Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка классного часа о милосердии для студентов колледжа

Классный час в колледже на тему милосердия
Методическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Возьмемся вместе за руки (о милосердии)»
Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа о милосердии.
Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г. Павлодар
Цель: способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными.
Задачи:
- показать учащимся значение милосердия в жизни людей;
- продолжить воспитание ответственности за совершаемые поступки, умения прийти на помощь нуждающимся в ней.
Форма проведения: проблемная беседа, тренинг.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, подготовка презентации.
Оформление кабинета, оборудование: цитаты известных ученых и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, листы ватмана, магниты, красный и черный маркер, клубок ниток, файлы с заданием.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Приветствие участников (ребята сидят на стульях полукругом).
Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии и хочу начать его с того, что мы все улыбнемся друг другу, примем такое выражение лица, которое должно быть у дружелюбно настроенного человека, а затем пожмем дружески руки друг другу.
2. Игра активатор.
Для того чтобы создать добрую атмосферу и поднять настроение я хочу предложить вам такую игру: каждому из вас нужно произнести имя сидящего слева соседа и добавить к нему комплимент, который начинается на первую букву его имени. К примеру, Аружан – аккуратная, Мейрам – могучий и т.д.
3. Определение темы классного часа.
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Это – милосердие (Слайд 1). Я хотела бы, чтобы каждый из вас к окончанию нашего классного часа определился с ответом на вопрос «Необходимо ли милосердие в наше время?» А эпиграфом к нашему классному часу станут слова известного американского оратора Р. Ингерсолла «Руки, помогающие тем, кто в нужде, более святы, чем уста, возносящие молитву». (Слайд 2)
4. Актуализация знаний.
Итак, что же такое милосердие? Как вы понимаете значение этого слова? (Учащиеся высказывают различные мнения). (Слайд 3)
Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»? (Доброта, жалость, помощь, прощение).
Скажите, кто может быть милосердным? (Человек).
Встречались ли вам милосердные люди?
Давайте посмотрим, какое определение дается в толковом словаре С.И.Ожегова.
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь. Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения).
А можете ли вы совершать милосердные поступки? Помогать, прощать, дарить тепло своей души, улыбаться людям?
5. Основная часть.
Ребята, слово «милосердие» состоит из двух частей – милость и сердце, то есть можно сказать, что оно означает сделать милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает нам это сделать.
Милосердие – очень емкое слово, его смысл глубок. Можно дополнить определение, данное в толковом словаре, так: приносить людям, животным, растениям добро. А такая возможность представляется в жизни каждому человеку. Помочь пожилому человеку перейти в опасном месте шумную дорогу, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транспорте. Подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения расстроенному товарищу, заслонить от нападений уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для приболевшего соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в несчастье – нет числа случаям, когда один человек может и должен оказать услугу другому. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости нуждается в помощи. И с кем бы ты ни встретился, веди себя так, как подобает настоящему человеку.
А сейчас я хочу, чтобы вы послушали небольшую притчу. (Слайд 5)
Сказание о милосердии.
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили:
- О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?
Бог отвечал:
- Железо крепче гор, так как оно разбивает их.
- А есть ли что-нибудь сильнее железа?
- Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его.
- А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?
- Есть, вода, так как она тушит огонь.
- О Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?
- Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться.
- О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?
- Есть, добрый человек, подающий милостыню; если он скрывает от левой руки то, что подает правой, то он преодолевает все.
Обсуждение прочитанного:
1. Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека?
2. Приведите примеры, подтверждающие это.
3. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
4. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? (Помогать своим трудом, услугами, вниманием; научить кого-нибудь доброму и полезному делу; подать духовную милостыню – добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения).
Добрые чувства воспитываются в людях с детства. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребенок мучает в детстве животных, можно утверждать, что позже он не будет добр с людьми.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке» (Слайд 6):
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Попробуйте мне ответить, какое отношение к теме нашего классного часа имеет стихотворение? (Содержание стихотворения обсуждается. Учащиеся отвечают, что добрый, милосердный человек не может жестоко обращаться с животными).
