Конкурсы для педагогов и детей

Художественное конструирование как средство развития творческой личности

Тема: «Художественное конструирование как средство развития творческой личности »
Автор: Михаленок Екатерина Николаевна
Место работы: НДОУ детский сад №68 «Загадка» ОАО «РЖД» г.Брянск
Должность:воспитатель.
Описание материала: Представляю вашему вниманию консультацию для родителей дошкольников, направленную на развитие творческой личности посредством художественного конструирования.
Цель: Познакомить родителей с разделом «художественное конструирование» и техникой тканевой пластики.

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Для формирования творческой, неординарно мыслящей личности необходим и неординарный подход к решению задач образования. Это наиболее важно в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Практика и специальные исследования показывают, что особенно эффективна в этом смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, по-новому осмыслив, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка, формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного.
Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени но, самое главное, независимо от личностных комплексов.
Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном его детстве. Однако формирование этих предпосылок — вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию.
Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т.е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.
Познакомьте ребенка с техникой тканевой пластики. Изготовьте дома самостоятельно из кусочков мягкой ткани лоскутный конструктор. Вырежьте геометрические фигуры (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, шестиугольники, овалы) разных цветов и размеров. Если нет сил и умения изготовить такой конструктор самостоятельно можно приобрести ковролиновый конструктор в магазине детских игрушек.
Предложите ребенку выкладывать эти лоскутки на заготовленном фоне (дощечка, обтянутая мягкой тканью светлых или темных тонов). Далее предложите ребенку достроить начатое вами изображение (пирамидку, снеговика, цыпленка, автобус и т. д.), ребенок может предложить совершенно свое видение этого предмета, проявить творчество и фантазию. И вот тогда наступает момент, когда ваш малыш может сам создать простую предметную композицию: натюрморт из овощей и фруктов, хорошо знакомую ему игрушку, построить дом, транспортное средство и даже сочинить и построить сказочный сюжет с помощью геометрических фигур. Лоскутная пластика не требует от ребенка высокого овладения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности, имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.
Предлагаем вашему вниманию несколько конструкций, которые ваш маленький творец может построить сам или с вашим участием.









Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Воспитание и развитие дошкольников. Советы для родителей Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников Папка передвижка для родителей. Компьютерные игры за и против

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Конспект НОД по гендерному воспитанию во 2 младшей группе | Родительское собрание в ДОУ. Заседание круглого стола
Опубликовано: 757 дней назад (13 ноября 2014)
Просмотров: 2588
+6
Голосов: 6
Вера Алексеевна Гашкова # 13 ноября 2014 в 17:44 +2
Спасибо! Беседа получилась интересной.Современных родителей нужно учить воспитывать детей. Творческих успехов Вам!
Татьяна Волкова # 13 ноября 2014 в 18:46 +2
Доброго времени суток, очень интересная консультация, хороший теоретический и практический материал, такие занятия так же учат различать и называть форму и цвет предметов, что является основой сенсорного воспитания, развивают мелкую моторику, а так же таким методам, как анализ и синтез, голос.
Екатерина Николаевна Михаленок # 13 ноября 2014 в 20:16 +1
Спасибо всем за внимание.
Ольга Сергеевна Сальникова # 13 ноября 2014 в 20:16 +2
Здравствуйте, Екатерина Николаевна! Спасибо за интересный и полезный материал! Такой конструктор при желании могут изготовить в семье с любым достатком. Родители просто не догадываются, что можно через такие простые вещи развивать мышление своего ребенка! Успехов Вам в дальнейшей работе!
Юлия Васильевна Иванова # 13 ноября 2014 в 23:16 +2
Екатерина Николаевна! Тема выбрана важная и актуальная. Если дома с ребенком не занимаются творчеством, не помогают овладеть навыками работы с инструментами и разными материалами, то ему гораздо сложнее все дается. В садике и школе, конечно проводятся занятия и индивидуальная работа, но этого мало. Объяснять родителям важность разнообразных творческих подходов к развитию ребенка необходимо. Однако, мне показалось, что в Вашей статье слишком много сложной для родителей, научной информации. Можно было сделать консультацию немого повеселее и все разъяснить более простым языком. Родители устают на своей работе и думают о своих проблемах, поэтому их стоит немного развлечь.
Екатерина Николаевна Михаленок # 15 ноября 2014 в 17:09 0
Спасибо за комментарии.