Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мониторинг универсальных учебных действий в основной школе

Мониторинг универсальных учебных действий в рамках компетентностного подхода
Описание материала: Для реализации компетентностного подхода в образовании необходима опора на психолого-педагогическое сопровождение.
Вашему вниманию предлагается разработка в рамках педагогического совета как представление работы педагога-психолога по оцениванию сформированности УУД у обучающихся на ступени основного общего образования.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим на ступени основного общего образования (5-9 класс), педагогам-психологам. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся является одной из главных задач для повышения качества образования.
В данном материале обобщены основные понятия, представлен инструментарий "Банк психологических методик", рекомендованный для проведения мониторинга УУД педагогами-психологами на протяжении всего обучения учащихся на ступени основного общего образования. А также разработаны рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Мониторинг универсальных учебных действий в рамках компетентностного подхода
В настоящее время одним из приоритетов развития России является образование, причем качественное образование.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говорится, что школа должна ребенка :
«научить учиться»- учить учиться,
«научить жить»- учение для бытия,
«научить жить вместе»- учение для совместной жизни,
«научить работать и зарабатывать» - учение для труда.
Работа современной школы постепенно меняет наше представление о том, каким должно быть содержание образования и его результат.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся является одной из главных задач для повышения качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования вносит коррективы в традиционную систему оценивания учебных достижений обучающихся. Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия и связанных с ними способов учебной деятельности, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Оценивание сформированности УУД должно осуществляться комплексно, через все результаты оценивания освоения ООП: личностных, метапредметных и предметных.
Следует помнить, что развитие личности учащегося- это движение от предметных результатов (знания и умение учащихся их использовать в учебном процессе), через метапредметные результаты (снабжают ученика приемами использования универсальных действий в различных ситуациях) к личностным результатам (формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: Их вы содержание вы можете посмотреть на слайде
1) личностный - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивный - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, к ним относятся:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
3) познавательный- включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
4) коммуникативный- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Над формированием универсальных учебных действий работа строится на протяжении всего обучения в школе.
Формирование УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Сферой мониторинга педагога-психолога являются метапредметные и личностные УУД.
Сейчас хочу познакомить или напомнить о том, как осуществляется мониторинг УУД педагогом-психологом в 5-9 классах. Однако, сразу хочу сказать, что мы осуществляем работу по новым ФГОС пока до 8-го класса.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Срок реализации 5 лет (ступень основного общего образования).
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.
Методы сбора информации:
• анкетирование;
• тестирование;
• наблюдение;
• беседа.
I этап (5 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап (6-8 классы)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения аналогичны этапам работы с 5 –м классом.
В рамках II этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление трудностей учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями школьников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями подросткового периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

III этап (9 класс)
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
Мониторинг проводится на основе «Банка психологических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.
Вашему вниманию предлагается банк методик, по диагностике УУД (раздаточный материал)
Мониторинг осуществляется ежегодно с 5 по 9 класс в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (апрель-май).
Бланк для фиксации (сводная таблица/ведомость) развития УУД.

При заполнении таблицы можно пользоваться следующими двумя способами:
1. Уровни: В (высокий), С (средний), Н (низкий)
2. Баллы: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень).
После проведения диагностики, результаты заносятся в данный бланк и по их результатам можно разработать рекомендации для педагогов (см. приложение №2)
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования- школа должна побуждать учащихся принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества, способствовать формированию и развитию Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной, воспитывающее в каждом ребенке человечность, доброту, гражданственность, творческое отношение к труду, бережное отношение ко всему живому.
Приложение 1




Скачать Мониторинг универсальных учебных действий в основной школе

Рекомендуем посмотреть:

Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода" Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение Из опыта работы учителя начальных классов. Формирование универсальных учебных действий как основы об
Опубликовано: 1930 дней назад (21 января 2019)
Просмотров: 17585
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Виктория Александровна Лутковская # 22 января 2019 в 01:40 +1
Изложена продуманная комплексная диагностическая программа, с конкретными рекомендациями. Можно брать за основу любому начинающему педагогу-психологу. Можно брать любому педагогу как основу для размышления над преодолением трудностей в обучении конкретного учащегося (особенно там где педагога-психолога нет).
Ирина Викторовна Плотникова # 22 января 2019 в 02:52 0
Уважаемая Ольга Вячеславовна! Спасибо за ваш труд! Завидую учебным заведениям, где есть психолог. Четыре года назад с моим классом около трёх месяцев работала психолог. Считаю, что сделано было многое для сплочения коллектива и раскрытия способностей ребят. Успехов Вам! Отдаю голос.
Елена Борисовна Жданова # 22 января 2019 в 07:49 +1
Вами проделана большая и нужная в образовательном процессе работа. Именно на диагностику у педагогов вечно не хватает времени, а она дает более подробную информацию о личностных особенностях наших подопечных. спасибо вм за ваш труд, надеюсь он оказал бесценную помощь вашим коллегам. Удачи!
Оксана Витальевна Замкова # 22 января 2019 в 13:20 +1
Основательный конспект! Многое для себя подчеркнула, спасибо. Дружу со школьным психологом. Поделюсь с ней Вашей работой.
Ольга Васильевна Яковлева # 22 января 2019 в 21:15 +1
Ольга Вячеславовна, здравствуйте! Нужный, полезный материал! голос