Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по обучению грамоте для детей от 4 лет. Знакомству со звуками Т

Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей, логопедов, родителей.
Конспект занятия по знакомству со звуками -Т-Т/ и буквой -Тт прилагается к соответствующей страничке авторского Букваря.
Цель: Повышение эффективности обучения звуковому анализу и слитному осознанному чтению детей, начиная с 4-х лет, учеников начальных классов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1) познакомить детей с "домиком"-буквой -Тт, с "жильцами домика" - согласным глухим твердым "мальчиком" -звуком (Т) и с его братцем - согласным глухим мягким "мальчиком" - звуком (Т/)
2) практически познакомить детей с согласным звуком вне слияния
3) упражнять в слитном осознанном чтении слов, предложении
4) развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, фонематический слух
5) воспитывать особую чуткость к звучанию и написанию слов родного языка, любовь к чтению
Оборудование: демонстрационные и раздаточные фигурки - звуки 1, 2 варианта на магнитах, магнитная доска, головные ободки красного, синего, зеленого цветов, кружки или квадраты этих же цветов, нагрудные плоскостные желтые колокольчики, картинки, предметы, игрушки, красочные домики звуков, касса букв, демонстрационный плакат с предложениями.
Содержание занятия:
1. Навыки звукового анализа и синтеза:
Практическое усвоение слияния согласного звука с гласным; согласного звука вне слияния.
«Чтение» и чтение слов «малышек»: ТА-ТУ-ТО-ТЭ-ТЫ-ТИ.
Смысловая работа со словами: ТЫ, ТУ.
Наращивание слов: подстановка известных детям букв, «заселение» их фигурками-звуками,
смысловая работа со словами; преобразование слов: ТА-ТАМ, ТУ-ТУТ, ТО-ТОМ-ТОМА-ТИМА-ТИНА.
Чтение слов:
Ната, Антон, туман.
Чтение предложений:
- Тут Тома. Там Тима.
Тут Ната. Там Антон.
Тут туман. Там пни.
На, Тома…(рисунок предмета).
На, Ната, панаму.
Смысловая работа.
Чтение написанных слов: ТУТ, ТАМ, ТИНА, ТИМА.

