Конкурсы для педагогов и детей

Игра во 2-3 классе. Этикет

Конкурс-игра "Этикет" для младших школьников.
Этот конкурс очень подходит для открытого мероприятия по внеурочной деятельности во 2-3-х классах. В этой разработке присутствуют и подвижные конкурсы, и интеллектуальные. Задания и конкурсы в этой игре направлены на проверку усвоения новых знаний, но в игровой форме, что проходит более легко и безболезненно для детей. А так же дети учатся работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за свои поступки. Так же дети учатся выполнять требования капитана команды и всячески ему помогать.
Дети в этом возрасте получают первые знания о правилах поведения в обществе, как правильно вести себя за столом, в гостях, в общественных местах. Ведь каждому человеку необходимо быть культурным и хорошо воспитанным.
За основу своей разработки я взяла именно игровую технологию, так как маленькие дети с большим трудом воспринимают лекционный материал и быстро теряют интерес к происходящему. Плюс ко всему внеурочная деятельность проводится после уроков, когда дети устали и практические не способны воспринимать новую информацию. Тут нам, учителям, и приходят на помощь игровые технологии. Они помогают детям немного отдохнуть и при этом получить новые полезные знания.
Игра-конкурс «Поход в гости»
Задание командам – участникам игры.
Подготовить команду (примерно 5 человек)
Выбрать капитана
Выбрать название команды, связанное с этикетом, гостями, подарками
Придумать и изготовить эмблемы всем участникам
Придумать представление своей команды.
Найти или самостоятельно разработать игру - развлечение для гостей.
Ребятам необходимо знать:
Правила поведения за столом
Правила поведения в гостях
Пословицы и поговорки о гостях, подарках, еде
Положение приборов, обозначающее: «перерыв в еде», «хочу добавки», «еда закончена», «еде не понравилась»
Правила обращения со столовыми приборами
Ребята должны уметь:
Правильно вручать подарки
Провести свою игру – развлечение
Пользоваться столовыми приборами
Фигурно складывать салфетки (бумажные или матерчатые)

Литература:
1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб, Аквариум 1996.
2. Берков Б.П. Приемы и банкеты. – Ростов-на-Дону, Феникс 1995.
3. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениздат 1991.

Конкурс «Домашнее задание»
Идет представление команд, их приветствие.
Команда целиком или частично выходит на сцену. Приветствует присутствующих, защищает свое название.
Приветствие и представление команды оценивается по 1 баллу, за оригинальность добавляется 1 балл. Всего 3 балла.
Команда должна уложиться в 2,5 – 3 минуты.

Жюри оценивает участие команд в конкурсе.

Конкурс «Садимся за стол»
Правила поведения за столом складывались веками и сейчас остались самые нужные и удобные.
Содержание и оценка конкурса:
В этом конкурсе ребятам предлагаются вопросы и варианты ответов. На столах лежат карточки различных цветов, соответствующие вариантам ответов: красная – «А», желтая – «Б», зеленая – «В». Время , предоставляемое для обсуждения ответа на вопрос – 15 секунд. После чего по сигналу ведущего командой поднимается соответствующая карточка. Ответы оцениваются жюри.
Примерный перечень вопросов:
1.Ваше место за праздничным столом определяет:
А) Хозяйка:
Б) Вы сами;
В) Ваши друзья.
2. Кто приглашает гостей за стол, первым садится и начинает есть?
А) Самый веселый и активный гость;
Б) Почетный гость;
В) Хозяйка.
3. Мальчики и девочки размещаются за столом:
А) Как угодно. Это не имеет значения;
Б) Девочки – ближе к хозяйке с одной стороны, мальчики – с другой;
В) Вперемежку: девочка – мальчик, девочка – мальчик.
4. За столом мальчик в первую очередь уделяет внимание тому, кто:
А) Сидит справа от него;
Б) Сидит слева от него;
В) Главному гостю.
5. Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво сложенную салфетку и:
А) Кладете ее рядом с тарелкой;
Б) Кладете ее на колени;
В) Заправляете ее за воротник.
6. Во время обеда вы:
А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;
Б) Положите локти на стол;
В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.
7. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:
А) Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки;
Б) Приборами, ближними к тарелке;
В) Теми приборами, которые лежат за тарелкой.
8. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:
А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать есть;
Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;
В) Есть обжигаясь - вы же в гостях.
9. Доедая суп, вы:
А) Наклоните тарелку к себе;
Б) Наклоните тарелку от себя;
В) Оставите последнюю ложку супа на дне тарелки.
10. Как следует держать чашку с чаем?
А) Просунете указательный палец для надежности в ушко ручки;
Б) Держать чашку за ручку пальцами правой руки, не просовывая палец в ушко ручки;
В) Поддерживать чашку снизу левой рукой.
11. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили, что блюдо сильно пересолено?
А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край тарелки;
Б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений;
В) Сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола блюдо.
12. Должны ли гости, уходя благодарить хозяев:
А) Это ни к чему. Хозяева должны поблагодарить гостей за то, что они пришли их
поздравить;
Б) Гости обязательно благодарят хозяев за гостеприимство;
В) Должны только в том случае, если им в гостях понравилось и у них хорошее
настроение.
За каждый правильный ответ насчитывается 1 балл.
Максимально количество баллов в конкурсе – 12.

