Конкурсы для педагогов и детей

Эффективный урок в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов. Эффективный урок в начальной школе.
Автор Ткаченко Галина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Сергиев Посад
Описание. Предлагаю материал из опыта работы с учащимися начальных классов. Данное выступление может быть полезно учителям начальных классов, учителям-предметникам.

Для меня эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Одной из своих задач как учителя вижу в том, чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого планирую каждый урок, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
Заранее на перемене я готовлю необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, а ученики готовят школьные принадлежности, чтобы не тратить драгоценное время урока на организацию рабочего места. Чтобы время на уроке было чётко организовано с первой до последней минуты. В начале урока можно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока.

Применение на уроке методов и приёмов проблемного обучения и создание проблемных ситуаций повышают познавательную активность учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.
Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Конечно, после такого урока я получаю большую радость и стимул к дальнейшей такой же плодотворной деятельности, а детям, несомненно, захочется ещё раз побывать на таких уроках, появится стимул к учению.
Конечно, эффективность урока во многом зависит от субъективного отношения учащегося к изучаемому материалу, его волевых усилий, помогающих преодолеть трудности. Поэтому немаловажное значение имеет повышение мотивации учащихся к изучению предмета, которое достигается, прежде всего, путем осознания значимости предмета в повседневной жизни и учебной деятельности.

«Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни, той, что протекает здесь в школе на уроках. Мало кто задумывается о том, что каждый урок – это 45 минут жизни! За день эти минуты незаметно складываются в 4 часа! За неделю как минимум в 20. Этим временем можно распорядиться по-разному. Можно просидеть, проговорить с соседом, промечтать. А можно использовать для совершенствования своих способностей, для подготовки к будущей профессии. При этом хорошо усваивать материал на уроках и обеспечивать себе достаточно свободного времени для занятия любимым делом. Поднимите руку те дети, у кого при подготовке домашних заданий возникает мысль о том, что совершенно ничего не запомнили на уроке или плохо поняли учебный материал, и тогда дома всё приходится разбирать заново. Выходит - время, потраченное на уроке, прошло даром. Более того, на разбор материала дома придётся затратить его ещё столько же, а то и больше. А можно было бы это время потратить на чтение интересной книжки, прогулку или же на занятие по душе»

Повышаю мотивацию учения, создавая с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для школьников.
Использую на уроках разнообразный дидактический материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные картинки, памятки, тесты для диагностики.
Атмосфера доброжелательности, внимания к продвижению ребенка в обучении и воспитании, одобрение со стороны взрослого - стимулы для дальнейшего совершенствования каждого ученика.
Применяю разнообразные формы работы. Особенно эффективна, на мой взгляд, работа в парах, в группах. Использование на уроках групповой работы убеждает меня в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота и человечность;
- резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.

Всё плотнее входят в нашу жизнь современные информационные технологии. С уверенностью могу сказать, что их использование в начальных классах делает урок более интересным, увлекательным, понятным для всех.
При размещении в классе мультимедийного проектора появилась возможность проведения фронтальной работы. Это и устный счёт на уроках математики, орфографическая минутка и словарная работа на уроках русского языка.
Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Готовясь к урокам окружающего мира, создаю свои презентации, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, как жили наши предки – славяне, портрет любой исторической личности. Использую интернет ресурсы при подготовке к урокам литературного чтения. В интернете можно найти готовые презентации по творчеству писателей и поэтов. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Есть два варианта этой энциклопедии: для старшеклассников и младших школьников. С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности любого города.

Использую в своей работе игровые технологии. Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока (особенно в 1 и 2 классе)
С целью углубления знаний учащихся, для создания полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, приобретения детьми опыта исследовательской деятельности использую метод проектов.
Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай». Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся, а не отвергаю и ни в коем случае не показываю неправильность мыслей учащихся. «Давай подумаем вместе», «а что будет, если…» Не использую крик на уроке с целью изменить поведение учащихся.
Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность учебного материала.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Советы молодого специалиста или опыт первого года работы в школе

