Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы
Никулина Анна Геннадьевна, педагог-психолог МАОУ Прогимназии № 81 "Здравствуй!"г. Сыктывкара.
Сценарий занятия «Развиваем мышление»

Возрастная группа: дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет
Предварительная работа с детьми: Выполнение игровых упражнений на поиск закономерностей: элементы (то из чего состоит закономерность), наличие правила по которому складывается закономерность: «сложи узор», «зачеркни лишнее», «раскрась» (в соответствии с образцом), «дорисуй недостающее», «продолжи ряд», «бусы».
Дидактическое обеспечение занятия:
1. Демонстрационный материал: фотографии, на которых изображены: думающая девочка, играющие дети, геометрические фигуры разного цвета: желтые круги, красный квадрат, синие и красные прямоугольники.
2. Раздаточный материал: листы А4, цветные карандаши, наборы геометрических фигур разного цвета: синие прямоугольники, красные квадраты; задания «закончи узор», в которых чередуются флажки, разной формы и пуговицы разной формы: круглая, круглая, квадратная.
3. ТСО: магнитофон.
Цель: обучение детей составлению задач на поиск закономерностей
Задачи:
1. Обучающая: познакомить со структурой упражнений на поиск закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу; организовать упражнения по самостоятельному созданию новых закономерностей воспитанниками
2. Развивающая: развивать познавательные процессы, речь, коммуникативные навыки, творческие способности, навыки самооценивания, развивать умение выделить проблему и найти пути ее решения
3. Воспитательная: воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества, умения слушать друг друга.
Этапы работы:
Вводная часть:
Методы и приемы:

• Объяснение
• Беседа
• Метод проблемного изложения
• Демонстрация
• Иллюстрация
• Познавательные игры и упражнения
Дети заходят в кабинет психолога.
Психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть! Прошу всех встать в круг для приветствия.
Занятие начинается с традиционного приветствия «Передай хлопок», цель которого настроить детей на работу, развивать чувство единства, сплоченности. Играет музыка «Барбарики. Что такое доброта», автор-композитор Т. Залужная.
Дети становятся в круг.
Психолог: А начнем нашу встречу с приветствия, а делать это будем так: хлопнем в ладоши, повернемся к соседу справа и хлопнем по его ладошкам, при этом скажем: «Здравствуй, Кира!».
Психолог объясняет игру, сопровождая ее показом действий: ребенок поворачивается к соседу справа и передает хлопок по типу «ладушки» (в паре), при передаче необходимо назвать имя соседа справа, и сказать: «Здравствуй, Саша!». Ребенок, получивший приветствие, повторяет тоже самое со своим соседом.
Следующее упражнение «Ухо-нос» психолог проводит также в кругу, с целью активизации межполушарного взаимодействия, развитие свойств внимания (слухового).
Психолог: Ребята, а вы хотите поиграть?
Дети: Да.
Психолог: а поиграем мы в игру «Ухо-нос». Я буду называть «ухо» и вы будете дотрагиваться до уха. Я буду говорить «нос», а вы будете дотрагиваться до…
Дети: Носа.
Психолог: Будьте внимательны, слушайте мой голос, я буду вас путать.
Дети слушают команду: «Ухо» и дотрагиваются до уха. «Нос» – дотрагиваются до носа. Психолог сначала выполняет задание вместе с детьми, то есть действия соответствуют вербальной команде. Затем психолог умышленно допускает ошибки, то есть говорит: «ухо», а дотрагивается до носа и наоборот. Некоторые дети допускают ошибки, после нескольких повторений внимание детей сосредотачивается на словесной команде, и они не совершают ошибок.
Психолог дает положительную обратную связь детям: Ребята, вы были очень внимательны и мне не удалось вас запутать. Великолепно!
Психолог: Присаживайтесь за столы, ребята. Сейчас мы продолжим нашу встречу.
Дети занимают свои места.
