Конкурсы для педагогов и детей

Размышления учителя русского языка и литературы

Мои размышления
До учебы на курсах по Кембриджскому проекту я не понимала, что он представляет собой, но постепенно, шаг за шагом получая много полезной для себя информации, изучая 7 модулей, я постепенно пришла к пониманию значимости данного проекта. Наше обучение началось в игровой форме в группах. Мне, как и другим учителям, было сложно работать в группах, так как мы были малознакомые люди, и я испытывала некоторое стеснение.
В первый день учебы мы разработали «Правила работы в группах», а затем создали постер, не заметив, что мы уже общаемся, как знакомые люди. Каждый день, присматриваясь друг к другу, совместно производя какую-то работу, обсуждая что-то, работая в парах, работая в группах сменного состава, мы стали одним коллективом, группой №6. Чтобы понять все стратегии, мы всё «пропускали через себя», все стратегии, все модули: мы играли в ролевые игры, просматривали видеоролики, в группах обсуждали, играли в «Джиксо», создавали совместно постеры, синквейны, писали эссе, с нами проводили психологические тренинги и много-много другое, для того, чтобы понять суть проекта, чтобы облегчить себе практику. Я задаю себе вопрос: «Что же такое групповая форма обучения?» (ведь до обучения на Кембриджском проекте мы работали с детьми в группах), «Можно ли весь урок работать в группах»? Вот теперь я поняла, что это небольшие рабочие группы в три-четыре-пять человек, которые выполняют учебные задания, что в группах можно работать весь урок и состав группы можно менять несколько раз в течение урока. Групповая работа позволяет установить контакты между учащимися и улучшить качество работы, у ребят развиваются коммуникативные навыки, позволяет выявить скрытых лидеров, одаренных и талантливых детей. У меня было твердое намерение: на практике работать только в группах, показать детям преимущества групповой работы.
Практика наша пришлась на октябрь месяц и начало ноября. Я приехала в школу воодушевленная тем, что привезла огромный багаж знаний, что все мои коллеги будут рады, что я приехала с чем-то новым для них, но не тут-то было. Меня встретила стена равнодушия и непонимания, но несмотря на это я смело включилась в свою работу. Для эксперимента выбрала десятый класс. В 10 классе 10 учеников. Преподаю в этом классе с пятого, поэтому детей я знала хорошо, за исключением новенькой Любы. Почему именно этот класс? Потому что класс недружный, дети делились на группировки, поэтому я и выбрала их и в будущем хочу сплотить ребят, чтобы, действительно, был коллектив. В самом начале, на вводном уроке я рассказала о Кембриджском проекте, дети заинтересовались, я это видела по их глазам. Я поделила детей на группы и предложила составить правила работы в группах. Зарина, Карина сразу же отказались сесть в те группы, которые я им предложила, мотивируя тем, что им в этих группах некомфортно. Тогда я им предложила сесть в те группы, в которых им будет комфортно. И у нас получилось три группы, с составом по 4 человека и в одной группе два. Ребята совместно разработали «Правила работы в группе». Затем, использовав стратегию делегирования, ребят-делегатов попросила пойти в соседние группы, познакомить со своими правилами и дополнить свой список новым из соседних групп. Тут же проявили себя постоянные лидеры, а в третьей группе лидером оказался Заур, через шесть лет пришедший в этот класс, так как из-за болезни обучался на дому. Меня это порадовало, за него я очень переживала, считала, что трудно ему будет с классом. После этого делегаты пришли в свои группы и рассказали, что было новое в других группах, а затем уже спикеры защитили постеры. Вижу, что понравилось ребятам работать в группах. Я предложила ребятам собрать мозаику открытки и таким образом поменяла состав групп. Возмущений, что сяду в ту группу, в эту группу не было. В группах сменного состава ребята рассуждали об идеальном ученике, составляли постер «Факторы, благоприятствующие и препятствующие формированию идеального ученика». Спикеры защитили постеры. Далее ребята работали в парах, обсуждали вопрос, какие барьеры они встречают в обучении, затем в группах, используя прием «фишбоун» (рыбный скелет) определяли факторы, препятствующие в обучении. Затем опять поделила детей на группы по цвету, выбранного стикера, объяснила, что существует 3 типа беседы: беседе-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа и попросила подготовить детей 3 типа беседы на тему «Как готовиться к ЕНТ». Во время беседы детей я внимательно слушала и приятно была удивлена, что все ребята включились в беседу, не было таких, которые бы отмалчивались, потому что тема ЕНТ, действительно, актуальна для них. В конце урока сделали вывод, что нужно преодолеть все препятствия, что нужно приблизить себя к идеальному ученику, подготовить себя к ЕНТ и сдать достойно ЕНТ. Ответы ребят, конечно же, порадовали меня, потому что я тоже заинтересована в результатах детей. На мой вопрос, понравилось ли им работать в группах, ребята ответили: «Да. Понравились виды бесед. Давайте еще поработаем так». Я им пообещала, что теперь всегда будем работать в группах.