Народ издавна подмечает различные этикетные моменты и отражает их в поговорках и пословицах. Есть пословицы и поговорки про хозяев и гостей, про еду и подарки. Ведущий называет некоторые пословицы и поговорки и предлагает ребятам тоже вспомнить пословицы на названные темы. После чего на сцену приглашаются капитаны команд – самые знающие и находчивые люди в командах.

Конкурс капитанов «Народная мудрость»
Капитанам предлагается вытащить карточку, на которой написана пословица. Задача капитана – прочитать и объяснить ее смысл. Время на обдумывание – 20 секунд.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, если капитан пользуется подсказкой команды - 1 балл.
Примерные варианты пословиц.
1. «Гостю радуются дважды».
Каждый, кто приходит в гости, должен уметь уйти вовремя. К сожалению, это понимают не все. Поэтому, подметив то, что зачастую гости задерживаются слишком долго, наш народ придумал эту поговорку. Первый раз гостю радуются, когда он приходит, а второй раз – когда уходит.
2. «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».
Как бы не был красив дом, это не может сделать приятным наше пребывание в нем, если хозяин негостеприимный и невнимателен к гостям. Если же хозяин радостен, дружелюбен, любезен, его улыбка украсит любой невзрачный дом и сделает приятным пребывание в нем гостей.
3. «Хозяин весел – гости радостны».
Гости и хозяин это одна команда, члены которой тесно связаны друг с другом. Эмоции и настроение хозяина передаются и гостям. Хозяин грустен - гостям не до веселья. На любом празднике смех и веселье – самое главное, а без улыбки хозяина они невозможны.
4. «Сердись, бранись, дерись, а за хлебом с солью – сходись».
Выражение «хлеб - соль» стало у нас синонимом угощения, еды, гостеприимства. Во время еды должны быть забыты все обиды и ссоры. Совершенно недопустимы ссоры и перебранки во время приема пищи.
5. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив ».
Эта поговорка содержит четкое правило этикета: придя в гости, не разглядывай обстановку комнат, не спрашивай: «А это что … а это зачем?», не трогай ничего без позволения хозяев. А будь приветлив, доброжелателен, тактичен, скромен.
6. «Не дорог подарок, дорога любовь».
Смысл поговорки в том, что неважно, какой тебе делают подарок – дорогой, дешевый, большой или маленький, а значима любовь, уважение и внимание.

