Конкурсы для педагогов и детей

Методические рекомендации для вожатых летнего лагеря

Методическое пособие "Азбука детовождения"
Автор: Камаева Инна Вячеславовна, методист МАОУДО "ДДЮТ" г.Чебоксары
Методическое пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, молодежному волонтерскому движению с целью профессиональной ориентации старшеклассников для ознакомления с профессией «Педагог» и студентов высших учебных заведений для теоретической и практической помощи во время работы в детских оздоровительных, профильных и других лагерях. Пособие содержит необходимые психолого-педагогические аспекты работы в детских оздоровительных лагерях в условиях временного детского коллектива, законодательные акты, рассмотрены требования, права и должностные обязанности сотрудников детских лагерей. Большое внимание уделяется вопросам возрастных особенностей детей и подростков, работы в условиях детского временного коллектива, планирования, организации и проведения коллективных творческих дел.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие наши вожатые, воспитатели, данное методическое пособие – теоретическое и практическое руководство Вам, решившим познакомится с работой вожатого, и посвятить себя такому нелегкому, но интересному делу, как воспитание ребят в летнее время в детских лагерях.
Искусство быть вожатым – это труд не менее творческий, чем труд писателя или художника, но более ответственный, ведь Вам предстоит обратиться к душе ребенка напрямую, поэтому мы постарались учесть все необходимые аспекты.
Конечно же, в первую очередь это профессионализм, который включает в себя владение теоретическими знаниями и умениями применять их на практике. Что касается теории (которую мы не просто так привели в нашем сборнике), то чем шире вы ознакомитесь с опытом других педагогов, тем легче будет вам организовать свою собственную работу, учитывая промахи и недочеты предшественников.
Желаем Вам найти в данном сборнике ответы на все ваши вопросы, касающиеся возрастных психологических особенностей детей и подростков, имели бы представление о своих правах и обязанностях, об ответственности за жизнь и здоровье детей, об ответственности за материальные ценности, смогли бы интересно и увлекательно организовать отдых детей.
В нашем сборнике материал поделен на две части: теоретическая и практическая. В теоретической части вы познакомитесь с современными взглядами на педагогику и психологию отдыха некоторыми учеными, будете иметь представление с кем вам придется работать в детском лагере, а во второй части, практической, вы получите ответ на вопрос «Как работать с детьми?»
За работу?!
Желаем Вам успехов!
Цель и задачи организации летнего отдыха школьников
Анализ возможностей и опыта организации летней психолого-педагогической практики заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов-организаторов позволил выявить ряд существенных различий в психолого-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов в условиях оздоровительного лагеря по сравнению с той же работой в школе:
Организация летнего отдыха школьников осуществляется в наименее управляемой и регламентируемой сфере воспитательной работы с подрастающим поколением;
выступает одновременно и как самостоятельная работа педагогов: они включены в штатное расписание оздоровительного лагеря, соблюдают трудовую дисциплину, получают заработную плату, на них распространяется действие соответствующих законодательных документов. Педагоги не только организуют жизнедеятельность детей в лагере, но и несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников;
Педагоги становятся полноправными членами психолого-педагогического коллектива образовательно-воспитательного учреждения, каким является оздоровительный лагерь, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией и представителями производственного предприятия, в введении которого находится лагерь, с родителями воспитанников:
В летний период расширены возможности воспитывать детей и подростков исключительно на демократическом уровне;
Педагоги-психологи в условиях оздоровительного лагеря ближе к социальному и природному окружению, что позволяет расширить сферы влияния на воспитанников;
Обстановка лагеря, которая отличается от домашней и школьной обстановки, - это ключевой фактор в определении программ деятельности педагогов в работе с детьми (обстановка совместного проживания детей, развлечение и отдых, процесс индивидуального развития и взросления ребенка, тренировка безопасного и здорового образа жизни, развитие духовной жизни и ценностей и др.), педагоги оказываются в длительном разностороннем контакте с воспитанниками;
Кратковременность пребывания детей и воспитателей в лагере дает возможность спланировать работу и оценить ее результаты в обозримый промежуток времени. Это является важным стимулом эффективности работы педагога.
Все эти особенности обуславливают специфику цели, задач, содержания и организации летнего отдыха школьников.
Цель работы: «вооружение» педагогов методикой и технологией воспитательной работы с учащимися, а также реализация накопленных знаний и приобретенных ранее умений и навыков работы с детьми и подростками.
На основе применения и закрепления знаний и умений, полученных при изучении педагогики, психологии, социальной педагогики, педагогической психологии, общественных и специальных дисциплин, а также опыта, приобретенных в ходе участия в общественной жизни, решаются задачи дальнейшей профессионального развития педагогов:
познакомить с современным опытом организации отдыха и воспитания школьников в оздоровительных лагерях;
овладеть методикой и технологией воспитательной и оздоровительно-реабилитационной работы в условиях летнего отдыха школьников;
приобрести опыта самостоятельного создания временного детского коллектива, организации повседневной жизнедеятельности воспитанников, осуществления индивидуального подхода к ним;
овладеть профессиональными знаниями и умениями воспитателя детского объединения;
приобрести опыта реализации единых психолого-педагогических требований, внедрения воспитательного процесса в летних лагерях.