А сейчас давайте немного с вами поиграем (Игра «Синонимы – Антонимы»). Давайте на одной половине ватмана напишем синонимы понятия «Милосердие» (красным маркером), а на другой стороне – антонимы (черным маркером).
Синонимы – самоотверженность, отзывчивость, сочувствие, честь, человечность, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, долг, доброта, гуманность, любовь, забота.
Антонимы – эгоизм, злость, высокомерие, бездушие, жадность, жестокость, черствость, безжалостность, зависть, равнодушие.
Обсуждение:
1. Каких слов получилось больше?
2. Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
Давайте проведем небольшой тренинг, который называется «Связующая нить».
У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его друг другу, он покатится по рукам. Пока он будет в вашей руке, можете пожелать что-то хорошее себе и своим друзьям, не выпускайте нитку из рук. (Ребята выполняют задание).
Вот клубок снова оказался у меня. Теперь нас всех связывает одна нить. Вот также прочно связаны ваши отношения друг с другом, ваши мысли, чувства, дела. Если спутаете или разорвете эту нить, то разорвется ваш прочный союз.
6. Практический блок.
Ребята, настало время для практического блока. Сейчас я хочу предложить вам разделиться на 3 группы. Для выполнения следующего задания вы получите файлы с карточками, на которых необходимо подчеркнуть те утверждения, которые относятся к милосердию.
Задание – поделиться последним куском хлеба; подать милостыню; накормить голодного; подарить коллеге то, что самому не нужно; утешить плачущего; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; не мстить за зло; одеть бедного; предупредить об опасности; сделать доброе ради похвалы или благодарности; прощать обиды; отдать игрушку сестры; творить добро не на показ; навестить больного; дать добрый совет; дать милостыню из-за боязни показаться другим жадным; помочь немощному по хозяйству.
Идет обсуждение выполнения заданий.
Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием, а сейчас вы на экране увидите тест. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь честно ответить на него. (Слайд 7)
Тест.
Что вы делаете, когда видите человека в инвалидной коляске?
А. Как ни в чем не бывало, заводите с ним разговор.
Б. Не знаете о чем говорить, чувствуете себя неловко, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.
Кто выбрал ответ А, встаньте под буквой А (на экране), кто выбрал ответ Б, встаньте под буквой Б. (Учащиеся распределяются).
Как вы думаете, почему получилось так, что в группе Б больше людей? (Потому что мы часто не знаем, как себя вести в таких случаях, не имеем представления о чувствах людей с ограниченными возможностями, не знаем, о чем с ними говорить).
Вопросы для обсуждения:
1. Как, по-вашему, должны относиться к инвалидам здоровые люди?
2. Жалость к людям с ограниченными возможностями – это хорошо или плохо?
А теперь посмотрите на доску. Перед вами лист ватмана, на котором изображено могучее дерево. И имя у него – Дерево Милосердия. Сейчас каждый из вас пусть напишет на листочке доброе дело, которое вы можете сделать в ближайшее время. Листочки магнитиками прикрепите к дереву. (Ребята выполняют задание). Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел вы запланировали. Я верю, что эти дела обязательно воплотятся в жизнь, а не останутся только на бумаге.
В заключение практического блока нашего классного часа я хочу узнать, имеете ли вы представление о благотворительности?
Благотворительность – это оказание помощи всем нуждающимся. (Слайд 8). Каждая группа получает задание создать проект благотворительной организации. Подготовьте:
1. Название вашей организации, ее фирменный знак.
2. Черты характера членов организации.
3. Кому вы будете помогать.
4. Какую помощь будете оказывать.
5. Источники финансирования организации.
6. Основной закон и правила деятельности.
Учащиеся выполняют задание, заслушиваются представители групп (руководители благотворительных организаций), проводится обсуждение выступлений.
Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью? А может человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?
7. Рефлексия.
Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте протянем руки перед собой ладонями вверх.
Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко – милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии.
Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего классного часа вы задумаетесь, правильно ли относились друг к другу. Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто:
- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
- любит природу и бережет ее;
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
Вывод.
Наш классный час подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: где же находится царство милосердия? Правильно, в сердце человека. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы в вашем сердце тоже царили только доброта, любовь, забота о своих ближних и других людях. Я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
Милосердный человек – счастливый человек. Пусть каждый из вас будет лучиком тепла и света, и всегда приходит на помощь другому человеку. Не ждите вознаграждения. Идите и делайте добро.