На первом уроке из серии последовательных уроков «Лексикология. Лексика русского языка. Слово, его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» дети поделились на группы, выбирая цветные квадратики. я предложила детям разработать критерии оценивания, так как объяснила, что в течение урока они будут себя оценивать сами. Задача оказалась очень сложной для детей, так как ребята не умели оценивать. Критерии оценивания мы разработали совместно с ребятами и сразу договорились, что оценивание они должны обязательно комментировать.
На этапе осмысления использовала стратегию по составлению постера. Ребята, изучив новый материал сначала индивидуально, затем обсудили в парах, в группе, создали постеры «Лексикология.» для структурирования материала. При составлении постеров ярко проявила себя Мадира, она сочинила синквейн к постеру:
Лексика.
Словарная, обширная.
Объединяет, расширяет, учит.
Все слова составляют лексику.
Языкознание.
При защите постеров спикерами группы оценили друг друга в такой последовательности: группу №1 оценивала группа №2, группу №2 оценивала группа №3, группу №3 - №1.На этапе рефлексии ребята в группах резюмировали новый материал, используя прием синквейн.
На третьем уроке при закреплении темы «Происхождение русской лексики. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и неологизмы, заимствованные слова. Общеупотребляемая и ограниченная в употреблении лексика» дети в группах работали со Словарем иностранных слов и с интернетом сотовых телефонов, где искали значения новых заимствованных слов, затем создали постеры.На четвертом уроке «Обобщение по теме «Лексика» ребят разделила по уровню знаний, в группах дети работали с карточками разного уровня: первая группа из текста выписывали старославянизмы, русизмы, указывали значения. Вторая группа – составляли словосочетания с неологизмами. Третья группа – писали эссе с заданными словами. Затем каждая группа отчиталась о своей работе и взаимно оценили друг друга. Я задала детям вопрос: «Какая форма работы вам нравится и почему?» Конечно, ребята ответили, что групповая, так как новую тему лучше поймешь в группе: рассказываешь друг другу, задаешь вопросы друг другу, отвечаешь, споришь, затем в группе обсуждаешь, создаешь постер, защищаешь, поэтому новый материал запоминаешь надолго. И я считаю, что это положительная сторона групповой работы. Также считаю, что при групповой работе можно на уроке переработать материал большего объема, можно выявить скрытых лидеров, одаренных и талантливых детей. Однако, при проведении групповой работы я испытала некоторые трудности: нежелание детей работать в группе, сложности при подборе дифференцированных заданий, так как в группе ребята работают с разными учебными возможностями, трудно было отследить работу всех детей. Но эти трудности я считаю, в дальнейшей работе буду ликвидировать путем внедрения в свою работу модуля «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе». Как здорово, что я познакомилась с этим модулем на проекте!

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Самоанализ учителя музыки Как преодолеть застенчивость у детей дошкольного возраста Речевое поведение учителя
Статья-размышление учителя русского языка и литературы
Опубликовано: 957 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 1034
+1
Голосов: 1
Ольга Федоровна Мережко # 28 апреля 2014 в 21:42 +1
У нас тоже некоторые учителя обучались по Кембриджской системе. Сейчас вообще сложно стало попасть на эти курсы, очень много требовать стали. В нашей школе многие хотели бы побывать на этих курсах. Главное, что это интересно, и за это еще и % идут к зарплате.
Даметкен Михайловна Султанова # 29 апреля 2014 в 13:53 +1
Нас как-то первыми отправили, все отказывались, но я решила съездить, так как часов было мало. А сейчас не жалею. Очень нужные курсы. Легко давать открытые уроки. Вообще дети больше раскрылись, можно проследить лидеров, одаренных на каждом уроке.
Ольга Михайловна Подгорных # 4 мая 2014 в 13:41 0
Я не учитель, но сама форма проведения такой работы с детьми мне очень нравится. Вам удачи и успехов!