Организация и руководство летнего отдыха школьников
Педагоги назначаются на штатные должности отрядных воспитателей. Распределение по отрядам происходит непосредственно в оздоровительном лагере по усмотрению администрации с учетом желаний самих студентов/педагогов. Утверждение на должности воспитателей производится на первом организационном собрании за 2-3 дня до заезда детей в лагерь.
Согласно Договору, заключаемому педагогом и лагерем, администрация обеспечивает практикантов жильем, питанием, создает условия для успешного прохождения практики и организации воспитательной работы с детьми.
Обязанности педагога:
За две недели до начала смены пройти медицинский осмотр в поликлинике и санэпидемстанции, по прибытию в лагерь сдать санитарную книжку о состоянии здоровья.
Прибыть на работу в лагерь за 2-3 дня до начала смены и принять участие в подготовке к приему детей.
В период работы выполнять обязанности только воспитателя отряда.
Безоговорочно подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря, распоряжениям администрации, строго соблюдать режим дня и трудовую дисциплину.
Во всех делах и отношениях с детьми и взрослыми проявлять педагогический такт, гуманность, высокую нравственность.
Находится весь день в лагере, выполняя всю работу воспитателя по плану.
Своевременно планировать свою работу, отчитываться перед директором лагеря и его заместителем.
Своевременно являться на педагогические советы и планерки, активно участвовать в обсуждении вопросов жизни лагеря.
Нести полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
В повышении эффективности летнего отдыха школьников и становлении личности педагога-воспитателя большую роль играют способы руководства деятельностью педагогов в лагере. Этому служат внутренние резервы психолого-педагогической системы и организация воспитательного процесса в летних лагерях:
•Планерки,
•Помощь администрации в планировании и организации работы в отряде,
•Проведение практических дел администрацией лагеря для «новичков»,
•Привлечение старшеклассников к научно-исследовательской работе по проблемам совершенствования воспитательной работы лагеря.

Анализ деятельности педагогов в период летнего отдыха школьников показал, что в условиях лагеря они довольно рано начинают самостоятельно решать многие вопросы воспитательной работы, если работают активно и творчески. Нельзя регламентировать каждый шаг педагога, наряду с оказанием помощи нужно ему предоставить самостоятельность дать ему шанс ощутить свои возможности при встречах с воспитанниками один на один. В то же время по уровню подготовленности к работе с детьми не все студенты одинаковы. Можно выделить три группы:
o Педагоги, впервые работающие в оздоровительном лагере,
o Воспитатели с небольшим опытом работы в школе или лагере,
o Опытные воспитатели. Это требует, в свою очередь, индивидуализации содержания работы администрации со студентами-воспитателями.
В содержании работы с педагогами 1 группы основное внимание уделяется основам воспитательной работы с детьми. Во время индивидуальных бесед и консультаций директор лагеря или его заместитель помогают реализовать практические задания, предусмотренные «Технологической картой», в выяснении путей решения проблем, возникающих в работе с детьми, в конструировании воспитательной работы на день, в анализе проведенной работы.
На занятиях со 2 группой анализируются отдельные вопросы деятельности детей в лагере, например: работа совета отряда, методики сборов, трудовое воспитание.
В 3 группе педагогов каждый выбирает определенную тему, по которой ведет самостоятельное исследование, делится своими изысканиями на планерках, педагогических советах и специальных встречах-«огоньках».
Структура общих планерок:
Выяснение положения дел в отрядах за определенный промежуток времени (день, неделя),
Определение стратегических и тактических задач в работе с детьми,
Проектирование общелагерных дел, поручений, определение задач воспитателей и отрядов в подготовке и проведении данного дела,
Ознакомление с замыслами, планами работы отрядов на будущее.




Должностная инструкция вожатого (воспитателя) детских оздоровительных лагерей
1. Общие положения
1.1. Вожатый (воспитатель) планирует и организует жизнедеятельность детей в лагере.
1.2. Помогает начальнику лагеря, старшему педагогу в организации воспитательного процесса.
1.3. Подчиняется непосредственно начальнику лагеря и старшему педагогу.
1.4. Педагог – воспитатель назначается и освобождается от должности начальником лагеря по согласованию с администрацией лагеря.

2. Квалификационные требования
2.1. Должен иметь высшее или средне-специальное образование.
2.2. Должен знать действующие законодательства по вопросам деятельности детских оздоровительных лагерей.
2.3. Должен знать возрастную и специальную педагогику психологию детей и подростков.
2.4. Должен уметь владеть методикой по вопросам обучения и воспитания детей и подростков.
2.5. Вожатый (воспитатель) должен иметь опыт работы в детских оздоровительных лагерях.

3. Основные обязанности
3.1. Проводит повседневную работу по организации отдыха и воспитания детей и подростков в своем отряде.
3.2. Должен знать индивидуальные особенности детей и подростков, их интересы, способности.
3.3. Организует выполнение режима дня в своем отряде.
3.4. Организует досуг, вовлекая детей и подростков своего отряда в участии в мероприятиях лагеря.
3.5. Обеспечивает соблюдение правил охраны жизни, здоровья детей и подростков при проведении различных мероприятиях, экскурсий, туристических походов.
3.6. Оказывает методическую и организационную помощь старшему педагогу в работе лагеря.
3.7. Обязан присутствовать на ежедневных планерках.
3.8. Обязан знать правила оказания первой медицинской помощи.

4. Ответственность
4.1. Несет ответственность за жизнь, здоровья детей и подростков своего отряда в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков в пути следования и во время проведения экскурсий.
4.3. Несет ответственность за предупреждение и преодоление негативных явлений в детской среде.
4.4. Несет ответственность за создание мер по безопасности жизнедеятельности детей и подростков.
4.5. Вожатый (воспитатель) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, за применение недопустимых методов в общении с детьми, связанных с физическим или психическим насилием над личностью подростков.
4.6. За невыполнение или ненадлежащее выполнение данной инструкции, Положения оздоровительных учреждений, правил внутреннего распорядка, законных распоряжения директора, начальника лагеря, старшего педагога, вожатый (воспитатель) несет юридическую ответственность в порядке, установленным действующим законодательством.

5. Права
5.1. Вожатый (воспитатель) имеет право на создание благоприятных условий для своей профессиональной деятельности.
5.2. Имеет право на защиту своей чести и достоинства.
5.3. Имеет право запрашивать и получать в соответствии с действующим законодательством информацию, необходимую для выполнения своих служебных обязанностей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИМИ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ.

