Конкурсы для педагогов и детей

Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки

Из опыта работы учителя музыки
Статья на педагогическую тематику: «Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки»
Данный материал предназначен для учителей музыки общеобразовательных школ и учителей начальных классов. Материал статьи может быть применён в учебно-воспитательной работе.
Ах, музыка! О, Музыка!
Прекрасна ты, ведь спору нет.
И ты, ах музыка! О, Музыка!
Послушай, я прошу, мои стихи в ответ.
Ты родничок, источник грусти, радости.
И ты мне нравишься до слёз.
Прошу, поверь мне, Музыка!
Ты так мне нравишься!
Я отношусь к тебе всерьёз.
Это стихи ученицы 6 класса Савостиной Даши, теперь она взрослый человек. Эти строчки написаны под впечатлением прослушанной музыки на уроке. И хотя они не совершенны, но вполне искренне и точно отражают чувства ребёнка, вызванные музыкой.
Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную работу.
О чём всегда говорит музыка?
Всегда о чувствах человека. И не только говорит, но и очень сильно воздействует на наши мысли, настроение, чувства. А тем более на чувства ребёнка. Поэтому урок музыки- самый благодатный, самый лучший урок для разговора о духовном, нравственном здоровье, о красоте, гармонии, добре. Музыка воздействует на наши чувства напрямую, без всяких слов, перевода, пояснений. Вот почему урок музыки имеет огромное значение для духовно-нравственного воспитания детей.
Но музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу ребёнка, она лишь может разбудить его чувства, сделать их глубже, тоньше, добрее.
Задача учителя помочь детям понимать язык музыки, научиться слушать и слышать её, размышлять о ней.
И уже с первых уроков - это главное. В первом классе мы поём белорусскую народную песню «Перепёлочка».
«Наша перепёлочка старенькая стала
Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка…»
- Как это нужно петь?
- Нежно, ласково, мягко.
- Почему мы жалеем перепёлочку?
- Она старенькая, у неё болят ножки.
- А как вы думаете, кого в Белоруссии называют перепёлочкой? Кто старенькая?   Кого мы любим, жалеем? бабушку.
Сколько слов я выслушиваю о том, как дети любят и жалеют своих бабушек, как они во всём им помогают!

Вот ещё одна, казалось бы, весёлая новогодняя песня «Котёнок и щенок».
Но я спрашиваю, почему в песне поётся (когда котёнок и щенок напали на ёлку, повалили её и ребята их нахлопали и нашлёпали): и  было «очень стыдно», а не «очень больно» котёнку и щенку, послушать ребят, так эти друзья были просто настоящими героями, которые защитили своих хозяев от страшного, колючего врага.  Да малышей останавливать надо, иначе урока не хватит выслушать про их домашних животных, и как они их любят! И это не менее важно, чем правильно выучить песню.
В старших классах более сложные произведения и более серьёзные размышления о музыке. Ленинградская симфония Шостаковича 1942г.,
- Почему в блокадном Ленинграде была задумана эта симфония композитором?
- Почему голодные, обессиленные люди пошли на премьеру этой симфонии, которую исполняли такие же голодные музыканты?
- Почему лётчик в горящем самолёте пел песню «Синий платочек», сумел посадить самолёт и спастись сам, о чём впоследствии и написал в письме Клавдии Ивановне Шульженко.
Такие проблемные вопросы помогают детям не просто искать на них ответы, но и затрагивают более возвышенные категории, такие как любовь к Родине, героизм. Эти примеры не оставляют детей равнодушными.

Исторические оперы «Князь Игорь» Бородина, «Хованщина» Мусоргского, о стрелецком бунте, «Борис Годунов» - всё это история нашей Родины, рассказанная языком музыки. Не просто исторические факты, а отношение к ним с точки зрения чувства и переживания. Всё это благодатная почва для духовно-нравственного, патриотического воспитания.
В рамках этой темы невозможно не сказать о духовной музыки и неотделимой от неё духовной живописи.
Раздел программы по музыке «О России петь, что стремиться в храм» проходит по всем классам с 1-4 на разных уровнях сложности для детского восприятия. Эта музыка особая и требует огромной подготовки, создания особой атмосферы. Прибегая после физкультуры или набегавшись после большой перемены, дети не сразу могут настроиться на нужную тональность.
- Что мы называем духовной пищей?
- А что телесной?
- Почему у нас может болеть не только тело, но и душа?
- Почему Пречистая Дева и Младенец Христос на иконах никогда не смотрят друг на друга, а всегда только на нас?
Ребята легко отвечают на эти вопросы, главное, уметь их задать.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Опубликовано: 1020 дней назад (18 февраля 2014)
Просмотров: 2097
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ирина Геннадиевна Соколова # 25 октября 2014 в 07:51 0
Ваши размышления на заданную тему безусловно интересны, однако, хотелось бы, чтобы они были подкреплены фактами.
Настасья Кирилловна # 29 января 2015 в 17:25 0
Это и так факты, доказанные на практике.