Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока истории для 6 класса по теме «Духовный отец России»

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме «Духовный отец России»
Автор: Белкина Инна Анатольевна, учитель истории МБОУ лицей №11,г. Шахты.
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока по теме: «Духовный отец России». Данный материал предназначен для учащихся 6 класса при изучении древнерусского государства 14 века.  Данный урок проводится в соответствии с духовными ценностями отечественной истории и культуры. Знакомство  с жизнеописанием Преподобного Сергия Радонежского способствует возвращению системы духовно-нравственных ценностей и национальных традиций в современную школу.

Целью данного урока является осуществление учебного процесса сообразно духовным ценностям отечественной истории и культуры.
- формирование способности к духовному развитию учащихся на основе нравственных установок и моральных норм;
-воспитание нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
-принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и духовных традиций;
-формирование патриотизма и гражданской идентичности.
Тип занятия: урок - исторический журнал.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся самостоятельно работать с  различными видами источников, выбирать главное, составлять характеристику.
Воспитательная цель: формирование уважения к деятельности святого Сергия Радонежского, показать пример удивительного и бескорыстного служения людям.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства любви  и уважения  к истории своей страны; формирование готовности  и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию; составить свое личное отношение к представленным событиям.
Регулятивные: характеризовать деятельность Сергия Радонежского, объяснять, в чем состоит вклад святого в историю соей страны, планировать последовательность действий.
Познавательные: раскрывать значение новых терминов, исследовать биографию, объяснять ход исторических событий, выделять основное, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении характеристики, давать оценку действиям, раскрывать суть проблем представленного исторического  периода страны, работать в группах, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Ход урока:
Эпиграф:          
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны.