Ответственность за вред, причиненный малолетними, достаточно часто возлагается на соотвестсвующие учреждения – юридические лица (п. 2. и 3 ст. 1073 ГК). К их числу относятся, во-первых, учреждения воспитательные, лечебные, социальной защиты и другие аналогичные учреждения, которые осуществляют функции опеки над малолетними детьми, нуждающимися в опеке, в силу закона (п. 4 ст.35 ГК). Являясь опекунами, указанные учреждение несут соответствующие обязанности по воспитанию подопечных и надзору над ними. Их ответственность за вред, причиненный подопечными, наступает в случае ненадлежащего исполнения этих обязанностей, т.е. противоправного поведения. Условием их ответственности является и вина, причем они считаются виновными в причинении вреда, если не смогут доказать, что вред возник не по их вине.
Во-вторых, за вред, причиненный малолетними, отвечает образовательные, воспитательные, лечебные и иные учреждения, если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под их надзором. Условием для возложения на них ответственности является ненадлежащее осуществление надзора, т.е. противоправность поведения. Недостатки воспитания в данном случае закон в качестве условий ответственности не указывает. Ответственность за вред, причиненный малолетними возлагается также на лиц, осуществляющих надзор на основании договора. Если малолетний причинил вред, учреждение, а равно лицо, осуществляющее надзор по договору, предполагается виновным и может освободится от ответственности, если докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.
Статья 1073. ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.
1. За вред, причиненный несовершеннолетними, не достигшим 14 лет (малолетним) отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
2. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном (ст. 35), это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.
3. Если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ними надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.
4. Обязанность родителей (усыновителей) опекунов, общеобразовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения труда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены частичной дееспособностью, объем которой определен статьей 26 ГК и включает, главным образом, способность совершать сделки (сделкоспособность). Однако эти несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (п.1 ст.1074). Другими словами, они признаются полностью деликтоспособными, т.е. обладающими достаточной интеллектуальной зрелостью и жизненным опытом, чтобы оценивать свои поступки и отвечать за причиненный вред.
Однако несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не всегда имеют заработок, доходы, имущество, достаточные для возмещения причиненного вреда. Чтобы обеспечить возмещение причиненного вреда несовершеннолетним вреда и компенсировать потери потерпевшего, закон определил два фактора, которые должны быть при этом учтены.
Во-первых, необходимо принять во внимание способность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет в полной мере оценивать свое поведение с точки зрения соответствия его требованиям закона, понимать неизбежность применения к нему ответственности, если по его вине будет причинен вред. Поэтому требования потерпевшего о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, должно быть предъявлено самому несовершеннолетнему, именно он будет ответчиком по такому иску в суде. Несовершеннолетний отвечает сам, на общих основаниях, при наличие общих условий деликтной ответственности, а если вред причинен с использованием источника повышенной опасности, то при наличии условий, предусмотренных ст. 1079 ГК.
Во-вторых, закон учитывает, что обязанности родителей (усыновителей, попечителя) по воспитанию несовершеннолетних и надзору за ними не прекращается до достижения несовершеннолетним полной дееспособности и что в случае ненадлежащего осуществления названных обязанностей они могут быть привлечены к возмещению вреда, причиненного их ребенком, причем будут отвечать за свою вину (в плохом воспитании, надзоре и т.п.).
В соответствии с рассмотренными факторами ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, можно возложить не только на самого несовершеннолетнего, но и на его родителей (усыновителей, попечителя), что и предусмотрено абз.1 п.2 ст.1074 ГК. Эта норма предусматривает, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред дожжен быть возмещен полностью или недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред причинен не по их вине, то есть что они осуществляли свои родительские обязанности надлежащим образом.
Статья 1074. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
2. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем (ст. 35), это учреждение обязано возместить вред полностью или недостающей части, если не докажут, что вред возник не по его вине.
Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточное для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Из вышесказанного следует, что при возмещении вожатым материального ущерба, причиненного несовершеннолетним, находящимся в детском оздоровительном лагере, он может возместить свои убытки при предъявлении родителям несовершеннолетнего двух документов:
Объяснительной записки, в которой несовершеннолетний признает свою причастность или в которой доказана его вина в причинении ущерба;
акта, в котором указана сумма, уплаченная вожатым за причиненный несовершеннолетним ущерба.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Творческая и эффективная работа вожатого – это, прежде всего, умение установить прочный контакт с детьми. Конечно, подчинения можно добиться приказом, угрозой, требованием, но воспитательный эффект такого воздействия равен «нулю». В педагогической деятельности А.С.Макаренко была разработана система методов воздействия на детей, с этой системой мы хотим вас познакомить.
Метод детской радости – важнейшее средство превращения трудных обязанностей в источник и стимул творческой деятельности, в радость.
Метод завтрашней радости – непрерывная смена старый перспектив детской радости.
«Человек не может жить на свете, - говорит Макаренко, - если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
Метод общественного мнения – не только средство ограничения негативных моментов, но и организующее начало всего поведения.
Важно помнить, что общественное мнение ребят может стать действительно воспитательным моментом, только в случае, если оно правильно организовано, когда создан здоровый воспитательный коллектив.
Метод требования заключается в умении поставить требование так, чтобы его выполнили.
Никогда не предъявляй требование до тех пор, пока не убедишься, что у тебя достаточно сил, чтобы изменить поведение ребят.
Метод непосредственного воздействия лидера – осуществляется по 2 каналам:
- специальное воздействие – возможно там, где коллектив не в состоянии самостоятельно справится с возникнувшими противоречиями. Формы выражения: беседа, игра, специальные поручения;
- личный пример лидера.
Метод наказания – средство разрешения конфликтов и средство воспитания определенных положительных черт характера.
Общие требования:
- наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным;
- наказание не должно быть частым;
- наказывать можно только тогда, когда вопрос о виновности совершенно ясен как самому наказуемому, так и всему коллективу;
- эффективность применения наказания определяется не количеством и жестокостью, а тем, какое общественное мнение вызывает оно в коллективе.

«ПРАВИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ»
Так уж устроено человеческое общество, что оно может нормально функционировать только в том случае, если в нем поддерживаются нормальные человеческие отношения. Обратимся к практической стороне этого дела. Попробуй развить эти мысли, и ты увидишь, что это пойдет только на пользу в твоих отношениях с окружающими.
Тот, кто лучше знает себя и других, быстрее найдет свое место в жизни.
Каждый имеет право на то, чтобы им восхищались, чтобы ему аплодировали. Имеет право на любовь, благополучие и т.д. ты тоже, просто не нужно забывать, что и другие имеют на это право.
Ты счастлив, когда тебя понимают. Счастливы и другие, когда находят внимание. Нередко тебе придется прилагать усилия, чтобы добиться понимания, и предпринять адекватные шаги, чтобы в свою очередь быть понятым. Не забывай о том, что и другие могут испытывать трудности, добиваясь понимания.
Помни, что тебе о тебе судят не по твоим словам или намерениям, а по реальным делам.
Тот, кто не испытывает жизнь, не имеет возможности убедится в собственных силах. Проверяя людей в деле, ты можешь узнать на что они способны.
Идеи не падают с неба, но их можно искать – одному или вместе с другими.
Силой и принуждением, грубостью и угрозами можно подчинить себе других, но это будет мнимый успех.
Если ты не в состоянии понять других, следует спросить себя, не является ли чье-либо странное поведение или отчужденность по отношению к тебе своего рода потребностью в психологической защите от тебя.
Здоровый юмор особенно кстати, когда нужно скрасить темные стороны жизни и подбодрить других.
Не следует делать из моральных «мух» моральных «слонов», особенно когда речь идет о чужой морали.
Каждый строит свой собственный мир, но при этом следует учитывать, что и другие строят его.
КТО ТЫ, ВОЖАТЫЙ?
Для того, чтобы узнать каким должен быть современный вожатый, мы решили взглянуть на эту тему глазами самих вожатых и тех, кто лучше всех знает ответ на этот вопрос – самих детей. Вот их мнения…
Вожатый – это…
Человек, заменяющий тебе родителей, друзей на целый месяц. С ним можно отдохнуть, поговорить и даже поплакаться «в жилетку».
Помощник, товарищ, готовый помочь тебе в любую минуту, в любой ситуации, который делает жизнь яркой, интересной, просто восхитительной.
Воспитатель, друг, затейник, нянька, психолог, врач, турист, спортсмен, в общем, этот человек универсал. Основное качество – доброта и любовь к детям.
Главный «ребенок» среди детей.

Из огромного множества требований к вожатому, выдвинутых подростками, мы выбрали наиболее часто встречающиеся и составили для тебя две подсказки.
Какими качествами должен обладать современный вожатый?
А – авангардный, авантюрный, авторитетный, артистичный.
Б – балдежный, бдительный, безумный, благородный.
В – веселый, великодушный, воображающий, выдержанный.
Г – горячий, с головой, грандиозный, грамотный.
Д – деловой, деликатный, добрый, достойный, доходчивый.
Е – единственный, естественный.
Ж – живой, жизнерадостный.
З – заботливый, загадочный, не зануда, заковыристый, зоркий.
И - интеллигентный, с изюминкой, без изъянов, интересный, искренний.
К – кадр, классный, корректный, красивый, крутой.
Л – ласковый, лидер, лояльный, лучший, любопытный, любимый.
М – миролюбивый, могущий, мудрый, мужественный, мажор.
Н – нежный, не злопамятный, настойчивый, находчивый, неукротимый.
О – обаятельный, общительный, организованный, отзывчивый, отчаянный.
П – папочка, позднобудящий, прикольный, педантичный, преданный детям.
Р – разведчик, разнообразный, рановстающий, раскованный, рискованный.
С – стильный, самый-самый, смелый, строгий, счастливый.
Т – терпеливый, толковый, требовательный, труженик, турист, тактичный.
У – уважаемый, уважающий, уверенный, увлеченный, улыбчивый, умелый, умный, участливый.
Ф – фантазийный, фейерверк, физически совершенный.
Х – хиппучий, хотящий, художественный.
Ц – целеустремленный, цепкий, циркач, с цыганской душой.
Ч – человечный, честный, чудесный.
Ш – шустрый, с шармом, с шиком.
Щ – щепетильный, щедрый.
Ю – юморной.
Я – яркий, Я.

Пусть этот огромный список не пугает тебя трезвая оценка и тяга к самосовершенствованию помогут.
ТАБУ ВОЖАТОГО
НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии детей;
НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;
НЕ навязывай детям свою волю;
НЕ держись изолированно от детей;
НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчинения;
НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и коллег;
НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время;
НЕ слушай только себя;
НЕ позволяй равнодушного отношения к детям;
НЕ потакай ленивым;
НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы;
НЕ срывай свое плохое настроение на детях;
НЕ веди беседы на запрещенные темы в присутствии детей;
НЕ унижай детей и НЕ смейся над ними;
НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу. Для этого вожатому необходимо знать свои обязанности и права, стремиться выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям, и, если это возможно, любить их, вне зависимости от их нравственных качеств. Вожатый должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, свое решение.
Для того чтобы лучше понимать характер межличностных отношений детей в младшем отряде рассмотрим более подробно взаимоотношения младших школьников со сверстниками.
Ваши самые «маленькие» подопечные - это люди, активно овладевающие навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят и стремятся завязать дружеские отношения, общаться со своими товарищами. В то же время в процессе формирования межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому.
В начальный период знакомства дети (в первую очередь 7-8 лет), попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.
Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача классного руководителя и вожатого проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка.
Отдельно необходимо отметить, что в это время, пока у детей еще не сложились цельные представления себя и своей личностной самооценки, они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно, если он вызывает у них симпатию, положительный эмоциональный настрой. И наоборот, систематически высказываемые старшими отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», или «Ты подводишь отряд!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут престать воспринимать его как близкого товарища, друга. Таким образом, подобные малопродуманные, непрофессиональные действия взрослых фактически могут предопределить негативное поведение детей по отношению к излишне и антипедагогично критикуемому ребенку.
Также отрицательное влияние на положение ребенка в отряде может оказать неумеренное захваливание и, тем самым, его противопоставление всем остальным. «Маша опять все сделала быстрее всех! Маша самая аккуратная! Маша самая активная!». Это может привести к тому, что дети станут избегать Машу, завидовать ей и относиться с нескрываемой неприязнью.
Поэтому в своих отношениях с детьми вожатый должен быть не только открыт, дружелюбен, доброжелателен, но и следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений своих «питомцев».
Результаты многочисленных исследований показывают, что, и само понятие дружбы имеет для детей определенную динамику на протяжении даже, казалось бы, малопродолжительного и не очень «серьезного» младшего школьного возраста.

