Конкурсы для педагогов и детей

Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов
Автор: Гневанова Ольга Михайловна, педагог- психолог, социальный педагог, ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание: в данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам , дефектологам, воспитателям.
На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного образования.
Цель: коррекция детских страхов посредством песочной терапии.
Задачи:
Образовательные: обучить способами контроля над эмоциями(страхами, тревожностью), принимать решение самостоятельно через игру в песке.
Развивающие: развивать речевые навыки ребенка, творческую активность, фантазию, воображение, формировать положительное отношение к себе, развивать адекватную возрасту самооценку.
Воспитательные: воспитывать успевающего ребенка, гармоничную личность.

Современный ребенок является потребителем огромного количества информации, которая обрушивается на него извне. В силу своего возраста ребенок еще не в состоянии правильно систематизировать ее, поэтому часто возникают неблагоприятные последствия: увеличивается количество детей со страхами, тревожностью, эмоциональной нестабильностью.В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать песочную терапию, так как ребенок не боится песка, ведь с самого раннеговозраста мы отправляем его в большую «педагогическую» песочницу, где происходят первые социальные контакты детей друг с другом. Песок притягивает ребенка, как магнит, своей податливостью, способностью принимать причудливые формы в зависимости от того сухой он или влажный.

Ребенок готов часами пересыпать песок из формочки в формочку, строить замки, тоннели, дороги. Очень часто, приходя ко мне на консультацию, родители задают вопросы по поводу наличия у ребенка того или иного страха и причин его возникновения. На сегодняшний день развитие ребенка идет в рамках насыщенной социально- информационной среды, а это значит, что информационная среда зачастую бывает заместителем полноценного общения ребенка с родителями. Происходит деградация детской субкультуры: появление в доступном виде мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, а родители в свою очередь не всегда контролируют содержимое и объем получаемый ребенком информации. Все эти критерии приводят к тому, что у детей идет накопление негативных эмоций, с которыми он не может справиться самостоятельно. Растет число детей с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, со страхами. Психологические концепции, в которых ведущим понятием был «страх и тревожность» выдвигали ряд авторов: З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл и др. Они считали, что нарастание страхов у ребенка всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом [4, с. 206]. Ряд ученных занимающихся спецификой, видами и основными проявлениями детских страхов (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, С.В. Капранова, О.А. Карабанова, М.В. Осорина) считает, что детство является сензитивным периодом для коррекции детских страхов [2, с. 136]. Но силу своего возраста дети не всегда могут словами в полной мере выразить свои переживания, эмоции, страхи, тревоги. В этом большим помощником выступает песочница, как прекрасный инструмент, который позволяет дополнительно реализовать потаенные возможности ребенка. Впервые песок в терапии начали использовать в 20 годы, как некий вспомогательный элемент. Песок выступал как способ проявления внутреннего символизма. Автором методики песочной терапии является Дора Кальф.

Песок является проводником между педагогом-психологом и ребенком. Благодаря своей структуре он оказывает благотворное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания. Используя в игре с песком коллекцию фигурок, ребенок развивает фантазию, творческиеспособности, образное мышление, воображение. Проигрывая ситуацию, ребенок чаще всего озвучивает сюжет, что в свою очередь позволяет, опосредованно развивать речевые навыки ребенка, а также анализироватьуслышанное. Потому что неосознанно ребенок проигрывает волнующую его ситуацию, оречевляет ее. Многие ученые (Л. Штейнхардт, А.И. Копытина и Л.Д. Лебедева и др.) считают, что песок является эффективным средством коррекции страхов. Проигрывая волнующую ситуацию в песочнице, используя при этом маленькие фигурки-символы, ребенок раскрывается, и психолог имеет возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент, и тревожащая ситуация обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В символической форме ребенок во время занятий по песочной терапии сообщает о себе, опосредовано старается проанализировать свои эмоции.

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А.И. Захарова– «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды» [1, с.150].

Таким образом, песочная терапия способствует коррекции страхов, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию, воображение. Ребенок не боится принимать решение, работать самостоятельно.
В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным опытом, который в свою очередь очень пригодиться ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.