Психолог: Ребята, вы хотите узнать: чем мы сегодня будем заниматься?
Дети: да.
Психолог: Посмотрите на две иллюстрации.
Психолог привлекает внимание детей на иллюстрации, расположенные на доске: фотографии девочки, которая думает и детей, которые играют.
Психолог: Давайте придумаем им названия. Как мы назовем первую фотографию? (дополнительные вопросы, если дети будут затрудняться: Что делают дети? Чем увлеченно занимаются дети?)
Дети: дети играют, дети играют за столом.
Психолог: А вторую фотографию как мы назовем?
Дети: девочка
Психолог: а что делает девочка?
Дети: смотрит, думает
Психолог: Какие вы умницы, я даже не ожидала, что вы так быстро придумаете названия данным иллюстрациям. Вот и мы сегодня будем играть и думать. Тема нашей встречи: «Поиграем и подумаем». Что мы сегодня будем делать?
Дети: играть и думать
Психолог: Давайте начнем первую нашу игру, она называется «дорисуй».
Психолог раздает листочки с заданием ( психолог дает намеренно задание с прошлого занятия) , в котором чередуются флажки, разной формы. Необходимо найти закономерность и продолжить ряд до конца строки.
Психолог: давайте внимательно посмотрим на листочек, что вы замечаете?
Некоторые дети описывают то, что видят: флажки. Другие описывают суть задания: нам нужно дорисовать до конца строки.
Один из детей замечает: Анна Геннадьевна, а мы это задание уже выполняли.
Психолог: Ребята, извините, наверно я ошиблась, сейчас я поищу другое задание.
Психолог раздает (намеренно) ранее выполненное детьми задание (психолог использует методический прием «ошибка»): в котором чередуются пуговицы разной формы: круглая, круглая, квадратная. Необходимо найти закономерность и продолжить ряд до конца строки.
Дети: это мы тоже делали.
Психолог: ребята, значит у меня сегодня больше нет готовых заданий. Что же мы будем делать? Какие у вас предложения?
Дети предлагают различные варианты решения данной проблемы:
- Давайте не будем заниматься сегодня.
- Давайте сделаем то что есть.
- Может просто поиграем?
Психолог: да, действительно, мы сегодня можем не заниматься, просто поиграть. А зачем вы приходите ко мне на занятие?
Дети:
-Чтобы заниматься.
- Чтобы все знать.
- Чтоб пойти в школу.
- Психолог: Как мы этом занимаемся?
Дети: решаем разные задания, рисуем, запоминаем.
Психолог: А чему-то новому научимся, если будем делать задание, которое уже выполняли?
Дети: нет.
Психолог: А узнаем что-то новое и полезное, если сейчас будем играть в уже знакомую игру?
Дети: нет.
Психолог: А что же нам тогда делать? Какие у вас предложения?
Дети: мы можем придумать новые
Психолог: Что мы можем придумать новое?
Дети: новые игры и задания.
Психолог: ребята, а мы сможем это сделать?
Если дети отвечают «да» :
Психолог: Замечательно, давайте попробуем.
Если дети отвечают «нет, не умеем» :
Психолог: А мы можем научиться?
Дети: Да.
Основная часть :
Психолог: Давайте попробуем. Сегодня мы будем учиться составлять такие задания сами. Опишите мне ,пожалуйста, это задание. Представьте, что вы хотите меня научить играть в эту игру, а я не умею.
На доске висит задание. Дети рассказывают о смысле задания: есть ряд фигур, они выставлены по определенному порядку, необходимо определить этот порядок и продолжить в соответствии с этим законом. Психолог задает уточняющие вопросы.
Дети: есть змейка из фигурок, нужно сделать ее длиннее
Психолог: а фигурки нужно складывать в любом порядке?
Дети: нет, розовый, красный, розовый, красный.
Психолог: то есть в этой игре есть правило, по которому складываются фигуры?
Дети: да.
Психолог: Что нам необходимо иметь, чтобы составить задание?