Возраст 8-11 лет: дети считают своими друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выход из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надежность.
Данные социометрии показывают, что для учащихся 1-2 классов, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, привлекательность, принадлежность к сложившемуся активу, готовность поделиться сладостями и ценными среди ребят вещами.
Для популярности мальчиков большое значение уже приобретает физическая сила, ловкость. Для девочек привлекательная внешность, принадлежность к группе актива, красивая одежда, игрушки.
К концу младшего школьного возраста на первом месте стоят общественная активность, в которой дети ценят лидерские и организаторские способности и по-прежнему красивую внешность.
Значимость приобретают: самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Особенность этого возраста: в отличие от младших детей с возраста 9-10 лет школьники начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников, возрастает роль оценок, мнения окружающих.
Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия воздействия которого, в свою очередь, могут приводить к нежелательным и сложно корректируемым деформациям пока еще нестабильной детской психики ребенка.
Очень часто вожатый испытывает затруднения в работе с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками. Именно в силу своей исключительной значимости для младших детей, вожатый, используя свой авторитет, влияние, может вывести такого ребенка из статуса изолированного.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как отрочество (10-14 лет). Далеко не все могут находить с подростками общий язык и хотя бы элементарное взаимопонимание. Разобраться в это время в интересах ребят не просто и поэтому остановимся более подробно на этом временном периоде.
Как свидетельствует анализ психологической литературы возраст 10 и особенно 12 лет характеризуются как период резкою возрастания познавательной активности и любознательности детей.
Но при этом приходится обращать внимание на поверхностность, разбросанность, несистемность, хаотичность проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие связи подростковых интересов с основной школьной программой обучения.
Спецификой интересов в возрастном интервале 10-14 лет является то, что во многом они обслуживают потребность в общении со сверстниками. Общие интересы дают повод, содержание и средства общения ребят.
В значительной степени подросток интересуется тем же, что и его друзья. С этим связана характерная для подростков так называемая «мода на интересы».
Помимо непосредственного общения со сверстниками, в 13-14 лет существенную роль начинает играть подростковая или юношеская и субкультура, то есть некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения, характерные для молодежи. Специфика возраста в том, что подростки приобщаются, включаются эту субкультуру. Именно приобщение к ней, усвоение ее ценностей они чаще всего имеют в виду, когда говорят о своем желании быть «взрослыми». При этом обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых людей. Так как существенную, если не ведущую, роль в личностном самоопределении подростки и в определении его общественного статуса в глазах сверстников играет принадлежность к группе.
И ситуации конфликта требований взрослых и морально-этических и других установок сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.
Высокая значимость группы сверстников заставляет подростка вести себя так, как ожидают этого сверстники. Но в то же время, не желая огорчать взрослых или, боясь наказания, стремясь избежать конфликтов, подросток вынуждено начинает обманывать последних. Этот частый эффект вызван тем, что пока для него внутренне усвоенной и принятой им системой жизненных установок и ценностей, является именно молодежная субкультура (в широком понимании этого слова), а не комплекс норм, правил, ролевых моделей поведения и т.д., признанный и используемый старшими поколениями общества в своей повседневной жизни.
Поэтому очень важно с первых минут пребывания детей в коллективе определиться с ними как во внутренних правилах поведения, так и в уже действующих - общих, установленных для всего детского коллектива организации (школы).
Причем вожатый в своей работе должен избегать возможных проявлений юношеского лицемерия, специфического обмана, использования «двойных стандартов» путем организации очень отрытой, демократичной и обязательно вдумчивой дискуссии. Это обусловлено тем, что наиболее действенны те правила и нормы, которые предложили, обсудили и утвердили (при вашем целенаправленном участии и согласии) сами дети. В противном случае они начнут складываться стихийно и могут стать источником возникновения многочисленных проблем, создания нездоровой мораль, но и психологической атмосферы в отряде.
Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные и/или наркотические вещества, может совершить кражу и иные асоциальные поступки, действия.
В таких случаях всегда требуется выявлять истинные мотивы и причины поведения детей.
В первую очередь очень важно понять насколько характерно, присуще для ребенка подобное поведение, а, поняв, создать своей деятельностью такие условия, которые бы не давали для него оснований. Например, истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10-14 лет встречаются довольно редко. Но если такие подростки выявляются, то первоочередной мерой, конкретным шагом со стороны взрослого, является установление с ним доверительного контакта. К работе с этими детьми следует привлечь профессионального психолога, так как им необходима профессиональная или даже медицинская помощь.
Чаще всего исходным мотивом принятия алкоголя или токсичных веществ бывает желание детей испытать новые ощущения и/или узнать, испытать и продемонстрировать сверстникам возможности своего организма. Зачатую, это также является проявлением чувства зрелости, следствием в нем подражания миру взрослых, детективно-криминальной литературе, кино и т.д.
Причиной алкогольного или токсиманического поведения может выступать, в том числе и, так называемая групповая зависимость, от дурманящего вещества, когда желание выпить возникнет всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно отсутствует. При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять накопившееся напряжение и расслабиться наряду со всеми.
Практика показывает, что включение подростков в систему социально полезной, значимой для самих ребят и окружающих коллективной деятельности, приводит к реальному укреплению контактов детей в классе, сокращению изолированных, противостоящих друг другу групп, снижению потенциала конфликтности, появлению новых целей, формированию чувства истин удовлетворенности от пребывания в школе.
В связи с этим, при планировании деятельности важно не только насытить её мероприятиями, но и организовать деятельность отрядов так, чтобы каждый ребенок ощущал значимость и заинтересованность, а тем самым осознал бы то, что совместная деятельность, сотрудничество приносит большее удовлетворение, чем безусловная личная победа и неоспоримое превосходство в чем-либо над окружающими.
При организации работы с подростками, вожатому необходимо помнить еще и о том, что бурный рост, созревание организма, происходящее с детьми в этот возрастной период, отражается на их функциональном состоянии. 11-12 лет - период повышенной физической активности, значительного роста жизненной энергии. Но одновременно это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто в этом возрасте за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью у детей скрывается резкое наступление утомления, которое они сами не только не могут проконтролировать, но и понять.
