а какова его музыкальность, и какие искать пути ее развития.

В исследованиях Б.М. Теплова были выделены пять параметров музыкальных способностей, используемых в музыкальной практике: музыкальный слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность, логическое мышление (умение вычленять структуру музыкального произведения).

В последние годы в работах по музыкальной психологии отмечаются тенденции к расширению сферы музыкальности, ее интеллектуализации, выделению общих музыкальных способностей, соответствующих целостному восприятию и пониманию музыки.

В исследованиях К.В. Тарасовой музыкальность рассматривается как многоуровневая, иерархическая система общих и частных музыкальных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся музыкальные способности, которые необходимы для формирования этого образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – те, которые нужны для решения этой задачи лишь в отдельных её видах.

Общепринятым в педагогике считается утверждение, что способности ребенка развиваются во время деятельности, в которой необходимо их проявление, так называемый «функциональный подход», сторонниками которого являются Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Как говорилось выше, формирование и преобразование той или иной функции, определяется тем, как часто она эксплуатируется, причем, чем раньше функция включена в использование и чем интенсивнее она эксплуатируется, тем выше уровень ее развития.
Следует выделить три вида музыкальной деятельности, способствующие развитию музыкальных способностей у подростка, это:
восприятие – вид музыкальной деятельности, которая развивает эмоциональную отзывчивость, умение слушать музыку, реагировать, сопереживать;
исполнительство (включает в себя пение и аккомпанемент) – развивает умение передавать чувства, эмоции, характер данного произведения;
творчество – развивает умение, и даже необходимость выражать свои чувства, мысли, ощущения, создавать новое, импровизировать.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Подростки воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для подростков те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с пением и игрой на музыкальных инструментах. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра.

Анализ психолого-педагогических особенностей детей младшего подросткового возраста показал, что развитие творческих способностей ребенка является актуальной важнейшей задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкальными занятиями. Именно музыкальные занятия помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

В современных условиях музыкальные объединения, студии, кружки являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто имеет твердое желание заниматься музыкой, ведь музыкальное воспитание должны получать все дети. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником клубного и домашнего музицирования. Д.Б. Кабалевский говорил, что «главной задачей массового музыкального воспитания... является... не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность».

Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства
образовательного пространства, кружковая деятельность должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

Воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную и групповую шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, социальную символику и мотивационные способы участия в конфликтах.

В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, не антагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития.

Какие пути и педагогические приемы развития творческих способностей в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?

Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

На музыкальных занятиях общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на музыкальных занятиях можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

Не меньшую роль играют творческие задания, направленные на развитие творческого потенциала, творческой активности, творческой направленности, творческой индивидуальности, инициативности, импровизации, которые способствуют формированию творческой зрелости.

Творческая деятельность на занятиях музыкального объединения подчинена единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле, и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком.

Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность подростка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка. Они носят и развивающий характер. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. Цель таких заданий обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного мышления с характером музыкального образа. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активируются воображения. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

Система творческих заданий проектируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъективному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в котором запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

«Ребенок – субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача…».

Чтобы способствовать развитию творческих способностей подростков в целом, учитель должен:
1. Делать акцент на развитие творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности, и при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия разных видов деятельности на каждом уроке.

2. Использовать разнообразные формы и методы в работе, прежде всего направленные на творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3. Выстраивать ряд творческих заданий в определенной последовательности, с постепенным усложнением.

4. В творческих заданиях использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, академическую и популярную музыку.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единства аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.

Развитие исполнительской техники, например, находится в прямой зависимости от совершенства психологической переработки раздражений, поступающих в центральную нервную систему от различных органов чувств, прежде всего от слуховых, мышечно-тактильных анализаторов. Да и восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое воспроизведение в процессе исполнения также неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием психических явлений. В решении своих проблем музыкальная методика должна опираться на психологию. Ведь изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявлений и развития; без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы доступности учащимся того или иного материала, его объема, а также эффективности используемых методов.

По этому музыкантам-педагогам необходимо изучение хотя бы элементарных основ современной психологии, знание которых поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика при встрече с различными индивидуальными качествами - психологическими и физиологическими, что требует гибкого приспособления методов обучения и воспитания к особенностям нервной деятельности данного индивида. К психологическому содержанию музыкального обучения особенно близко определение, данное выдающимся психологом Д. Узнадзе: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но и то и другое».

Рекомендуем посмотреть:

Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки Координация между музыкальным слухом и голосом Организация домашних занятий Обучение игре на курае в учреждениях дополнительного образования детей

Похожие статьи:

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Народный календарь. Осень | Программа развития творческих способностей детей младшего подросткового возраста средствами музыкального искусства
Опубликовано: 384 дня назад (21 ноября 2015)
Просмотров: 976
+2
Голосов: 2
Елена Юрьевна Яблокова # 21 ноября 2015 в 19:32 +2
Весьма познавательно- передам музыкальному руководителю. Спасибо!
Ирина Владимировна Глебова # 22 ноября 2015 в 18:00 +2
Альберт Шамильевич, Вы - Молодец! Очень точный анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта, грамотные выводы и конкретные направления деятельности. А главное - настоящая заинтересованность в духовно-нравственном развитии детей, в создании для них возможностей творческой самореализации. Спасибо.