Конкурсы для педагогов и детей

Кубики Зайцева: особенности и достоинства методики

Методика обучения чтению и грамоте «Кубики Зайцева»
Занятие познакомит педагогов и родителей с основами методики обучения чтению и грамоте Н.А. Зайцева.
Цель: познакомить педагогов и родителей с методикой обучения чтению и грамоте Н.Зайцева
Задачи:
1. показать достоинства и преимущества методики;
2. познакомить с видами кубиков и их отличительными признаками;
3. познакомить с понятием "склад";
4. познакомить с таблицами.
Необходимые материалы и оборудование: таблицы, кубики, указки, полки для кубиков.
«Здравствуйте, приглашаю на Кубики Зайцева» - уже в этот момент лица детей озаряет улыбка: звучит забавно, обещает игру и что-то новенькое и интересное. По сути, все так и есть, только стоит добавить, что это:
1. Замечательная методика, закладывающая основы грамотности, знания русского языка;
2. Методика, ориентированная на подвижный дошкольный возраст, полностью учитывающая его особенности и возможности;
3. Валеологичная (т.е. здоровьесберегающая) методика…
Теперь поподробнее. Обучение чтению по методике Зайцева происходит с помощью кубиков и таблиц.
Кубики разные: золотые (гласные), деревянные (глухие) и железные (звонкие). Это понятно детям, ведь железо звучит звонче дерева, золотые кубики - ярко-жёлтые, как солнышко. Большие и маленькие означают твердость и мягкость звуков. Помимо ориентиров «цвет» и «звучание» есть еще и вес: золотые легче железных, деревянные тоже легче с характерным приглушенным звуком. Подобные «подсказки» облегчают процесс запоминания кубиков и создают дополнительный ориентир, например, плохо видящим или слабослышащим детям. Таким образом, ребенок, обучающийся по методике Николая Александровича Зайцева получает понятие таких абстрактных значений, как гласные-согласные, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие звуки и их сочетания.


В кубиках только правильные сочетания: жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Следовательно, закладываем детям основы грамотного письма. Играть – извините, учиться, - с кубиками увлекательно и просто, ведь дети воспринимают это как игру. В кубиках используются склады - единицы произношения, именно так начинают говорить маленькие дети: "ба-ба", "да-й". Складом может быть гласная/согласная, сочетание согласной с гласной, сочетание согласной с мягким или твердым знаком. Так, слово "Конь" мы составим из 2 кубиков: КО-нь.

Таблицы представляют собой все те же кубики, но в виде дорожек. Таблица отлично упорядочивает знания, полученные о кубиках. На ней сразу видны ВСЕ золотые (гласные), железные (звонкие), деревянные (глухие); большие и маленькие (твердые и мягкие звуки). Парные согласные (В-Ф, З-С и т.д.) идут параллельно друг другу. В таблицу добавлены знаки. Ими можно пользоваться при составлении предложений: заглавная буква, запятая, точка, вопросительный знак и др. Работая по таблице, дети "включают" кинестетическую память, память тела: движения указкой вверх-вниз, вправо-влево улучшают восприятию пространства, закрепляют в памяти правильное местонахождение складов.

Кубики и таблицы необходимо пропевать. Пение – обязательная часть методики. Пропевание кубиков и таблицы очень нравится детям, что улучает и запоминание (ведь музыкальный материал воспринимается детьми легче, чем вербальный, словесный) и артикуляцию. Были случаи, когда дети, пропевая кубики, преодолевали «проблемный» звук – «Р», «Ш» и др. В комплекте с кубиками прилагается cd-диск с попевками.
Потребность в движении для дошкольников естественна, более того - необходима. В движении развивается мозг ребенка и это очень важное обстоятельство учтено в методике. Детям не нужно все занятие сидеть за столом, ведь есть дела поинтереснее. Составить дорожку, взлетно-посадочную полосу, мостик; спеть кубики и найти одинаковые; поработать указкой по таблице, составить слова и поставить ударение… Для этого нужно постоянно перемещаться, ставя кубики на полочку, отыскивая указкой нужные склады в таблице.

Таблица размещается высоко, что позволяет детям смотреть вверх, распрямив спинку, не сутулиться и сохранять осанку. Все кубики очень крупные, цветовые сочетания одобрены офтальмологами как оптимальные – ребенок сохраняет зрение. Мой опыт преподавания «Кубиков» подтверждает: учиться по кубикам легко, интересно и полезно!

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка Сюжютно-ролевые игры в детском саду Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой Игры с бумагой для детей дошкольников

Похожие статьи:

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Участник №75 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Конспект занятия на тему: Космос в средней группе
Опубликовано: 139 дней назад (2 апреля 2017)
Просмотров: 247
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Надежда Николаевна Маслова # 5 апреля 2017 в 14:14 +1
Здравствуйте! Педагог понятно и просто разъяснила методику обучения чтению, с использованием кубиков. Также, Елена Евгеньевна, обращает внимание на здоровьесбережение, постоянно следя за осанкой и зрением ребят. Примите голос.
Елена Евгеньевна Басова # 6 апреля 2017 в 06:44 0
Спасибо, Надежда Николаевна!