Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе. Воздух невидимка

Занятия для детей 3-5 лет. Воздух-невидимка
Разработала: Кубасова Надежда Валерьевна воспитатель Кожильской СОШ сельско-хозяйственного направления Глазовского района Удмуртской республики.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-5 лет. Может использоваться как в непосредственно образовательной деятельности так и как вовремя прогулки или вечернее время.
Задача. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Материал, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель: Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?

Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?

Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.

Дети: Вода тяжелая,а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить ,варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.

Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.

Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям.
Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель: Почему вода не попала внутрь?
Дети: Потому что там был воздух.
Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?

Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?

Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель: Молодцы. (воспитатель пускает мыльные пузыри ) А что находиться в внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.

Эксперимент №3. Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы
думаете какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети: Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.
Воспитатель: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.

Литература.
О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия во 2 младшей группе. Свойства и признаки воды Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Конспект занятия в среднее группе. Профессия почтальон
Опубликовано: 618 дней назад (1 апреля 2015)
Просмотров: 3104
+5
Голосов: 5
Светлана Владимировна Бобкова # 1 апреля 2015 в 23:28 +1
Здравствуйте! Ознакомилась с вашим экспериментальным занятием. Очень познавательно, и должно быть детям было очень интересно, судя по фото. Я голосую. Я музыкальный руководитель, но у себя в детском саду я присутствовала на открытом занятии у воспитателя который был дан для студентов. Тема занятия была - вода. Говорили о том, ка она меняет цвет, форму и т.д. Детям было очень интересно. Проводили так же опыты, эксперименты. Для детей была создана лаборатория, и это им очень понравилось! У Вас занятие тоже очень вышло познавательное.Молодцы!
Мария Александровна Химич # 1 апреля 2015 в 23:29 +1
детям очень нравиться экспериментальная деятельность. с помощью экспериментов дети хорошо запоминают свойства воздуха.
Анна Станиславовна Куйдина # 2 апреля 2015 в 07:09 +1
Здравствуйте! очень познавательное занятие, важно провести эксперимент так, чтобы он был понят детьми, я думаю у Вас всё получилось!
Наталья Вениаминовна Шубина # 2 апреля 2015 в 10:19 +1
Здравствуйте!С удовольствием голосую за вашу работу.Материал подробный с красочными фотографиями. Удачи вам!
Антонина Михайловна Юмашева # 2 апреля 2015 в 22:37 0
Надежда Валерьевна, добрый вечер. Мне очень понравился Ваш конспект по экспериментированию. Дети очень любят эксперименты и рады быть волшебниками и экспериментировать, увидеть не видимое! Многое, что так привычно, оказывается волшебным и с загадкой! Удачи Вам и находок!
С уважением А.М.
Елена Владимировна Щербакова # 3 апреля 2015 в 00:36 0
Здравствуйте.Проведено замечательно. Все очень хорошо видно наглядно.
Надежда Валерьевна Кубасова # 3 апреля 2015 в 09:18 0
Большое спасибо всем за Ваши комментарии.
Лилия Петровна Мустафина # 5 сентября 2015 в 21:46 0
Очень хороша раскрыта тема, на мой взгляд. Только мне показалось,что сложновато для деток 4-5 лет. Неужели и правда они смогли ответить, что в стканей воздух и поэтому он внутри сухой,а снаружи мокрый?