Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 4 классе

Конспект урока «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном»
Автор: Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл
Описание материала: конспект урока-путешествия по русскому языку для 4 класса, материал может быть использован учителями начальных классов при проведении урока.
Конспект урока «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном».
Цели: 1) усвоить свойства и различия между данными частями речи; пополнить словарный запас;
2) развивать правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные;
3) воспитывать интерес к предмету, к окружающему миру;
Тип урока: урок-путешествие.
Дидактические средства (оборудование): классная доска; два облачка, из которых беспорядочно падают капельки, на которых написаны следующие фразы: предмет, признак предмета, какой, что, какая?; что?; какая?; какое?; кто?; какие?; изменяется по числам и падежам, изменяется по числам, родам, падежам.; надписи "Имя существительное", "Имя прилагательное"; карта Королевства Грамматики; картинки с изображением пеликана; облака с вопросами: "Что такое? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения чаще всего бывает?"; карточки с загадками на группу; "Замок  Буквоеда" с окнами  шторками, карточки со словами: приятель – друг , противник – враг , солдат – воин, боец,  шагать – идти, красный – алый, родник – ключ, доктор – врач; рисунок моста с кроссвордом.
Методическая литература: Я. Ш. Гараева. Поурочные разработки по русскому языку.            4 класс 2004г.; Словарь синонимов под ред.; Словарь антонимов   Пословицы, поговорки...
План урока:
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Проверка домашнего задания.
4. Минутка чистописания.
а) Работа в тетради.
б) Работа со скороговоркой
5. Работа над новым материалом.
а) Сравнение имён существительных и имён прилагательных по плану.
б) Работа по учебнику.
6. Физкультминутка.
7. Словарно-орфографическая работа.
а) Работа над синонимами.
б) Разгадывание кроссворда.
8. Итог урока, оценивание.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент и сообщение целей урока. "Вперёд".  На доске нарисованы два облачка, из которых беспорядочно падают капельки, на которых написаны следующие фразы: предмет, признак предмета, какой?, какая?, какое?, какие?, кто?, что?; изменяется по числам и падежам; изменяется по родам, числам и падежам.
Учитель: Какие две части речи должны быть написаны на этих облачках? (Имя существительное и имя прилагательное.) Предположите тему нашего урока.
Учащиеся: Тема урока "Повторение имени существительного и прилагательного".
Учитель: Сегодня нам предстоит отчитываться перед королевой Грамматики. Для этого надо отправиться в путешествие в Королевство Грамматики, где нас ждет много испытаний. Чтобы преодолеть трудности, нам надо быть дружными и знать все правила по теме.
2. Пальчиковая гимнастика.
Учитель: А теперь пожелаем друг другу удачи. Игра – приветствие “Здравствуйте!” (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке!"
3. Проверка домашнего задания." Болото домашних заданий".
Упражнение 355, стр. 156-157.
Учитель: Что есть особенного у этих птиц?  
Учащиеся: Эту птицу сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу. Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
      Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнёзд, которые птицы устраивают в трудно доступных болотистых местах, они очень осторожны. Всего на земном шаре живёт восемь видов пеликанов.
      У всех пеликанов плавательные перепонки обтягивают все четыре пальца эти птицы гребут ногами, как вёслами. Вот и названы все они веслоногими. )
Учитель: Назовите прилагательные в творительном падеже. (Громоздкими, неуклюжими, белыми.)
4.Чистописание. "Тропинка красивых букв".
а) Работа в тетради.
б) Работа со скороговоркой
Собирала Маргарита маргаритки на траве.
1. Маргаритки - сущ. (что?).
2. Н.ф. - маргаритка.
3. Ж.р., 1 скл.
4. Во мн.ч., в вин. п.
5. Вт. чл.
5. Работа по теме урока."Облака  вопросов".
а) Сравнение имён существительных и имён прилагательных по плану.
1. Что такое?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения чаще всего бывает?
Учитель обращает внимание на рисунок тучек.
Учитель: С какого облачка упала каждая капелька?
На доске появляется запись.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Часть речи                                          
2. Предмет.                                          
3. Кто? Что?                                          
4. Изменяется по числам и падежам.    
5. Главным, второстепенным.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Часть речи.    