Список литературы:
1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2007.
3. КочетоваЮ. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1.
4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. — СПб.: Питер, 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Причины плохого поведения детей Арт-терапевтические упражнения для младших школьников Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10» Консультация для педагогов. Песочная терапия

Похожие статьи:

Детские страхи

Эссе. Профессиональное выгорание педагога - психолога | Роль отца в воспитании детей в семье
Опубликовано: 294 дня назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 1220
Рубрика: Статьи, эссе
+19
Голосов: 19
Оксана Михайловна Жидикина # 16 февраля 2016 в 11:38 +1
Ольга Михайловна, здравствуйте.
Спасибо за консультацию. С интересом ознакомилась с методикой песочной терапии.
Тема актуальна в настоящее время. Статья заслуживает внимания и будет востребована. Доступно рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы, как принимать решение самостоятельно через игру в песке. Примите первый голос.
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 20:28 0
Обратная связь- положительные результаты. Спасибо за первый комментарий Ольга Михайловна!
Марина Викторовна Алябьева # 16 февраля 2016 в 14:40 +1
Ольга Михайловна, здравствуйте! Познакомилась с большим удовольствием, с очередной Вашей работой! Очень полезная и актуальная информация на сегодняшний день. Многие страхи людей сформировали они сами, а самостоятельно избавится от них не всегда удаётся. Ваша методика способна силами природы изменить отношение к жизни и помочь избавится от страхов - полностью я с Вами согласна. Имннно поэтому на богатом рынке разнообразия материалов для творчества, я выбрала глину - природное богатство нашей ЗЕМЛИ и вижу главный результат, взаимодействия ребёнка с природой приносит только положительный результат: проходит заикание, становится чище и обогащённее речь, мелкая моторика и в целом гармоничная личность!
Благодарю Вас за интересный и актуальный материал!
С УВАЖЕНИЕМ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ Ваша коллега!