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Конспект урока математики в 1 классе
Опубликовано: 836 дней назад (22 августа 2014)
Просмотров: 5004
+13
Голосов: 13
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 22 августа 2014 в 17:57 +6
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Спасибо за приглашение познакомиться с опытом вашей работы,
информация очень полезна, а также интересна по содержанию. Видно из написанного, что в
своей работе вы шагаете в ногу со временем, использую новые подходы в реализации и активизации учебной деятельности. Солидарна с вами, что результат эффективности деятельности на уроке
зависит от профессионализма и творчества учителя. Что касается содержания вопросов нет, но вот небольшие пожелания у меня будут к вам по оформлению статьи: указывать цель и использовать
редактор для того, чтобы ваш материал был более показательным, ведь от этого тоже зависит сколько пользователей заинтересуется материалом. В одном из своих комментариев я уже писала коллеги, что встречают по одёжке, а провожают по уму, но в том случае мы успели всё исправить, в вашем к сожалению не успели, три часа уже прошло. Вы не новичок, понимаете это. Спасибо, что свой опыт не зарываете глубоко от всех, а делитесь с коллегами, которые обязательно познакомятся и по
достоинству оценят. Желаю успехов! Примите мой голос за современные подходы в образовании!+1
С уважением, Т.Н.
Галина Юрьевна Ткаченко # 22 августа 2014 в 19:01 +4
Татьяна Николаевна, обязательно прислушаюсь к Вашим рекомендациям по оформлению статьи.Спасибо за отозвались на приглашение и оставили комментарий.
Оксана Николаевна Трошина # 22 августа 2014 в 18:05 +4
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Спасибо за приглашение! Я хоть и воспитатель в детском саду, но я полностью разделяю вашу точку зрения. Ведь и мы в своей работе всё больше и больше используем инновации. А уж в школе тем более это приветствуется. Ведь мы живем в XXI веке. Молодец! Желаю творческих успехов и побед!
Галина Юрьевна Ткаченко # 22 августа 2014 в 18:58 +4
Оксана Николаевна, спасибо за поддержку! Всегда приятно слышать добрые слова.
Анна Александровна Федина # 22 августа 2014 в 19:22 +3
Здравствуйте Галина Юрьевна! Спасибо большое за приглашение на урок. Очень здорово,что вы шагаете в ногу с современностью. Так как наши дети, чуть ли не с пеленок сидят с компьютером,поэтому они будут тогда заинтересованы, когда мы будем применять современные методы обучения.Сами в этом может быть и не всегда разбираясь.Вы молодец!
Галина Юрьевна Ткаченко # 23 августа 2014 в 20:21 +1
Анна Александровна, а иначе нельзя! Только вперед! С новыми технологиями, с новыми методами! Учиться самим и учить детей! Было бы желание, и всё получится! Удачи Вам!
Ольга Басюк # 22 августа 2014 в 20:31 +3
Здравствуйте Галина Юрьевна! Интересная опыт. расскажу коллегам на МО.
Галина Юрьевна Ткаченко # 22 августа 2014 в 21:40 +3
Ольга, рада, что Вас заинтересовало моё сообщение. Можно выступить не только на заседании ШМО, но и на педагогическом совете. Желаю Вам творческих успехов!
Татьяна Владимировна Ермошина # 22 августа 2014 в 23:39 +2
Спасибо большое за то, что находите время и силы, для того чтобы делиться опытом работы с детьми. Для каждого учителя очень важно уметь работать не только с детьми на уроках и во внеурочной деятельности, но и умение показать свою работу коллегам, поделиться достижениями. Ведь это значит, что педагог умеет посмотреть на свою работу с критической стороны, дать характеристику, оценить, быть критичным, найти чем стоит гордится, а что можно изменить. Уверена, Вашим воспитанникам очень повезло! Желаю всех благ! +1
Галина Юрьевна Ткаченко # 23 августа 2014 в 20:18 +1
Татьяна Владимировна, спасибо за то, что находите время заглянуть на сайт, познакомиться с опытом работы коллег.Я очень люблю свою работу! Рада, если мой опыт кому-то пригодится!
Мила Кузьмина # 23 августа 2014 в 01:10 +3
Галина Юрьевна, спасибо за статью. Хороший инструментарий для молодого учителя. Актуально и полезно! Здорово, что щедро делитесь своими педагогическими наработками. Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.Уверенна, что ваши дети учатся с радостью и с увлечением! Удачи вам! С уважением Мила
Галина Юрьевна Ткаченко # 23 августа 2014 в 20:24 +1
Мила, я думаю, что материал этот пригодится не только молодым специалистам.Полезно проанализировать и опытным учителям. Как важно иногда взглянуть со стороны на себя и на своих коллег. Мила, своими комментариями Вы вселяете уверенность. Спасибо!
Елена Владимировна Гришкова # 23 августа 2014 в 21:05 +2
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Спасибо за приглашение познакомиться с опытом вашей работы, информация очень полезна, а также интересна по содержанию.
Я хоть и воспитатель в детском саду, но я полностью разделяю вашу точку зрения.
Желаю Вам творческих успехов!