2. Графические навыки:
- Письмо слов с буквой -Т в строке в клетку, в линейку

3. Грамматические навыки:
Большая буква в именах

4. Игровые приемы:
Игровой прием: «живые звуки»: дети группы, надев атрибуты – характеристики звуков, составляют слова: -Тима, туман- (взявшись за руки, показывают слияния; опустив руки – звук вне слияния).
Игровой прием: 2 братца-звука: согласный глухой твердый [П] и его братец согласный глухой мягкий [П'] пожив в домике-букве - П, ушли жить в домик-букву – Т и стали стучать: Т-Т-Т, ТЬ-ТЬ-ТЬ
Слова «подарки» 2-м братцам-звукам: Т-ТЬ.
Чтение стиха о букве – Т.
Ход занятия
11 занятие. Звуки [Т|,[Т/ |. Буква —Т т.
Практическое знакомство с согласным звуком вне слияния. Слитное чтение
слов, предложений.
1. Знакомство с домиком-буквой — Тт, и с жильцами домика-звуками [Т.],[Т/]. На наборном полотне стоят 2 фигурки мальчиков-звуков [П],[П//] к ним подставлен домик-буква — П.
— Два братца-звука: твердый глухой в синей рубашке без колокольчика [П]
и мягкий глухой в зеленой рубашке без колокольчика [П/;] вчера жили в домике-букве -П и "пыхтели" как ?... (поочередно взрослый показывает на
фигурки-"звуки", дети "пыхтят" твердо -П-П-П, мягко — ПЬ/-ПЬ/-ПЬ/,говорят, почему у братцев на груди нет колокольчиков).
— А сегодня братцы-звуки перешли жить в домик-букву — Т. Показываю букву
— Т, читая стих: "Т — в антенну превратилась и на крыше очутилась", дети говорят, на что похожа буква, "пишут" ее в воздухе, выкладывают ее из палочек, обводят ее пальцем, изображают ее пальцами рук, находят ее в кассе букв, словами рассказывают ее место расположения.
2. Твердый братец-звук стал стучать сердито, твердо: Т-Т-Т, а мягкий братец-звук начал стучать нежно, мягко: ТЬ-ТЬ-ТЬ. Обращается внимание детей на отсутствие голоса — дети проверяют это, кладя ладонь на свое горло, "вытягивая" очень короткую ниточку из "клубка", убеждаются, что звуки [Т],[Т/] произносятся быстро, упражняются в твердом, мягком произношении звука --Т, показывают количество произнесенных звуков [Т],[Т/] на звуковой линейке, выкладывают их на столе синими, зелеными кружками, "ловят" в ладошки звуки Т-Т/, услышав их среди других звуков, произносимых взр. "Дарят" правильно слова-"подарки" братцам-звукам [Т],[Т/]. 3.Дети упражняются в "чтении" слияний: "Т" + гласный", играя с фигурками-"звуками" [Т],[Т/] и гласными "звуками" I и II варианта, проводится смысловая работа с "прочитанными" слогами: ТУ — паровоз гудит, ТЫ — показывают на себя.
Подставив, начиная с первой фигурки, к "звукам" их домики-буквы, дети слитно читают слоги с буквой — Т.
3. "Чтение" слов: "Т" + гласный + звук вне слияния.
К прочитанному слиянию согласного с гласным взрослый подставляет еще одну согласную букву, дети читают слова: та — там, ту-тут, то-том, то-тома, ти-тина, Ти-Тима, обговаривая смысловое значение прочитанных слов. Затем дети "заселяют" подставленные последние буквы их жильцами-"звуками", дав этим звукам при помощи различных анализаторов подробную словесную
характеристику. Дети говорят, что последний "звук"-мальчик ни с кем не дружит, стоит один, опустив руки: там(м), тут(т). В словах: Тома, Тима, тина, дети, используя фигурки-звуки II варианта, выделяют 2 пары "подружившихся" звуков (два слияния).
4. Игра детей в "живые звуки", образование ими слияний, "чтение" их, составление детьми-"звуками" звуковых рядов-слов: тут, том-- практическое упражнение в выделении в этих словах звука вне слияния.
5."Чтение" и чтение слова: туман. Дети вместе со взр. показывают слово "туман" на звуковой линейке, последовательно проговаривая звуки в этом слове, затем открытые окошечки "заселяются" фигурками-звуками II варианта (дружащими) и последним -не"дружащим" мальчиком [Н] I варианта. В ходе подбора нужных звуков-фигурок, дети с помощью слуховых и тактильных ощущений дают словесную характеристику каждому звуку в слове, начиная с первого в ряду. Дети упражняются в слитном "чтении" слова "туман", ведя пальцем от первой фигурки-звука до последней.
Затем дети подставляют нужные буквы, сопровождая это чтением стихов о буквах, напоминающих детям очертания букв, и ведя пальцем от первой до последней буквы слитно читают слово туман, т.е. навык непрерывного "чтения" звуковых рядов переносится на слитное чтение буквенных рядов-слов.
6. Чтение имен на карточках: Тома, Тима, Ната, Антон — правописание большой буквы в именах. Дети упражняются в "нахождении" звуков [Т]-[Т/;] в своих именах.
7. Чтение предложений. Списывание 1-2-3-х предложений, упражнение в раздельном написании слов в предложении, маленькой и большой буквы — Тт в строке в клеточку, в широкую линейку:
Тут Тома. Там Тима. Тут Ната. Там Антон. У Наты ноты. На Ната ... (рис. предмета). На, Тома, панаму.

Наглядность




Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей грамоте с 3 лет Дидактическая игра по обучению грамоте своими руками для детей 5-7 лет Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Похожие статьи:

Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных

Как вызвать у детей желание заниматься? Принципы воспитания детей дошкольников. Подсказки и советы от семьи Никитиных

Участник №231 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Опубликовано: 209 дней назад (9 мая 2016)
Просмотров: 535
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Анжелика Эдуардовна Вальц # 9 мая 2016 в 22:25 0
Ваше занятие понравилось, все просто и понятно. Большое спасибо, обязательно применю для младших. Жду следующих статей
Галина Александровна Буцая # 12 мая 2016 в 19:16 0
Спасибо за отзыв,статьи есть .Есть все конспекты(32) по ускоренному обучению чтению и звуковому анализу за 1,5 месяца. Результаты отличные.
Наталья Алексеевна Киселева # 18 мая 2016 в 20:21 0
Здравствуйте,Галина Александровна. Изучила Ваши приемы работы по обучение чтению детей. В учебной деятельности задействованы не только слух и зрение, но и отрабатываются двигательные навыки. Это, конечно, приводит к более быстрому усвоению материала.Кроме того, занятие увлекательное, с игровыми моментами, "живое". Спасибо!