Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Зима".
Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.
Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Цель: закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.
Задачи:
* Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; декабрь, январь, февраль; снегопад; снежинки; температура; лед;
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.
Материалы:
* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей;
* Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей 15 на 20 см., разрезанные на фрагменты;
* Картинки (10-15 штук) для игры "Логические цепочки"
* Цветные фишки (желтый, красный, синий).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Часть 1.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, "рубашки" у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей "рубашкой", подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого "рубашка" желтая - подойдите к "желтому столу".
Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:
Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
Часть 2. "Основные приметы зимы".
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другому столу. Как вы думаете, о чем же мы сегодня на занятии будем говорить? (Выслушиваем ответы детей)
Воспитатель: правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на картинках?
Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
- день становится короче, а ночь длиннее;
- понижается температура воздуха;
- идет снег;
- реки, озера, другие водоемы покрываются льдом;
- приходит Новый год.
Часть 3. "Почему наступает зима?"
Воспитатель: почему наступает зима? (выслушиваем ответы детей).
Воспитатель: давайте вспомним, мы с вами уже изучали тему "Космос", так скажите мне, как называется наша планета и какие планеты вы еще помните? (выслушиваем ответы детей).
Воспитатель: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: а теперь скажите, ребята, а что же тогда происходит летом?
Выслушиваем ответы детей. Ответы должны содержать такой смысл: летом планета Земля приближается к солнцу, поэтому больше тепла и света, повышается температура, дни становятся длиннее, а ночи короче. Все в точности до наоборот. Если ответы такие, значит дети поняли и уловили связь между временами года.
Воспитатель: теперь можно немного размяться и поиграть.
Проводится физкультминутка «Ракета».
Дети расставляют стульчики по кругу (на 1 стул меньше общего количества детей). Затем водят вокруг стульев хоровод вместе с педагогом и произносят текст:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но, в игре один секрет -
Опоздавшим места нет!
Дети садятся, одному ребенку стульчика не хватает, он выходит из игры. Педагог постепенно убирает по одному стулу.
Заканчивается игра и дети рассаживаются за столы.
Часть 4. «Игра «Логические цепочки».
Воспитатель: в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой (с помощью логической связи). Первой я ставлю (прикрепляем на фланелеграф или магнитную доску) картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год — главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.
Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
Например, белочка, т.к. она ест еловые шишки; медведь — он тоже, как и белка живет в лесу; ежи — так они как и медведи впадают зимой в спячку; ягоды — так это любимое лакомство ежа; компоты и варенье (зимние заготовки) — так их делают из ягод.
Часть 5. «Заключение. Выход из занятия».
Воспитатель: наше занятие подошло к концу и я предлагаю вам его самостоятельно оценить.
Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать фишки красного цвета, если занятие понравилось и было интересно; фишки желтого цвета — если что-то не понравилось; фишки синего цвета — не понравилось совсем. С детьми, которые выбрали фишки желтого и синего цвета, нужно побеседовать подробно.
Примечание: я делала фишки двусторонние и обклеивала их скотчем, так они прослужат намного дольше, так как подобный метод оценки занятия или своей деятельности (ребенком), можно часто использовать в процессе обучения.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая сказка для старших дошкольников
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»