Конкурсы для педагогов и детей

Конспект воспитательного часа для старшеклассников. Блокада Ленинграда

Конспект воспитательного часа для детей 10-11 классов и студентов техникума на тему: «900 дневная Ленинградская блокада»
Автор: Бурганова Лилия Фаритовна,
ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственый техикум им.Габдуллы Тукая», с. Большая Атня

Предлагаю вам разработку воспитательного часа для учеников старших классов на тему «900 дневная Ленинградская блокада». Данный материал будет полезен для классных руководителей при проведении воспитательных часов. Эта разработка познавательного характера, направленного на воспитание чувства патриотизма у старших школьников.
Конспект воспитательного часа на тему: «900 дневная Ленинградская блокада»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
познакомить с жизнью блокадного Ленинграда в период Великой Отечественной войны;
развивать умения анализировать, обобщать; самостоятельность; коммуникативные и информационные навыки;
воспитывать умение сострадать, патриотическое чувство гордости за мужество и стойкость ленинградцев.
Демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки.
Звучит военная музыка
1 ведущий
Блокада Ленинграда - наиболее трагический период в истории города. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда - ключевое событие. Для старшего поколения, которое носят в себе эти воспоминания, - это часть жизни, которую они никогда не забудут.
(Видео про блокаду Ленинграда)
Меньше чем два с половиной месяца после 22 июня 1941 г., когда Советский Союз был атакован нацистской Германией, немецкие войска уже приближались к Ленинграду. Красная Армия была отброшена и 8 сентября 1941 г. немецкие армии полностью окружили Ленинград, началась осада. Она продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая приблизительно 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. . В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Сюда попали и войска, защищавшие город: никто из них даже не рассматривал никаких призывов сдаться. Подобные призывы от имени Германского верховного командования, регулярно транслируемые громкоговорителями и сбрасываемые в качестве листовок на позиции Советской Армии, защищавшей Ленинград, - оставлялись без внимания.
2 ведущий
В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900 дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.
Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда": Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
3 ведущий
В сентябре октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
4 ведущий
Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка рабочим на 100 граммов, остальным на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть. Анна Ахматова
1 ведущий
Осень зима 1941 1942 годов самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13 14 летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домах, на крышах. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
2 ведущий
22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни"- единственный маршрут, который соединил осажденный город с материком. Несколько сотен тысяч людей было эвакуировано из города через Ладожское озеро по известной "Дороге Жизни".. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы. В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.
3 ведущий
Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью
4 ведущий
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. В честь героических событий блокады Ленинграда в день снятия блокады отмечается День воинской славы России.
27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.
(Видео про снятие блокады Ленинграда)
4 ведущий
Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…
1 ведущий
За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс. до 1 млн. человек. Причем только 3% из них от бомбежек, артобстрелов а остальные 97% от голода. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Давайте объявим минуту молчания в честь погибших людей в блокаде Ленинграда.
На этом наш воспитательный час на тему: «900 дневная блокада Ленинграда» окончен. Спасибо всем за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий выступления учащихся 3 класса к Дню снятия блокады Ленинграда Классный час в 8-11 классе: «Почему не сдавался Ленинград?» Организация коллективной деятельности учащихся 9-11 классов по выпуску стенгазеты «Подвиг Ленинграда Литературно-музыкальная композиция к Дню победы для 4 класса. Сценарий

Похожие статьи:

Классный час на тему: Великая Отечественная война, 11 класс

Информационные технологии на уроках математики
Опубликовано: 680 дней назад (28 января 2015)
Просмотров: 1222
+6
Голосов: 6
Регина Сириновна Сабирзянова # 28 января 2015 в 19:28 +1
Добрый вечер, Лилия Фаритовна! Предложенная Вами тематика воспитательного часа "900 - дневная Ленинградская блокада" актуальна всегда, а особенно в преддверии празднования 70 - летия Победы. Примите голос! Желаю творческих успехов успехов!
Анна Викторовна Шалдина # 28 января 2015 в 19:33 0
Добрый вечер, Лидия Фаритовна! Данная разработка очень содержательна и как раз актуальна в преддверии праздника Великой Победы!
Светлана Васильевна Новоселова # 28 января 2015 в 20:11 0
Добрый вечер, Лилия Фаритовна! Очень нужная работа сейчас, когда пытаются переписать историю, когда грядёт юбилей Великой Победы. Актуальный материал. Уверена, что педагоги возьмут на заметку данную работу. Спасибо, желаю удачи, голосую. Была бы Вам признательна, если бы Вы оценили работу моей ученицы.
Надежда Владимировна Рябиченко # 28 января 2015 в 20:44 0
Лилия Фаритовна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с Вашим материалом – конспектом воспитательного часа на тему: «900 дневная Ленинградская блокада». Материал интересный, познавательный. Дети должны знать историю нашей страны, ее славное прошлое.
Но есть замечания по оформлению работы. Пока есть время, отредактируйте материал.
- название работы запишите, используя шрифт H1
- слова «автор», «цель», «задачи», «1 ведущий», «2 ведущий» выделите шрифтом В
- можно вставить картинки по теме
Альмира Идрисовна Хамидулина # 29 января 2015 в 07:17 0
Добрый день, Лилия Фаритовна! Спасибо Вам за приглашение на воспитательный час, посвященный теме Блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны! Материал очень познавательный, интересный и своевременный, так как в этом году мы отмечаем Юбилей Дня Победы!На мой взгляд, очень было бы наглядно , если бы продемонстрировали картинки по теме! А также выделили тему часа
шрифтом
h1
! Спасибо! Голосую!
Надежда Леонидовна Макарова # 31 января 2015 в 06:28 +1
Добрый день! Актуальный, необходимый материал. Обязательно возьму на заметку. Удачи!.Голос!
Алла Ивановна Ефимова # 31 января 2015 в 21:18 0
Очень нужная работа сейчас, когда пытаются переписать историю, когда грядёт юбилей Великой Победы. Актуальный материал. Сама тоже пишу материал по данной теме. Уверена, что педагоги возьмут на заметку данную работу. Спасибо, желаю удачи, голосую.
Ирина Вячеславовна Гарькина # 1 февраля 2015 в 12:29 0
Здравствуйте! Актуальная тема, насыщенный доступный материал, на котором воспитывается современное поколение детей. Даже мои первоклашки после проведения урока Мужества 27 января от увиденного и услышанного были озадачены: как их ровесники могли жить в ужасных условиях!?! Поэтому задача педагогов на примерах героических подвигов советского народа воспитывать наших детей в духе патриотизма и любви к Родине. Мой голос!
Наталья Юрьевна Троеглазова # 2 февраля 2015 в 08:25 0
Здравствуйте! Считаю, что такие мероприятие тоже необходимы. Так как побывав на таком часе ученики узнают для себя много нового. Это история нашего народа и нам нужно воспитывать патриотов Родины. Взяла и для себя факты истории. Спасибо... удачи!!!