Конкурсы для педагогов и детей

Детский фольклор

Статья на тему "Значение детского фольклора в воспитании младших школьников"
Автор: Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данная статья будет интересна учителям начальной школы. В ней рассказывается о воспитательном значении детского фольклора для детей младшего школьного возраста. О том, как можно использовать эту тему при проведении классных часов. В статье приводятся примеры пестушек, прибауток, небылиц.
Цель: Формирование представления о значимости детского фольклора в воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи:
-образовательная: дать представление о сущности детского фольклора;
-развивающая: развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение, мышление;
-воспитательная: воспитывать интерес к теме детского фольклора, желание использовать элементы детского творчества при проведении классных часов, школьных праздников.
Содержание:
В своей очередной статье мне захотелось написать о каком-то забытом, но очень полезном для детей материале. Полистав журналы и книги, я нашла очень интересную для педагогов и актуальную для развития детей тему. Детский фольклор как основа для воспитания детей с использованием народных традиций и обычаев.

В современной школе не так уж и часто говорят детям о веселой народной школе, о жанрах народной смеховой культуры. И очень зря! Потому что проведение внеклассных уроков чтения, тематических классных часов, интегрированных уроков пробуждает у детей интерес к истории своего народа, его культуре, быту, традициям. Если задуматься, то знакомство детей с фольклором начинается с пеленок, когда мамы поют малышам колыбельные песенки. Ребенок слушает мамину речь, воспринимает знакомство с внешним миром через мамины слова. Из поколения в поколение мы передаем шутливые потешки и прибаутки. Возможно, многие вспомнят такие бабушкины потешки: "Кую-кую ножку, пойду у дорожку, дорожка кривая, кобылка слепая, бух в речку". Наверное, каждая мама постукивала своему ребенку по ручке и приговаривала:
-Сорока-сорока, где была?
-Далеко. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала. А ты мал, круп не брал, воду не носил, печку не топил, вот и не получишь!

Дети подрастаюти слышат после колыбельных песенок пестушки, потешки, которые ненавязчиво, в игровой форме учат и знакомят с окружающим миром. Например, такая пестушка:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.

Слово в пестушке является главным и ведет за собой жест. Слово взрослого направляет ребенка. Под эту команду выполняется движение. Постепенно, подрастая, ребенок сам себе начинает давать команды. Пестушки перерастают в потешки, которые приучают детей к трудолюбию. Например, вот такая потешка:
Тра-та-та, тра-та-то,
Положите решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте,
С гречневой кашей
Пироги для Маши!

Позже в речь ребенка входят прибаутки и небылицы.Подрастая, дети сами начинают творить. Они придумывают дразнилки, считалки. Дети, не задумываясь о значении, используют их в своих играх при выборе ведущего. При помощи считалок игра становится более веселой и забавной. Рассказывая детям небылицы, взрослые учат их различать действительность и фантазию, развивают воображение. Например, такая вот небылица:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!

Такая веселая народная школа помогает воспитывать и развивать детей с раннего возраста.Чтобы поддерживать интерес учащихся к фольклору, желательно проводить классные часы, внеклассные уроки в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий. В подборе материала к таким занятиям привлекайте самих детей, библиотекарей, родителей, бабушек, дедушек. Приятной неожиданностью будет для всех выступление детей в народных костюмах. Какой будет восторг у всех гостей, если класс превратится в русскую избу или ярморочную площадь! Каждый почувствует себя активным участником происходящего.После таких уроков пусть дети поделятся своими впечатлениями, чувством радости, шаловливости, гордости за свой народ.
Проводите подобные часы с использованием детского фольклора и увидите, сколько воодушевления получат ваши дети!

Рекомендуем посмотреть:

Уговорушки для детей Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий Фольклор для малышей Материнский фольклор

Похожие статьи:

Деревенские посиделки. Сценарий для детей начальной школы

Скороговорки, считалки. История появления скороговорок и считалок

Считалки для детей

Считалки для малышей

Считалки для детей 4, 5 лет

Новогодние стихи для младших школьников | Классный час на тему: Осень, 2 класс
Опубликовано: 759 дней назад (12 ноября 2014)
Просмотров: 2391
+3
Голосов: 3
Галина Васильевна Егорова # 12 ноября 2014 в 13:30 0
Предлагаю вашему вниманию статью о детском фольклоре. В ней рассказывается о видах детского творчества, о значении его в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Приводятся некоторые примеры потешек, небылиц. В конце статьи излагаются рекомендации учителям начальных классов по подготовке классных часов и внеклассных занятий. Надеюсь, вам интересна моя статья.
Наталья Николаевна Изосимова # 12 ноября 2014 в 15:18 +1
Здравствуйте, Галина Егоровна! Статья ваша интересная, содержательная.Чувствуется частичка вашей души русской. Ваш материал можно и нужно использовать воспитателям детских садов. Спасибо.
Галина Васильевна Егорова # 12 ноября 2014 в 18:15 0
Большое спасибо за отклик!
Марина Дмитриевна Афишина # 13 ноября 2014 в 21:42 +1
Здравствуйте! Очень актуальная статья! Меня. как музыканта- фольклориста беспокоит вымирание фольклора, поэтому свою работу в ДОУ основываю чисто на фольклорном материале- осенние посиделки и весенние игрища, летние и зимние праздники- традиции и культуру своего народа должны знать все!
Спасибо!
Галина Васильевна Егорова # 14 ноября 2014 в 04:55 0
Большое спасибо за добрые слова и понимание! Вы молодец, что своей работой стремитесь к сохранению народной культуры и нравственного воспитания детей.
Людмила Петровна Измоденова # 15 ноября 2014 в 11:59 0
Добрый день, Галина Васильевна!
Я с вами совершенно согласна, что сегодня возрастает роль учителя и воспитателя в создании условий для развития творческих способностей детей на основе народного фольклора. В своей работе мы используем различные формы и методы, и такие мероприятия имеют огромный интерес у детей, способствуют дальнейшему личностному росту ребёнка! Предложенные вами народные прибаутки, небылицы обязательно возьму на заметку.
ГОЛОСУЮ!