Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 6 классе

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Жизнь и творчество С. Т. Аксакова»
Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Жизнь и творчество С.Т. Аксакова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Жизнь и творчество С.Т. Аксакова».
Цель: сформировать навык восприятия текста описательного характера.
Задачи:
1. Познакомить с биографией и творчеством С.Т. Аксакова.
2. Сформировать понятие о жанре очерка и его особенностях.
3. Произвести анализ произведения «Очерк зимнего дня»
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет С.Т. Аксакова, учебник литературы, мультимедийная презентация.
Методические приемы:
беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, рефлексия.
Ход урока.
I Оргмомент.
II Сообщение темы урока.
На доске эпиграф: «« Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остывала в душе моей» С.Т. Аксаков.
III Сообщение биографических сведений. (слайд 1 – на экран проецируется портрет писателя)
1.Работа с портретом.
Описание портрета С.Т. Аксакова (слова Н.М. Яновского – Максимова,  учебник, стр.243).
2. Сообщение биографических сведений.
С. Аксаков происходит из родовитой дворянской семьи. Детство его прошло в Уфе. Жизнь мальчика началась тяжелой болезнью и первым чувством, зародившимся в его душе, была жалость ко всем страдающим и слабым и , вместе с тем, любовь и благодарность к матери.
Как вы думаете, почему первым чувством, зародившимся в душе мальчика была жалость? (потому что его жизнь началась с тяжелой болезни и он понимал и сочувствовал слабым и страдающим).
Все детство его было пронизано дорогой. Поездками в дальние села к родным.  Во время этих поездок мальчик наблюдал за окружающей его природой.
В жизнь Аксакова рано входят книги. Он жадно читает все, что попадется. Чтение пробудило тягу к сочинительству.  О том, что он услышал или прочитал , мальчик по - своему пересочиняя, рассказывал сестренке.
Долгие годы Аксаков был известен как хлебосольный московский барин. страстный театрал, охотник, рыболов, не упустивший ничего, что открывала природа. Но виденное пока скрывалось в тайниках памяти, должно было произойти нечто потрясающее, чтобы все эти богатства открылись. Таким событием стала встреча с Гоголем.  
В жизни Аксакова наступила пора  свершений, он пишет произведения « Записки ружейного охотника  Оренбургской губернии», «Записки об ужении рыбы», «Собирание бабочек». Самые главные произведения Аксакова: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука» и детская сказка  «Аленький цветочек».  «Очерк зимнего дня», с которым мы будем сегодня работать, создан Аксаковым за 4 месяца до смерти.
IV Работа над термином «очерк».
Очерк –  рассказ на документальной основе, (слайд 2 – определение проецируется на экран)
Давайте разберемся с этим определением подробнее и выясним, чем же очерк отличается от других, известных нам, жанров.
Что такое рассказ? (небольшое по объему произведение, в котором присутствует сюжет, говорится о каком  - то событии)
Какими особенностями обладает очерк, если он является своеобразным рассказом? ( в основе очерка лежат реальные события)
Что называется документальной основой очерка?  (в очерке художественно переосмысливаются автором реальные события)
V Работа над «Очерком зимнего дня».
1. Обсуждение впечатлений.
Поднимите руки те, кому понравился этот рассказ? Чем он вам понравился?
Поднимите руки те, кому рассказ не понравился? Почему?
2 Составление плана
На сколько частей можно разделить этот рассказ? (4)
Озаглавьте части.
План ( проецируется на слайд 3).
1. Декабрьские морозы
2. Снегопад
3. Длинные зимние сумерки
4. Зимний рассвет.
3 Работа с текстом.
Что говорит автор о декабрьских морозах? Как страдали люди от морозов?
( хворали от простуд и воспалении, с трудом прорубались проруби на пруду, скот грелся едою, и люди боялись, что корму не хватит).  
Что противопоставлено унынию людей?  (Великолепен был вид зимней природы).
О чем молились люди? (о снеге, потому что он предвещал окончание холодов)  
4. Работа с иллюстрациями, музыкой и текстом.
Посмотрите на экран. Что вы видите ( на экран проецируются  изображения снегопада, звучит медленная тихая музыка).
А как Аксаков описывает снегопад?
Зачитайте предложения из текста,  как Аксаков относится к картине снегопада?  (он наслаждается этой картиной, выходит в поле, чтобы полюбоваться чудным зрелищем).
Посмотрите на экран. Что вы видите здесь? (на экран проецируются  изображения зимних сумерек, звучит медленная тихая музыка).
А как это описывает автор? Зачитайте предложения из текста.
Посмотрите на экран.
Что вы видели здесь? (на экран проецируются изображения зимнего рассвета, звучит медленная тихая музыка).
А как это описано в тексте? Зачитайте предложения.
Сколько градусов было в утро, когда Аксаков описывает рассвет?(12, потеплело, прошел мороз, снег укрыл землю).
Где встречал рассвет Аксаков? (вначале на дворе, потом в доме у окна).
В  дом рассвет приходит позже. Как? ( показалась особая белизна в окнах, побелела изразцовая печка, обозначился у стены шкаф с книгами).
Как ожили люди? ( в деревне проснулась жизнь. в избах светились огоньки, молотили хлеб) .
Какое настроение овладело писателем? (Как хорошо, как сладко было на душе!).  
VI Работа над жанром.
Найдите в очерке реальные факты.
Они составляют документ, основу очерка. (указание года, времени, числа. мер длины).
А  что можно отнести к рассказу? ( повествование о морозах, потеплении, художественные зарисовки природы, откровения автора, его восприятие происходящего, отношение автора).
VII. Работа над образом автора.
Докажите. что автор очень внимателен к жизни людей.( он понимает трудности крестьян,  видел общее уныние, сочувствовал общему желанию).
Докажите, что автор очень любил природу ( с восторгом, с чувством торжественности описывает снегопад, рассвет)
Докажите, что автор наделен наблюдательностью ( описывает мельчайшие детали)
Как пишет Аксаков? ( Неторопливо, вдумчиво).
Какой ему нужен читатель? Для каких людей пишет Аксаков? (Для вдумчивых, умеющих вчитываться в описание, терпеливых)
VIII.   Подведение итогов урока.
Очерк написан в декабре 1858, а рассказывает о зиме 1813 года. Что же необыкновенного было в той зиме, из – за чего она запомнилась автору на десятилетия?    (  Запомнился страшный мороз, несущий людям беду,  его поразила красота этого зимнего дня, его торжественность природы, яркость зимнего утра).
Каким представляется автор – рассказчик в этом очерке?   (Очень наблюдательным, чувствующим красоту русской природы и умеющим удивительно точно передать ее.   Ведь такие зимние дни видел почти каждый из нас, но мало кому удастся так описать их).
Как выразились в очерке наблюдательность автора и его способность чувствовать красоту? ( он подмечает каждую мелкую подробность, описывает их так ярко, что и мы, читая очерк, можем их представить).
Вывод:
Давайте вновь обратимся к эпиграфу урока, как вы считаете, эти слова характеризуют личность автора и его творчество? (ответы детей).
VII Домашнее задание.
Вспомните свое самое яркое впечатление от увиденной вами картины природы. Напишите мини- сочинение (8-10 предложений) описательного характера.

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Похожие статьи:

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса по программе Г. Меркина

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс
Опубликовано: 1001 день назад (10 марта 2014)
Просмотров: 8225
+1
Голосов: 1
Марина Ивановна Щипицина # 10 марта 2014 в 11:05 0
Интересный конспект урока. Поможет детям лучше познакомиться с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова. Я сама узнала,много интересного.