Галина Юрьевна Ткаченко # 24 августа 2014 в 20:28 0
Елена Владимировна, спасибо, что нашли время заглянуть на мою страничку. А то,что Вы работаете в детском саду, так это здорово! И в школе, и в саду дети! Чуть младше, чуть старше. Разница,конечно, есть.Но методы обучения, образовательные технологии, отношение педагога к работе, - нас с вами многое объединяет!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 августа 2014 в 21:22 +1
Галина Юрьевна спасибо за приглашение. Ваш материал по эффективному проведению уроков в начальной школе, очень познавательный. Если бы все преподаватели относились к своей также творчески, увлекая детей в мир знаний. Тогда бы не было в школах неуспевающих детей, а также дети не желающих посещать школу. Дети бы бежали в школу с радостью, ведь сегодня они узнают много нового и интересного для себя. Дети любят когда уроки проводятся необычно, а использование презентации и мультимедийное оборудование для Вас очень большой помощник. В наш век компьютеризации это не составляет труда. Вы подходите к своей работе очень творчески, ответственно и с профессионализмом. Желаю Вам творческого вдохновения. Голосую +1.
Галина Юрьевна Ткаченко # 24 августа 2014 в 20:44 0
Татьяна Николаевна, спасибо за добрые слова! Я делаю всё, чтобы детям в школе было комфортно учиться. Ведь способности у всех разные! К сожалению Вы правы: не все учителя увлечены своей профессией. От этого дети наши страдают. Но здесь на сайте таких педагогов НЕТ!! Все педагоги искренне хотят поделиться опытом. И есть чему поучиться. Многие педагоги участвуют в конкурсах. Я желаю всем огромной УДАЧИ!!!
Наталья Валерьевна Сорокина # 23 августа 2014 в 22:06 0
Спасибо за приглашение познакомиться с Вашей статьёй! Очень содержательный материал, молодец, что вы делитесь своим опытом работы. Из статьи видно, что вы творчески подходите к подготовке к каждому уроку. Использование мультимедийных технологий необходимо в настоящее время. Очень ценю профессионализм педагога, желание дать детям знания через использование разнообразных методов и приёмов, которыми владеет учитель. Спасибо!
Галина Юрьевна Ткаченко # 24 августа 2014 в 20:50 0
Наталья Валерьевна, приятно общаться с единомышленниками! Время не стоит на месте. Надо искать что-то новое, чтобы увлечь. Чтобы в каждом ребёнке загорелась искорка. Чтобы горела она, пока учится ребёнок в школе и не потухала. Желаю Вам всего самого доброго!
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 августа 2014 в 23:28 +1
Галина Юрьевна, спасибо за вашу статью. Согласна, что урок будет интересней протекать, если будут использоваться презентации и игры. Стиль общения, конечно, должен быть доброжелательным, ведь от взаимоотношений учителя и ученика зависит исход любой их совместной деятельности. Мне немного не хватило примеров вашей работы, хотя бы названий проектов, которые вы использовали, названий игр, проведённых на уроках. Я думаю, что будут следующие статьи, где вы раскроете некоторые секреты своей работы. Примите мой голос.
Галина Юрьевна Ткаченко # 24 августа 2014 в 20:59 0
Наталья Валентиновна! Действительно, в одной статье всего на расскажешь. Не обхватить всех сторон педагогической деятельности. Что касается проектов, так они теперь по новым стандартам по УМК "Школа России" предусмотрены в каждом учебнике! Помимо этого, в последнее время проводила проект "Мы за здоровый образ жизни!", "Навстречу олимпиаде в Сочи-2014","Неизведанный космос". С учениками прошлого выпуска запомнились проекты "Великая Отечественная война в литературных произведениях", "Народные промыслы Подмосковья".
Александра Александровна Лебедева # 31 августа 2014 в 11:52 +1
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Благодарю за приглашение познакомиться с опытом вашей деятельности в школе, информация интересна по содержанию. Соглашусь с первым комментарием, не хватает, как говорится "картинки", по каждому пункту я бы добавила фотографию работы с вашими детками. И все работа готова на презентацию опыта. Советую вам с этим материалом выступить на педсовете в своей школе, а после и на городском уровне. Желаю творческих успехов!
Галина Юрьевна Ткаченко # 31 августа 2014 в 12:13 +1
Александра Александровна, спасибо большое за поддержку в таком вопросе. Фотографии есть, обязательно воспользуюсь Вашим советом в следующий раз! И на педсовете я выступала, как раз с этим сообщением. Поэтому и решила поделиться с коллегами, возможно кому-нибудь пригодиться! Удачи Вам!
Елена Алексеевна Лапшина # 12 сентября 2014 в 09:21 0
Галина Юрьевна, спасибо за приглашение познакомиться с Вашим опытом работы. Статья содержит полезную информацию, необходимую для постоянного внедрения в содержание уроков. В прошлом я была учителем, теперь воспитатель, и Ваш материал актуален везде. Да, по-моему, не хватает наглядности, но Вы обещали в следующий раз поделиться фотографиями.