Учитель: Ребята, сегодня у нас очередное занятие, связанное с человеком, сыгравшим особую роль в истории нашей страны. Мы будем с вами говорить о человеке, чье 700 - летие отмечает историческая наука, русская православная церковь и все люди, кто дорожит памятью наших далеких предков. Мы будем говорить о Преподобном Сергии Радонежском. Вам дано было задание прочитать биографию Сергия Радонежского. Нам предстоит сегодня ответить на вопрос: «Почему Сергий назван святым? Что особенного он сделал в своей жизни?»
Учитель: Нам известно немного исторических источников рассказывающих о жизнедеятельности преподобного Сергия Радонежского. Это такие документы как «Житие Сергия Радонежского». Автор Епифаний Премудрый. Оно было переработано  и дополнено в XV веке Пахомием Логофетом. Известно также «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
В начале урока класс делится на 5 групп. Учащиеся заранее получили опережающее задание.
Слово предоставляется 1группе (желтые кружочки). Ребята рассказывают о том, чем он не  был  похож на остальных детей: (трижды  «прокричал» находясь, в утробе матери во время церковной службы[1]).  При  крещении, он, получил имя   Варфоломей. Был тих и кроток, не перечил родителям. Прилагал большие старания, а научиться читать не мог. Встреча с монахом стала первым чудом в его жизни. Инок предсказал ему особую роль в служении Богу. Вернувшись, домой после встречи с монахом, он научился читать (рисунок ris1.jpg). Работа с термином «отрок».
Слово предоставляется 2 группе (зеленые кружочки).После смерти родителей отправился в монастырь к овдовевшему брату (рисунок ris2.jpg). Таким было завещание родителей. Стремился к строжайшему монашеству, к пустынножительству (рисунок ris3.jpg). Построил деревянную церковь  в 1335 году у реки Когуры на холме Маковец, близ Радонежа. Осветили ее во имя Святой Троицы. Жизнь была так тяжела, что брат ушел служить в Богоявленский монастырь. Варфоломей принял монашество под именем Сергий.
Учитель: Как вы понимаете  значение слов «Строжайшее монашество» и «Пустынножительство»? ( Жить одному вдали от людей; строго соблюдая заповеди,  и обходится только теми условиями жизни, чтобы не умереть от голода  и холода; Надеяться только на Бога и себя).
Учитель: Шло время. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. Как продолжилась жизнь Преподобного Сергия дальше, расскажет нам 3 группа (красные кружочки). Образовалась обитель, которую в1345 году оформили как монастырь. Сергий был вторым игуменом и пресвитером. Первым игуменом быть в монастыре он категорически  отказался. Подавал пример смирения и трудолюбия. Работал больше других, носил самую скромную одежду. Слава дошла не только до Москвы, но и до Царьграда. Вселенский патриарх Фелофей послал монастырю богатые дары, хвалил добродетель Сергия, давал совет вести «строгое общинножитие».
Учитель: Жизнь монастырей  была однообразной. Монахи проводили время в трудах и молитве.
Ученик  читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица».[2]
Под Москвою, на дорогах,                                        
Средь лесов и пустырей,                                          
В старину стояло много,                                          
Сторожей монастырей.                                            
В них всегда монахи жили,                                      
Пили, ели, не тужили,                                              
Все давала им земля –                                                
Огороды и поля.                                                        
Монастырские угодья
Сразу видно издали-
Так и пышет плодородьем
От монашеской земли.
Монастырская пшеница
Выше роста колосится
Выше пояса - овес,
По колено сенокос.
Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение. Как вы понимаете эти строки?
Учитель: Время жизни Преподобного Сергия совпало с трудным для страны временем татаро-монгольского ига. Чтобы одолеть врага, необходимо было объединиться всем князьям русских земель. Это было нелегко   сделать. Возглавил объединение Московский князь Дмитрий Иванович. А какую роль в этом сыграл Сергий Радонежский - нам расскажет 4 группа ребят (коричневые кружочки).
Ученики: Святой старец мог даже тихими и кроткими словами уговорить князей помириться. Убеждал их подчиниться Великому князю. Благодаря этому многие перед Куликовской битвой признали главенство Дмитрия Ивановича. Перед битвой князь получил благословение Сергия Радонежского на битву (рисунок ris4.jpg). В помощь князю дал двух монахов Пересвета и  Ослябю. Они своим присутствием показали войску, что это война священная.  Несмотря на то, что монахам нельзя держать оружие, они готовы воевать ради спасения Родины [3].
Учитель: В 1389 году Сергий Радонежский скрепил своей подписью духовное завещание, узаконившее новый порядок переход власти «от отца к сыну». Этот поступок трудно переоценить, т.к. между многими князьями прекратилась борьба за власть. С именем Сергия Радонежского связано много легенд. Некоторые мы с вами сегодня уже услышали(рисунок ris5.jpg). В письменных источниках упоминается о совершении чудес Преподобным Сергием: оживление мальчика, видение Богородицы, видения накануне Куликовской битвы. Он даже предвидел собственную кончину. Об этом нам расскажет 5 группа ребят (фиолетовые кружочки).
Ученик: По историческим источникам Святой старец за полгода знал о своей кончине. Он обратился к монахам и оставил им духовное завещание, призывая жить в единстве, прекратить ненависть и раздоры[4]. Скончался в возрасте 78 лет. Похоронили его в обители. Люди не переставали идти к нему за помощью и молились у него на могиле. Многие эту помощь получали. Через 30 лет он был причислен Русской православной церковью к лику святых.
Рефлексия: Учитель раздает ученикам листы с иллюстрацией дерева. Корни дерева изображает треугольник.
Учитель: Ребята, вы сегодня внимательно слушали друг друга, выбирали самые яркие моменты жизни преподобного Сергия Радонежского. Вам, предлагается  сейчас нарисовать на дереве, которое символизирует жизнь преподобного Сергия  листочки, подписать на них самые важные на ваш взгляд его деяния и разместить их на дереве снизу вверх: от самых скромных  до самых значимых в его жизни. Треугольник символизирует корни дерева. Вы должны в этот треугольник вписать характеристику Сергия Радонежского по следующему алгоритму начиная сверху: (одно существительное, ниже 2 прилагательных, еще ниже три глагола). Ребята зачитывают характеристики Сергия Радонежского через 7- 8 минут, и анализируют, что у них получилось.
Учитель подводит итоги. Показ фотографии с изображением памятника Сергию Радонежскому в городе Сергиев Посад (рисунок ris6.jpg).
Учитель: А теперь ребята давайте ответим на вопрос, поставленный в начале нашего занятия:  Почему Сергий назван святым? Что особенного он сделал в своей жизни?
(Ребята отвечают, на вопросы).
Учитель: Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей.
Учитель: Ребята, если у вас возник интерес к изучению данной темы, то я прошу вас подготовить сообщения по вопросам чудес, которые совершил Сергий Радонежский.
Урок закончен. Спасибо за внимание.
Литература:
1. Давыдова Н. В. Православная культура Словарь – справочник школьника. // «ПРО-ПРЕСС» 2008 г.-с.374
2. Кузьмина А.В. История. Внеклассные мероприятия.//Волгоград 2004г.-с.107
3. Чернов А.И. Предварительные итоги тысячелетнего опыта. Беседа с академиком
Д.С. Лихачевым. Журнал « Огонек».// Москва-1988г.№10-с.11
4. Давыдова Н. В. Православная культура Словарь – справочник школьника// «ПРО-  ПРЕСС» 2008 г.-с.378

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Опубликовано: 1019 дней назад (26 февраля 2014)
Просмотров: 1597
Рубрика: история
0
Голосов: 0
Eвгения Борисовна Иванова # 7 марта 2016 в 18:34 0
Спасибо большое за вашу работу. Очень содержательный урок, ребята получают много информации, выбирают главное, анализируют, делают выводы, что очень важно. Данный урок можно использовать и в курсе преподавания основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).Очень понравились заключительные слова учителя: "...каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского .... Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам." Очень важные и правильные слова.Спасибо.