Эта ситуация усугубляется влиянием процесса полового созревания - начинающегося у мальчиков и уже интенсивно протекающего у девочек, что в свою очередь способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, неадекватным формам выражения обид и протеста. Как указывают психологи, обидчивость, плач без какой-либо видимой, а подчас и осознаваемой причины, частая и резкая смена настроений характерны для девочек (особенно в критические дни). У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время размахивают руками, вертят в них различные предметы. У многих ребят могут наблюдаться частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В результате что-то случайно ломают, разрушают вокруг себя. Это создает впечатление преднамеренности, злого умысла, хотя, как правило, данные действия происходят невольно и, чаще всего, вопреки желанию подростка.
Также имеет место снижение работоспособности и эффективности деятельности при выполнении различных задач, поручений и т.д. Причем количество ошибочных действий у мальчиков резко увеличивается в 13-14 лет. «Пик ошибок» у девочек отмечается в 12 лет. Исследуя особенности подросткового периода, А.Б.Леонова установила, что наряду с этим, для подростков чрезвычайно трудны ситуации монотонии. Так, если у взрослого человека, падение работоспособности вследствие выполнения однообразных действий составляет примерно 40-50 минут, то у подростков оно наблюдается уже через 8-10.
С повышенной утомляемостью также связано и явление «специфической подростковой лени». Часто подростки больше хотят лежать, не могут стоять прямо, постоянно стремятся опереться на что-нибудь. Причина этого в усиленном физическом росте и связанным с ним явлением повышенной физической утомляемости.
Следует помнить, что подростки очень остро переживают свою «неуклюжесть» и временные затруднения в проявлении физической активности. Возникающая диспластичность, избыточный вес, функциональная слабость часто ведут к значительным внутренним переживаниям, связанным с осознанием ребенком своего физического «Я»; комплекции, внешнего вида, спортивных способностей и др.
По этой причине полные или «излишне» худые, высокие ребята часто отказываются выходить на физическую зарядку, участвовать в спортивных состязаниях, иногда и в подвижных играх. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое, выделяющееся внешнее отличие от сверстников, а главное - несовпадение с не формулируемыми прямо, но вполне очевидными для подростковой группы эталонами «молодежной красоты» имеет громадное значение для самооценки подростков, а значит и для развития межличностных отношений.
Уточним, что самооценка - это оценивание человеком своих собственных качеств, поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. Таким образом, взрослому желательно попытаться определить уровень самооценки у своих подопечных и, столкнувшись с проблемами в их поведении, обязательно учитывать ее при принятии управленческого или иного решения, выборе методов и форм взаимодействия с ними.
Как считают психологи самое оптимальное состояние - это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.
Возвращаясь к проблемам физического самовосприятия детей среднего возраста, следует также помнить, что у подростков, сильно отличающихся от некого бытующего в их среде «стандарта в физическом развитии», отмечается большая зависимость от окружения, проявляющаяся в формах подчинения или бунта против него.
Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывает стремление обсудить, проговорить «больные» темы с окружающими, услышать их мнение, их оценки.
Однако, ощущение собственной уязвимости; при обсуждении этих вопросов, боязнь показаться слишком «маленьким», наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников, ведет к грубому, нередко извращенному обсуждению подростками проблем сексуальной и других особенностей человеческой физиологии. Это объясняет высокую популярность анекдотов сексуальной тематикой у ребят данной возрастной группы.
Поэтому для подростков чрезвычайно важны доверительные разговоры со взрослыми на эти темы. Задача взрослого в том, чтобы
помочь подростку понять, что с ним происходит. Развивать и укреплять в нем чувство самоуважения, собственного достоинства, содействовать
выработке адекватных критериев самооценки, и, главное, своими действиями создавать ситуации способствующие этому.
В 12-13 лет появляются первые признаки так называемого ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками своего собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая, необоснованная, негативная реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких, ничего не значащих, по сути, бытовых ситуациях и т.д. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях.
Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности. Исследования французского психолога Ж.Пиаже показали, что между 12 и 13 годами нравственное развитие ребенка приобретает новый смысл, заключающийся в том, что для него становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его повседневной жизни: социальная справедливость, дружба, любовь, искренность. Вес эти понятия для подростка эмоционально и личностно окрашены. Однако, на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития и, прежде всего, «познавательный эгоцентризм», когда реально существующее и потенциально возможное меняется местами и аффективно окрашенные интеллектуальные построения кажутся для подростка более существенными и значимыми, чем окружающая жизнь.
Решение «ценностных конфликтов» для вожатого заключается не в том, чтобы пассивно соглашаться или, используя свои полномочия, «давить» юного оппонента, а в том, чтобы выражать, аргументировано обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а в последствии убеждать ребят в ее правильности практическими делами, действиями.
Здесь важно помнить, что в подобных случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть доброжелательным, спокойным, внушающим доверие. Важно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную, индивидуальную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а нести в себе конструктивное и развивающее начало. Такое спокойное и уважительное «противостояние» позволяет подростку оттачивать, а в случае необходимости, выявлять изъяны и корректировать свою логику, совершенствовать свои жизненные позиции. При этом для обеспечения позитивного выхода из «ценностных конфликтов» вожатый сам должен обладать четким пониманием совокупности своих личных ценностей и жизненных принципов.
Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это ваши самые старшие дети. Это ваша опора и одновременно самая большая головная боль. Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви могут стать и становиться второстепенными. Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождается, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством, обращенным к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Л.Д.Столяренко подчеркивает, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.
Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным.
В завершении этого блока хочется вам пожать внимательности и искренности в отношениях с детьми. За специфической формой поведения подростков не бойтесь искать истинные мотивы их поступков.
Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) представить такие сведения в виде таблицы.