Рекомендуем посмотреть:

Тематический классный час для 9-11 классов Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект Классный час "Тайна имени" для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида Конспект классного часа «Украсим серые будни» для старшеклассников

Похожие статьи:

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Отцы и дети»

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Прощение или месть»

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Опасности современной молодежи»

Методическая разработка классного часа по экологии для студентов колледжа
Опубликовано: 876 дней назад (16 июля 2014)
Просмотров: 7623
+17
Голосов: 17
Регина Сириновна Сабирзянова # 17 июля 2014 в 01:12 +4
Ирина Евгеньевна! Выбранная Вами тема для разработки классного часа актуальна и востребована. Понравилось оформление (удобно читать) и содержание методической разработки. Предложенные Вами притча, тест, задания, стих и т.д. могут быть использованы в работе с дошкольниками, школьниками, студентами. Хотелось обратить Ваше внимание на формулировку цели (бывает одна) и задач (их три, начинаются с глаголов научить..., развивать..., воспитывать...). Беру в закладки и голосую, молодец! +1
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 06:44 +3
Спасибо большое, Регина Сириновна, за Ваш комментарий. Рада, что разработка понравилась. А замечание обязательно учту в дальнейшей работе.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 17 июля 2014 в 06:31 +4
Ирина Евгеньевна, Вы затронули одну из важных тем воспитания. Ведь порою часто замечаешь отсутствие милосердия у юного поколения.Ваш материал будет подспорьем не только учителям и классным руководителям, но и мне как воспитателю очень понравился ход изложения и содержания методической разработки. А так как работаю с малышами, то сюда можно добавить игру и сказки, которые учат детей быть милосердными. Спасибо огромное! Примите голос +1. Желаю дальнейших творческих удач!
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 06:49 +4
Ирина Вячеславовна, большое спасибо за комментарий. Очень приятно осознавать, что иду в нужном направлении.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 17 июля 2014 в 07:06 +4
Ирина, спасибо за приглашение в ваш мир милосердия. Классный час достоин внимания и некоторые моменты, если вы не против, я возьму себе на заметку. Своё мероприятие вы начинаете с теоритической части, затем практический блок и финал - рефлексия, которая душевно всех сблизила. Вы учите детей быть милосердными, а что это значит? Это когда даешь и нечего не требуешь взамен,это любовь к близким, готовность бескорыстно помочь людям в любую минуту. Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Именно этому посвящено ваше занятие. Желаю вам новых творческих находок на пути к воспитанию.
С уважением, Т.Н.
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 07:18 +5
Спасибо огромное, Татьяна Николаевна, за то, что уделили внимание моей работе. Действительно, в любое историческое время очень важно зарождать в душах детей искорку добра, любви, милосердия. Стараюсь работать над этим постоянно.
Алёшина Марина Леонидовна # 17 июля 2014 в 11:08 +6
Спасибо за приглашение на самый интересный классный час , посвященный милосердию!!!Спасибо, что поднимаете данную тему среди учащихся!!В наше время непозволительно быть бессердечным!!!+1
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 14:03 +3
Благодарю за комментарий!
Татьяна Вениаминовна Волкова # 17 июля 2014 в 12:58 +5
Ирина Евгеньевна! Тема милосердия, затронутая вами, актуальна сейчас, как никогда, особенно в среде старших школьников. Важно, что вы так ответственно подошли к этому вопросу. Классный час, вами разработанный является тому доказательством. Методы, особенно групповые, помогают студентам подробным образом и со всех сторон рассмотреть различные ситуации, обсудить их и прокомментировать. Сказание, проблемные вопросы очень оживляют ваш классный час. Мой голос +1
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 14:04 +2
Татьяна Вениаминовна, я очень признательна вам за высокую оценку моей работы. Спасибо.
Гуля Рашитовна Балдовская # 17 июля 2014 в 17:34 +5
Ирина Евгеньевна ,очень хорошая и нужная тема для классного часа. Нынешней молодёжи не хватает таких качеств, как доброта, порядочность, совестливость, надежда на лучшее, признательность, равно как любовь к домашним, друзьям, а также человеколюбие и любовь к красоте. Аристотель подобные занятия называл" искусством правильной жизни." Мой голос !
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 18:24 +4
Спасибо, Гуля Рашитовна! Рада, что разработка Вам понравилась, спасибо за комментарий!
Татьяна Андреевна # 17 июля 2014 в 18:42 +3
Вы большая умница, веды духовно - нравственное воспитание актуально в наше время. Много интересного узнала сама из Вашей работы. Спасибо возьму на заметку!!! joke ГОЛОС
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 19:25 +4
Спасибо Вам за комментарий, Татьяна Андреевна!
Данияр Маулетович Байжуманов # 17 июля 2014 в 20:12 +3
Здравствуйте, Ирина Евгеньевна! Очень актуальная тема в современном мире, которой не хватает нынешней молодежи. Сейчас несколько изменились жизненные ценности, и потому все реже встречаются добрые и отзывчивые люди. Вы своим классным часов призываете ваших студентов к проявлению человеческих качеств к ближнему. Данный процесс воспитания подрастающего поколения должен продолжаться на протяжении полного нравственного становления каждой личности: от детского сада до средне-специальных учебных заведений. Еще раз благодарю за вашу разработку. Желаю дальнейших творческих успехов и достижений.
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 21:26 +3
Здравствуйте, Данияр Маулетович! Абсолютно с Вами согласна, процесс воспитания нравственных качеств не менее важен в юношеском возрасте. Спасибо за оценку моей работы.
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 17 июля 2014 в 21:25 +3
А вы забудьте - и станет легче...
А вы простите - и будет праздник...
Не огорчит вас недобрость речи
Людей случайных, плохих и разных.
А вы желайте - и вам удастся...
И повторяйте, и возродится...
Не поскупитесь - и вам воздастся...
И вам вернётся, и наградится.
А вы поверьте - и будут верить...
Начните сами - кругом начнётся...
А вы откройте влеченью двери.
А вы ЛЮБИТЕ! - и вам зачтётся...