Беру в закладки. +1
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 21:06 +1
Я с вами Марина Викторовна, согласна.Приятно реализовать свои мечты посредством глины. Спасибо !!!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 16 февраля 2016 в 17:06 +2
Ольга Михайловна, здравствуйте!
С удовольствием познакомилась со статьёй "Песочная терапия как средство коррекции детских страхов". Тема актуальна и полезна для взятие на остриё большой аудитории слушателей. Психика современных детей плохо защищена от негативных явлений современного прогресса. А после Вашей консультации становится уютно и тепло на душе, и в наших силах помочь неокрепшим душам приобрести почву под ногами. Голос!
Валентина Николаевна Разумова # 16 февраля 2016 в 20:32 0
Ольга Михайловна,очень интересная и полезная информация для педагогов и родителей. Замечательное у вас пособие: песочный ящик, а игрушек сколько. Сама бы с удовольствием поиграла. Думаю, дети с удовольствием играют с песком и строят свои песочные замки. У нас в группе сделан ящик с подсветкой для рисования песком. Используем мелкие игрушки (камушки, "бриллианты" и т.п.) Дети обожают эту игру.
Александр Семенович Жбанов # 16 февраля 2016 в 20:35 0
Ольга Михайловна, здравствуйте! Вы решаете поистине глобальные задачи. Кто бы знал, что песок обладает такими чудодейственными свойствами. Очень полезный материал, теперь многие учителя и воспитатели будут знать, что не просто играют с детьми в песочнице, но и занимаются лечебной процедурой. Гимнастикой для мозга я уже занимаюсь, интересно, а песок в чем то может помочь пожилым...? smile Спасибо, Ольга Михайловна!Здорово!
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 21:24 +1
Решает семейные проблемы. Взгляд со стороны. Выход из создавшейся ситуации. Вот, как то так Александр Семенович. Приглашаю на сеанс песочной терапии.
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 21:49 0
Ко мне на консультации приходили клиенты от 3 и до пожилого возраста. Взгляд со стороны на сложившуюся ситуацию и решение не психолога, а самого клиента. Вот как- то так, Александр Семенович. Спасибо!
Ирина Владимировна Жабина # 16 февраля 2016 в 20:50 +1
Здравствуйте, Ольга Михайловна!
Спасибо за приглашение. Страх и тревожность наиболее опасны из всех эмоций. Поэтому Ваша, Ольга Михайловна, работа очень актуальна и полезна и для педагогов, и для родителей своей содержательной информацией. Песок - это очень благодатный природный материал, который сам по себе уже способен снять напряжение. "Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка" (К.Д.Ушинский). С уважением и голосом 7, И.В.
Ирина Владимировна Глебова # 16 февраля 2016 в 21:40 +1
Благодарю за приглашение, Ольга Михайловна! Материал Вашей статьи полезен, познавателен, отлично представлен методически и оформлен "живыми" фотографиями. Главное - Ваши ощутимые Любовь и Доброта к ребятишкам. Обязательный голос! Новых Вам успехов ))).
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 21:49 0
Благодарю, Ирина Владимировна.
Елена Владимировна Иванова # 16 февраля 2016 в 21:50 0
Ольга Михайловна! С большим интересом познакомилась с вашей консультацией. Много раз видела подобные ящички и столы с песком, сама с удовольствием рисовала и пересыпала между пальцами песчинки, но впервые познакомилась с теоретическим обоснованием такой терапии. Ваша статья содержательна и многим пригодится в работе. Примите голос.
Наталья Николаевна Никонова # 16 февраля 2016 в 22:07 0
Добрый вечер, Ольга Михайловна! Спасибо за приглашение!
Для меня, очень важный и нужный материал. Замечательно представлена консультация по песочной терапии. Мы собираем материал, ищем интересные методики для развития работы по работе с детьми с ВОЗ, с детьми у которых плохо развита мелкая моторика и Вы пригласили на интересную, важную, нужную, актуальную для нас консультацию. Спасибо за Ваш труд. С огромным удовольствием взяла в закладки.
Примите голос +1!
Буду рада новым материалам.
С уважением, ННН.
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 22:15 0
Мне приятно, раскрыть технику песочной терапии. Училась у профессора психологических наук, международного эксперта в области психологии Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой.
Елена Петровна Солодилова # 16 февраля 2016 в 22:26 0
Ольга Михайловна,здравствуйте!Песочница является хорошим диагностическим средством.Ребёнок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами.Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.(У нас в детском саду тоже используется эта методика).Мы с детьми в ВОСТОРГЕ!Делитесь опытом - это ЗДОРОВО!Спасибо.Успехов Вам.Мой голос для Вас.
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 22:44 0
Полностью с вами, Елена согласна.
Дарья Владимировна Мясникова # 16 февраля 2016 в 22:28 0
Ольга Михайловна, добрый день! Очень интересная методика, раскрывающая внутренний мир ребенка. Думаю, что было бы разумно включить в текст статьи один-два примера работы с конкретными ребятишками и их страхами. Вам плюс!
Ольга Михайловна Гневанова # 16 февраля 2016 в 22:43 +1
Дарья Владимировна, спасибо за подсказку. Привожу пример одной консультации(конечно же это конфиденциально).
Мама привела сына, ученика 2 класса. "Не хочет ходить в школу, причину не говорит". Мама вышла из кабинета, чтобы не было давления на ребенка. Мальчик в песочнице выставил семь фигурок, похожих на разных животных.
В ходе консультации выяснилось, почему мальчик не хочет ходить в школу, потому, что его обзывают и в своей песочной картине отобразил конфликтную ситуацию. Потом пригласили маму и с разрешения ребенка, была названа причина не желания посещать занятия. Были даны рекомендации.
Елена Ивановна Добровольская # 17 февраля 2016 в 18:51 0
Ольга Михайловна, спасибо за интересный материал. У меня, к сожалению,нет технической возможности использовать терапию песком. Хотя считаю этот метод очень эффектиным и информативным. КАк в целях диагностики, так и в целях терапии!
Вера Александровна Орехова # 18 февраля 2016 в 07:31 0
Ольга Михайловна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной публикацией.
Полезный и познавательный материал, который, несомненно, будет востребован на сайте педагогами.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи и успехов!!!
Елена Александровна Попугина # 18 февраля 2016 в 18:22 0
Техника песочной терапии волшебная вещь, Вообще арт-терапия творит чудеса, особенно если сеансы провадятся семейно. Голос!!!
Людмила Инокентьевна Савчук # 18 февраля 2016 в 22:31 0
Материал интересный и познавательный.Возьму себе на заметку.Голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 21 февраля 2016 в 13:11 0
Спасибо за приглашение! Очень заинтересовалась Вашей работой. Она показалась мне достаточно эффективной. Обязательно попробую её в действительности. Спасибо за публикацию. Голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 21 февраля 2016 в 14:52 +1
Ольга Михайловна, познакомилась с Вашей статьёй «Песочная терапия как средство коррекции детских страхов». Нужная, интересная статья.Спасибо за приглашение. Голосую +1!
Светлана Викторовна Иванова # 29 февраля 2016 в 00:34 0
Песочная терапия, как лечебное средство от страха, зажатости очень актуальна.Но как терапией,должны заниматься специалисты, такие как Вы.Педагогам -использовать песок в качестве игры и коррекционной работы. Спасибо Вам за квалифицированную помощь, голос
Галина Васильевна Егорова # 15 марта 2016 в 14:48 0
С интересом прочитала вашу статью. Я сама занимаюсь с трудным ребенком. И тоже использую не только песок для работы, но и другие методы арт - терапии. Ваш материал будет полезен и родителям, и другим учителям. Публикация красиво и аккуратно оформлена. Примите голос.