Дети: Фигуры, картинки, изображения. Разного цвета или размера.
Психолог: Сказано здорово - просто и ясно! Ребята, а давайте возьмем геометрические фигуры, для этого выберем какие именно.
Проводится упражнение «четвертый лишний»: Детям предлагаются ряды геометрических фигур. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертое отличается. Надо найти лишнюю фигуру. Обязательно спрашивается, почему ребенок сделал такой выбор. В результате этого упражнения определяются две фигуры: синий прямоугольник и красный квадрат.
На доске два ряда геометрических фигур:
1.Три желтых круга и красный квадрат.
2. Четыре прямоугольника: три красных, один синий.
Психолог: Ребята, давайте рассмотрим первый ряд. Здесь четыре фигуры. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый к ним не подходит. Назовите лишнюю фигуру.
Если дети затрудняются в ответе: просто перечисляют фигуры, дают неверный ответ, психолог задает наводящие вопросы: цвет у них одинаков? А форма? Что у большинства фигур одинаковое? Какой фигура мешает назвать общую форму? Если мы ее уберем какой формы фигуры останутся. Значит какая фигура лишняя?
Дети: квадрат.
Психолог: Почему вы так считаете?
Психолог принимает все объяснения, если они убедительны.
Дети: - У него одного есть углы.
- Один квадрат, а остальные круги.
Психолог хвалит детей: Да, совершенно верно! Это красный квадрат.
Психолог: Ребята, а теперь рассмотрим второй ряд. Здесь тоже четыре фигуры. Назовите лишнюю фигуру.
Дети: прямоугольник.
Психолог: который прямоугольник?
Дети: Синий прямоугольник.
Психолог: Почему вы так считаете?
Дети: Он другого цвета, отличается цветом, он синий.
Психолог: здорово, вот мы и нашли фигурки, из которых будем составлять задание. А теперь давайте определим порядок. Возьмите из конверта наборы геометрических фигур, расположите их аккуратно на столе. Давайте вместе попробуем составить ряд: я на доске, а вы на столах.
Психолог раздает детям заранее заготовленные наборы красных квадратов и синих прямоугольников. Психолог выполняет на доске простое чередование фигур: красный квадрат, синий прямоугольник, красный квадрат, синий прямоугольник, и так далее. Дети выполняют на столах. Те дети, которые справились быстро, придумывают более сложное чередование, психолог подходит помочь нуждающимся в этом детям.
Психолог: Получилось? У всех получилось?
Дети: да.
Психолог: Отлично! А мы можем придумать другой вариант?
Дети: да.
Психолог: Давайте придумаем. Но сначала немного отдохнем. Для этого встаньте возле стульев.
Играет музыка «Барбарики. Дружба», автор-композитор Т. Залужная. Психолог проводит физминутку «Вы, наверное, устали?», чтобы обеспечить кратковременный активный отдых детей.
Психолог читает стихотворение и выполняет с детьми описанные действия:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились, повертелись,
И за столы все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до 5 считаем: 1,2,3,4,5.
Глазки открываем,
Быстро-быстро поморгаем.
И работу продолжаем.
Психолог: Ребята, как мы прекрасно отдохнули и с новыми силами продолжаем. Мы с вами сделали задание на чередование геометрических фигур разного цвета. А чередоваться могут только фигуры?
Дети: нет
Психолог: чтоб можно еще чередовать, чтобы придумать похожее задание?
Дети: пуговички, флажки, цветочки, картинки.
Психолог: А теперь самое интересное задание. Придумайте свою цепочку предметов.
Психолог раздает цветные карандаши и листочки.
Психолог не ограничивает детей в выборе изображения и порядке закономерности. Дети придумывают задание, психолог проверяет и просит положить карандаши на место, собирает сделанные задания.
Дети: но мы не закончили узор до конца строки.