Конкурс «Объяснись приборами»
Каждой команде выдаются: закусочные тарелки, ножи, вилки. Команды с помощью приборов показывают умение выразить просьбу «добавки», показать «перерыв в еде», «еда закончена».
Содержание и оценка конкурса:
Каждый член команды в случае правильного ответа получает 1 балл. Максимальное количество баллов = количеству игроков в команде за каждый конкурс.
Ведущие предлагают обозначить с помощью приборов:
1. Просьбу «добавки» (вилка и нож лежат на тарелке крест – накрест, причем зубцы вилки смотрят вверх, нож лежит под вилкой лезвием к едоку.
2. «Перерыв в еде» (вилка и нож облокачиваются о край тарелки таким образом, что
их ручки направлены в противоположные стороны. Вилка располагается зубцами
вниз, нож – лезвием к едоку).
3. «Еда не понравилась» (вилка и нож лежат на тарелке крест-накрест. Нож располагается над вилкой, лезвием к едоку).
4. «Еда закончена» (нож и вилка лежат на тарелке параллельно друг другу; нож
правее, лезвием к едоку, вилка – зубцами вверх. Ручки приборов приблизительно
направлены на цифру «5» воображаемого циферблата часов).

Время на выполнение каждого задания – 40 секунд.

Конкурс «Сложи салфетку»
Каждому участнику конкурса выдается матерчатая или бумажная салфетка и десертная тарелка. Предлагается красиво оформить свое место за столом, то есть:
1. Правильно расположить салфетку (она должна лежать на десертной тарелке);
2. Уметь сложить салфетку одним из принятых по этикету способов («Шапка епископа», «Ролик», «Веер» и т п.).
За оформление салфетки каждый член команды получает 1 балл.

За каждый примененный командой способ складывания салфетки добавляется 1 балл.
Конкурсы могут поощряться грамотами.
Варианты номинаций:
1. Самая оригинальная эмблема.
2. Самая интересная игра-развлечение для гостей.
3. Лучший танцор.
4. Лучший подарок.
5. Лучший знаток «языка приборов».
6. Лучший капитан.
7. Самая галантная команда.
8. Самая элегантная команда.
9. Самая дружная команда.
Между конкурсами проводятся игры-развлечения подготовленные ребятами.

Рекомендуем посмотреть:

Главные черты воспитанного и вежливого человека Сказка для изучения темы "Этикетные слова" Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения

Похожие статьи:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Этические беседы с младшими школьниками

Беседы с детьми начальной школы об этикете

Опубликовано: 439 дней назад (22 сентября 2015)
Просмотров: 1459
+5
Голосов: 5
Лилия Ришатовна Ахмерова # 22 сентября 2015 в 12:41 +1
Очень полезное занятие! С некоторыми правилами за столом познакомилась впервые сама! Век живи - век учись!!!))) Отличная придумка с номинациями!Беру в закладки! Мой голос!!!
Юлия Андреевна Цеплухина # 22 сентября 2015 в 14:06 +1
Хорошее занятие! многое можно применить в своей работе! Спасибо
Елена Васильевна Рязанцева # 22 сентября 2015 в 19:55 +1
Здравствуйте, Инна Олеговна! С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой, много свежих идей, интересные конкурсы. Дети очень любят работать в командах, и во время такого мероприятия хорошо усвоят правила этикета, еще и родителей дома научат! Особенно импонирует мне в Вашей работе большое количество номинаций для награждения. Примите мой голос!
Наталья Валерьевна Барбосова # 22 сентября 2015 в 22:53 +1
Хорошая разработка! Обязательно использую в своей работе! Спасибо
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 23 сентября 2015 в 21:21 +1
Добрый вечер, Инна Олеговна. Познакомилась с Вашей работой. Интересно и доступно Вам удаётся справится с поставленными целью и задача. Работая в команде дети отрабатывают правила этикета, знакомятся с народной мудростью. Теоретические вопросы чередуются с практическими заданиями. Много нового и интересного дети смогут почерпнуть из вашей игры. Выбранная Вами форма проведения оптимальная для заявленной возрастной группы. Примите голос и пожелание новых творческих идей.
Татьяна Александровна Толстикова # 23 сентября 2015 в 21:31 +1
Инна Олеговна, здравствуйте! Поздравляю Вас с первой публикацией. Познакомилась с Вашим материалом, который показался мне достаточно интересным. Ребятам надо показать не только знания этика, но и практические навыки. Но в оформлении работы есть небольшие недочёты, в начале материала надо указывать автора, цель и задачи. Желательно хотя бы 1-2 иллюстрации по теме. Это требования сайта, и со временем у Вас всё получится. А за игру с удовольствием голосую. Удачи!