Рассмотрим некоторые, часто встречающиеся ситуации в следующей таблице.


Составление планов работы.
Подготовка планов воспитательной работы лагеря и отрядов основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего, это соблюдение требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная установка, как учет прошлого опыта лагеря, развивающий и усугубляющие направления работы коллективов детей и воспитателей. Это постановка частных целей в деятельности воспитателей. Одно из требований – перспективность планирования, когда цели деятельности воспитателями и детьми принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные; во-вторых, как стратегия, намечаемая на целую смену, но, тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, приемов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение принципа объективности основывается на знании объективных условий деятельности лагеря, его материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной Среды, возможностей детского коллектива и воспитателей. Планы должны учитывать Программу воспитания школьника в детском оздоровительном лагере, программу деятельности лагеря на смену (на лето), рекомендации Министерств образования и по делам региональных, местных условий и традиций. Необходим учет особенностей года и календаря лета. Планы должны быть посильными и выполнимыми, согласованными с другими планами, графиками лагеря. Пренебрежение этими требованиями в работе воспитателей приводит к недостаточной аналитической обоснованности, несогласованности действий всех структур лагеря, необеспеченности в организационном отношении. Другими словами план составляется ради его наличия, а не для организационной работы. В итоге не реализуется поставленная цель.
Цели, задачи, принципы, специфическая обстановка лагеря определяют содержание системы, которое в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов его реализации.
План – необходимый, обязательный документ, за составление и выполнение которого воспитатель отвечает перед администрацией лагеря, детьми и их родителями.
В практике работы лагерей разрабатываются несколько видов планов: перспективный, календарный (на смену), план работы отряда на день, план-сценарий отрядного (общелагерного) дела.
В течение организационного периода лагерной жизни совместно с советом отряда или творческой группой воспитатель разрабатывает на основе программы воспитания школьника, программы деятельности лагеря и собственного перспективного плана календарный план работы отряда. Он составляется на все лагерные дни сразу. Воспитателю четко нужно определить свою позицию при планировании работы детского коллектива, не дублируя деятельность актива, не подавляя его инициативу. В первые дни осуществляется подготовка к составлению плана.

Формами подготовительной работы могут быть следующие:
1. Выяснение интересов, желаний детей (сборы, групповые и индивидуальные беседы с детьми),
2. Конкурс на лучшее предложение в план работы отряда (в старших отрядах – на лучший проект плана),
3. Разведка полезных дел и друзей, предусматривающий учет нужд лагеря, окружающей социальной и природной среды, близлежащих колхозов и совхозов, лесничеств, деревень.
4. Тематические задания по планированию (группам по интересам, по направлениям деятельности).
5. Анкета «Хочу, чтобы было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю». Всем ребятам можно предложить подумать и письменно ответить, например, на такие вопросы: вспомни, какие дела в отряде были интересными и полезными, что конкретно предлагаешь отряду на эту смену, что не любишь делать и почему и пр.
6. Копилка предложений. В уголке отряда нужно повесить ящик или конверт (тетрадь), в который ребята будут опускать записки со своими предложениями.
7. Организационно-деятельностная игра "Суд над убийством времени". Дети делятся на 4 группы: истцы, ответчики, защита, обвинение. Назначаются судья и заседатели. Ведущий объявляет о том, что в лагере происходит убийство...времени. Начинается следствие. 4 группы в течение определенного времени (например, 20 минут) готовят выступление; истцы рассказывают о случаях убийства времени, ответчики стараются себя защитить, защита готовит доводы в защиту ответчиков, обвинение находит отягощающие обстоятельства. Судья и заседатели готовят "приговор". Затем начинается суд. Одна за другой высту¬пают группы, другие им могут задавать вопросы. В конце судья зачитывает при¬говор (предложения, как эффективнее использовать свободное время в лагере).
8. Мозговой штурм «Умные и безумные идеи». В течение короткого време¬ни группы придумывают больше идей-предложений в план отряда, затем защи¬щают их.
9. Деловая игра "Проблемы лагеря, пути их решения". Дети распреде¬ляются в несколько групп. В течение 10 минут они на листочках пишут о том,
какие проблемы в лагере их волнуют. Затем в течение 2-3 минут выделяют среди них 10 важных проблем, далее в течение 1-2 минуты - 3 самые важные проблемы, требующие сиюминутного решения, на втором этапе на стол каждой груп¬пы организаторы кладут листочки с названиями "Я директор лагеря", "Я воспи¬татель", "Я мэр города", "Я министр финансов", "Я врач", "Я повар" и др. Дети с этих позиций предлагают свои "услуги" в решении этих проблем. Например, Я директор лагеря вижу решение такой-то проблемы таким-то путем... Свои пред¬ложения дети пишут на листочках. Листочки собираются, самые интересные предложения зачитываются. На последнем этапе группы заполняют таблицу решения проблем со следующими графами: проблема, кто должен решить, финансовое и правовое обеспечение решения проблемы, пути решения проб¬лемы. Безусловно, последние две формы рекомендуются для использования
только в старших отрядах.
10. Коллективно-творческое дело "Мы предлагаем". Команды придумы¬вают свое название, связанное с какой-либо тематикой, например, лето. Затем в течение обусловленного времени придумывают дела в соответствии с наз-ванием команды.
Черновой вариант календарного плана составляется после обработки всех этих данных, выяснения вопроса о том, какие дела планируются в лагере и соседних отрядах. В проекте плана следует указать: что делать, кому поручить, сроки подготовки и проведения. Проект плана обсуждается в начале на засе¬дании совета отряда или творческой группы, затем на сборе отряда, вносятся изменения, дополнения, только после этого план утверждается и вывешивается на отрядном уголке.