(автор Е.Забродина)
Ирина Евгеньевна, огромное вам спасибо за потрясающий классный час! Побольше бы таких разработок и чтобы ими пользовались! Я полностью согласна с Данияром Маулетовичем в том, что данный процесс воспитания необходимо начинать с детского сада и постоянно его вести, вплоть до высших учебных заведений. Голосую ЗА!! Удачи вам и всего самого ДОБРОГО!!!
Ирина Евгеньевна Науменко # 17 июля 2014 в 21:29 +3
Спасибо, Татьяна Геннадьевна, за замечательные стихотворные строки и Ваш комментарий!
Надежда Владимировна Рябиченко # 18 июля 2014 в 09:10 +3
"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". Зигфрид Ленц.
Сегодня милосердие - одно из главных, на мой взгляд, нравственных понятий. Нужно делать людям добро, а не зло, разделять с ними и радость и беду, любить, уважать друг друга.
Ирина Евгеньевна, тема методической разработки классного часа актуальная, особенно среди старшеклассников. В наше время, когда с экранов телевизора или компьютера показывают жестокость, грубость, так важно учить детей быть добрыми, отзывчивыми, проявлять милосердие, сострадание к ближнему. Согласна с коллегами, что все эти качества нужно прививать детям еще с раннего возраста. Спасибо за интересный сценарий! Голосую! Желаю удачи и творческих успехов!
Ирина Евгеньевна Науменко # 18 июля 2014 в 10:36 +3
Надежда Владимировна, приятно, что разработка понравилась, благодарю Вас за комментарий!
Маргарита Александровна Гришина # 18 июля 2014 в 09:55 +5
Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет,а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим.А чтобы передать детям столько качеств, педагоги и должны быть такими самодостаточными людьми в этом смысле.Человек учится всю жизнь всему,поднимается по ступеням жизни,не важно какое у тебя образование.Бывает и так,что и с высшим образованием человек не дополучивший,не осознавший чего то -бывает крайне моральным невеждой и эгоистом.И от того, какие учителя на жизненном пути и на сколько проникновенно их воздействие ,и на сколько человеку природой дано понимать напутствия и понятия своих учителей и зависит моральное нравственное становление человека.Вы написали очень интересную разработку,предназначенная как раз для этой цели -воспитать учителей с высокими моральными и нравственными устоями для обучения детей.Спасибо за разработку Голос+1
Ирина Евгеньевна Науменко # 18 июля 2014 в 10:41 +3
Спасибо Вам большое, Маргарита Александровна, за такой содержательный комментарий!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 18 июля 2014 в 16:34 +4
Ирина Евгеньевна большое спасибо за приглашение. Выбранная Вами тема для разработки классного часа актуальна и востребована. Милосердие - одно из главных нравственных понятий.Важно научить детей быть добрыми, отзывчивыми, проявлять милосердие, сострадание к ближнему. Любить животных не обижать их. Спасибо за интересный материал. Удачи Вам. Мой Голос.
Ирина Евгеньевна Науменко # 18 июля 2014 в 17:20 +1
Благодарю Вас за комментарий, Галина Евгеньевна!
Мария Петровна Примакова # 19 июля 2014 в 14:02 +2
Ирина Евгеньевна, благодарю за приглашение. Вы написали прекрасный мастер-класс, несущий добро в сердца людей и детей!!! Голосую +1... Удачи Вам и творческого вдохновения!
Сидорова Зоя Григорьевна # 19 июля 2014 в 15:15 +1
Ирина Евгеньевна! Рада, что Вы меня пригласили посмотреть и прокомментировать публикацию. Укрепить ценностное отношение к окружающему миру - важная составляющая воспитания личности человека. Достойную личность можно воспитать только, воспитывая желание, стремление быть милосердным. Решая задачи, поставленные в этой публикации, как раз и возможно. Спасибо за замечательную публикацию.
Зоя.
Ирина Евгеньевна Науменко # 19 июля 2014 в 16:15 0
Спасибо большое Вам, Зоя Григорьевна!
Ольга Важова # 19 июля 2014 в 20:21 +1
Спасибо за интересное занятие! Тема очень актуальная, обязательно возьму себе на заметку. Творческих успехов Вам и ждем новых разработок. smile
Ирина Евгеньевна Науменко # 19 июля 2014 в 20:39 0
Спасибо за комментарий, Ольга!