Психолог прогнозирует перспективу: Ребята, вы такие молодцы, у вас получились замечательные рисунки. Сейчас я заберу ваши работы, перемешаю их и раздам вам в следующий раз, то есть придуманное вами задание обязательно пригодится, его выполнит кто-то другой.
Психолог: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: делали задания.
Психолог: правильно, каждый свое, а какие именно задания?
Дети: на чередование фигур разного цвета
Психолог: а только цвета и фигуры могут чередоваться? У Анжелики чередовались цветочки, а у Леши человечки.
Дети: значит, бывают разные.
Психолог: Правильно, бывают разные, а что объединяет эти задания?
Дети: они нарисованы , сложены.
Психолог: а нарисованы или сложены как хочется?
Дети: нет, по правилу.
Психолог: То есть, сегодня вы научились делать задания на последовательность, по определенному правилу.
Психолог: Вам понравилось придумывать задания?
Дети: да.
Психолог: что нужно было делать, чтобы правильно его выполнить?
Дети: постараться, рисовать, думать.
Психолог подводит детей к ответам: думать, мыслить, соображать.
Ритуал прощания: Психолог подводя итоги непосредственно образовательной деятельности, создает условия для формирования самоконтроля и адекватной самооценки и проводит упражнение «день-ночь». Включается музыка для релаксации «Ночь».
Психолог: А на прощание мы поиграем в игру «день и ночь»: когда я говорю «ночь» - вы закрываете глазки, можете прилечь на стол. Когда скажу «день» вы открываете глазки и садитесь как обычно.
Психолог дает команду «ночь» и задает следующие вопросы: поднимите руку, кому понравилось сегодняшнее занятие. Кому оно было полезным? Кто испытал трудности при выполнение заданий? (дети, не открывая глаз, поднимают руку)
Психолог говорит: День! Ребята, мы сегодня много сделали. Вы меня очень порадовали. Благодарю всех за активное участие в нашей работе. С нетерпением буду ждать нашу следующую встречу!
Использованная литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
2. Воронина Т.П. Логические ряды. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 56 с.
3. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. – М.: Баласс, 2010. – 64 с.
4. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993. – 111 с.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук. — М.: Педагогика. -2000. — 200 с.
6. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000. -134 с.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать логическое мышление у дошкольников Психолого-педагогическая гостиная в детском саду Конспект занятия с элементами арт-терапии в старшей группе детского сада Игры для развития познавательных процессов у детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Опубликовано: 786 дней назад (13 октября 2014)
Просмотров: 4757
+2
Голосов: 2
Ольга Васильевна Ваньшина # 13 октября 2014 в 08:50 0
Здравствуйте Анна Геннадьевна! С большим интересом читала Ваш материал.Все занятие нацелено на решение таких важных задач,как развитие умения мыслить логически,развитие речи,развитие творческого воображения у детей. Очень интересное занятие! Мой Вам голос!
Анна Анаатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 12:24 0
Здравствуйте! В вашей работе рассмотрена актуальная проблема ненавязчивого восприятия детьми окружающего мира. При помощи мягкого подхода вы подталкиваете детей к поиску верного решения, развивая необходимые им качества. Воспользуюсь вашей разработкой на занятии, думаю итог будет эффективным. Спасибо!
Светлана Михайловна Кутровская # 13 октября 2014 в 15:22 0
Здравствуйте! Спасибо за конспект! Обязательно возьму на вооружение способ подачи материала. Мне понравилась форма - проблемно-диалогическая, дети сами приходят к нужным выводам, а не получают их в готовом виде. В процессе развиваются, как мне кажется, не только мышление, но и память, внимание и даже личностные характеристики.
Наталья Сергеевна Ермакова # 1 февраля 2015 в 15:51 0
Интересное занятие. Понравилась задумка с измененным упражнением "Ухо-нос"smileПрименю на практике.
Елена Николаевна Фатеева # 24 февраля 2015 в 21:26 0
Очень интересный конспект!!! ГОЛОС!