2. Признак предмета.  
3. Какой? Какая? Какое? Какие?
4. Изменяется по родам,  числам, падежам.                          
5. Второстепенным.
Учитель: Чем сходны имя существительное и имя прилагательное?
Учащиеся: Часть речи, изменяются по числам и падежам; в предложении являются второстепенными членами.
Учитель: Чем различаются эти части речи?
Учащиеся: Существительное обозначает предмет, прилагательное признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения.
б) Работа по учебнику. "Лес заданий" . Упражнение 359, стр. 158.
Учитель: Подберите прилагательные, укажите род.
Учащиеся: Прозрачное стекло (ср.р.), высокий дом (м.р.), интересная книга (ж.р.), авторская загадка (ж.р.), раннее утро (ср. р.), весенний щавель (м.р.), липовый мёд (м.р.), яркое солнце (ср.р.)
Упражнение 360, стр. 158.
Учитель: Подберите существительные, укажите род и число у прилагательных.
Учащиеся: Красный (в м.р., ед.ч.) флаг, интересные фильмы (во мн.ч.), добрая фея (в ж.р., ед.ч.), тяжёлый (в м.р., ед.ч.) шкаф, высокие (во мн.ч.) деревья, сладкое (в ср.р., ед.ч.) повидло.)
Учитель: У каких прилагательных вы не определили род? Почему? Учащиеся: Интересные, высокие. Данные прилагательные во множественном числе, поэтому  род не определяем.
Чтение вывода на стр. 158.
6.  Физкультминутка." Полянка отдыха".
(Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним).
Учитель: Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, теплый, опустить.
Упражнение 363, стр. 159.
Учащиеся: Весело, потому что у летней тропинки есть сестрица, родня зимняя лыжня; грустно то, что они не могут встретиться.
Учитель: Какие окончания пропущены?
Учащиеся: У летней тропинки - в родительном падеже, единственном числе, женском роде. Существительное тропинка 1 склонения, в овражке - в предложном падеже, в единственном числе, мужском роде, 2-го склонения.)
7. Словарно-орфографическая работа.
а) Работа с синонимами. "Замок  Буквоеда"
Учитель: Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке живет Буквоед. Он сейчас спит, но если проснется, то он съест все наши буквы. Нужно быстро закрыть окна шторками-синонимами из 4 букв.  
Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.
Учитель: Мы благополучно миновали замок Буквоеда.
б) "Река загадок"
Отгадайте загадку:
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Речка)  
Учитель: Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить мост. Для этого нам нужно отгадать загадки и решить кроссворд. Кроссворд. Учитель читает загадки.
1. Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки.)
2. К нам приехали с бахчи                
Полосатые мячи. (Арбузы)
3. Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой. (Зонт.)
4. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
5. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ежиха.)
6. Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине. (Рюкзак.)
7. Всех на свете обшивает, что сошьет - не надевает. (Иголка.)
8. В воде родится, а воды боится. (Соль.)
9. Сама не ем, а людей кормлю.(Ложка.)
10. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки.)
11. За водой идут -
Песни звонкие поют.
А назад идут -
Слёзы льют. (Ведра.)
12. Стою на крыше - всех труб выше. (Антенна.)
Учитель: Какая фраза у вас получилась? Разберём слова по составу.
Сестрица, золотистый, школьница, горный.
8. Итог урока.
Учитель: От чего зависит род прилагательного?
Учащиеся: От рода существительного, с которым оно связано.
Учитель: Можно ли определить род прилагательного во множественном числе?
Учащиеся: Нет, род прилагательного определяется только в единственном числе.
Учитель: Дорогие ребята! Вы отлично справились с трудностями и с достоинством можете идти по стране знания. И вот мое вознаграждение – клад Королевства Грамматики. Счастливого пути, Королева Грамматики. Ой, что это золото?!, золотые пятерки. Вот наше вознаграждение!!!
(Раздают детям).
9. Домашнее задание. Упражнение 361, стр. 158-159.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Правописание безударных личных окончаний глагола

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Конспект урока математики для 1 класса
Опубликовано: 996 дней назад (21 марта 2014)
Просмотров: 3928
Рубрика: Русский язык
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!