Каждый день, исходя из календарного плана работы отряда, совет отряда составляет план работы на следующий день, знакомит с ним на утреннем сборе перед завтраком всех членов отряда. План на каждый день также вывешивается на отрядном уголке. Составляется в 2-х вариантах (сол¬нечный и на случай дождя) по форме представленной в Табл. 1. Режимные моменты в план не включаются.


Цель.
Краткое содержание.
Автор.
План подготовки (что делать, кому делать, к какому сроку).
История осуществления.
Подготовка и проведение отрядного дела
Подготовительный этап:
1. Обсуждение темы предстоящего дела. Ее мотивированность и соответствие стоящим перед коллективом задачам.
2. Определение цели и задач, решаемых этим делом.
3. Выбор формы отрядного дела, определение его названия, времени
проведения с учетом психологической нагрузки смены (дня).
4. Выбор места проведения и учет отвлекающих факторов.
5. Беседа с детьми о конечной предметной цели, содержании и
результатах предстоящего дела. Объяснение их обязанностей. Определение
основных условий успеха дела.
6. Изучение "чужого" опыта проведения подобного дела
7. Коллективное составление плана.
8. Подбор организаторов (выбор совета дела), ознакомление их с планом,
основными этапами, возможными трудностями.
9. Распределение заданий, поручений, установление ответственности
за их выполнение.
10.Проверка готовности отряда к проведению делай новым поручениям
актива.
11. Учет и контроль работы и материальных средств,
12. Определение роли воспитателя в организации и проведении дела.
13. Работа отряда и актива по подготовке дела.
Основной этап.
1. Организованное начало дела.
2. Раскрытие содержания дела.
3. Соблюдение определяющей роли актива.
4. Обеспечение организованности дела на различных его этапах.
5. Учет качества выполнения поручений и заданий.
6. Позиция воспитателя в деле: непосредственное руководство делом,
член жюри, наблюдение за работой актива, участие.
7. Организованное завершение дела.

Заключительный этап:
1.Сбор совета отряда: обсуждение итогов и качества дела.
2.Сбор отряда: подведение итогов дела, оценка качества выполнения поручений, работы совета дела, совета отряда, чествование активных участников, выдвижение новых задач работы отряда, оценка воспитателем
работы отряда.
3. Оценка воспитателем собственной деятельности (после сбора).
Подбор форм работы - одна из труднейших задач в работе воспитателя. Попробуем охарактеризовать главные критерии их подбора:
1) учет возрастных особенностей детей и подростков;
2) места сборов отряда (закрытое помещение, на веранде, в лесу, около
речки и др.);
3)предоставление возможности смотреть, слушать, думать, делать,
мастерить, двигаться, говорить, кричать, петь, переживать;

4) формирование новых знаний, умений и чувств:
5) укрепление связей в коллективе;
6) развитие инициативы и самодеятельности ребят. Самое главное, чтобы
форма работы всегда была для них интересна, нова, увлекательна.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Заключительный период охватывает 2-3 последних дней пребывания детей в детском лагере. Он включает в себя:
1) Проведение итоговых сборов звеньев и отрядов,
2) Торжественное закрытие смены и прощальный костер,
3) Проверка того, что узнал и чему научился каждый участник смены.
Во многих лагерях заключительный период посвящается отчету ребят в звене, звеньев в отряде, отрядов в лагере: организуется выставки поделок, фотографий; подготавливаются инсценированные сцены из жизни детского коллектива или творческие рапорты; ребята знакомятся с дневниками, отчетами о походах, экскурсиях, десантах, операциях. Оценивается работа каждого, звена, отряда: кто получает памятный сувенир или грамоту совета лагеря, кто – вымпел или награду от спортивного клуба за успехи в соревнованиях и т.д.
Скачать Методические рекомендации для вожатых летнего лагеря

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летней игровой программы «Ура, каникулы!» для младших школьников Сценарий литературно-развлекательного досуга в школьном летнем лагере Программа профильной смены в пришкольном лагере Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс

Похожие статьи:

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа

День Российского кино. Сценарий для летнего лагеря

Сценарий мероприятия в летнем лагере

Сценарий мероприятия для летнего лагеря

Сценарий мероприятия к Пушкинскому дню

Конспект по психогимнастике для младших дошкольников в ДОУ | Конспект по психогимнастике для детей младшей группы в детском саду
Опубликовано: 145 дней назад (14 июля 2016)
Просмотров: 787
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Анатольевна Афанасьева # 17 июля 2016 в 03:14 0
Замечательное пособие для тех, кто решил стать вожатым! Все аспекты этой интересной и непростой работы в нём охвачены, всё, что надо знать молодым педагогам.Кроме освещения теоретических вопросов даны достаточно хорошие, несомненно полезные, практические советы.Если оно дополнится несколькими методическими разработками мероприятий, будет ещё лучше.Спасибо за Ваш труд!