Конкурсы для педагогов и детей

Брейн-ринг по биологии для старшеклассников

Внеклассное мероприятие по биологии для старших классов. Сценарий
Биологический брейн-ринг для старшеклассников
Задачи: формирование интереса к биологии через смежные дисциплины; формирование коммуникативных отношений; умение применить полученные знания на практике.
Оборудование: столы для игры; карточки – задания; проектор; секундомер.
Ход игры
1.Знакомство с командами (может участвовать до 4 команд) и жюри. Объяснение правил игры (версия телевизионной игры). На доске написаны названия наук, каждая команда выбирает свой раздел. Время на обдумывание – 30 секунд. Не ответили - ход передаётся другой команде. За верный ответ – 1 балл.
Начало игры
1 тур: Каждая команда по жребию выбирает свою категорию. Из данной категории зачитывается вопрос, обдумывание – 30 секунд, ответ. Если нет ответа, ход переходит к другой команде.
1. История.
1. Что послужило основанием для утверждения, что Христофор Колумб подарил человечеству нечто больше, чем новый материк? (1536, открытие картофеля).
Вам известны случаи, когда животные спасали целые города, хорошо известный – Рим. А какой город спасли кошки? (Санкт – Петербург,1943).
Что это за животное? Чем оно знаменито? (Гуси – спасли Рим; волчица – вскормила Рема и Ромула; конь – троянский; Паук – богиня Афина превратила Арахну в паука, которая бросила ей вызов; Орёл – священная птица Зевса – признак царствования; по приказу Зевса вырывал печень у Прометея; Лев – символ могущества и безопасности государства, герб Индии).ФОТОВОПРОС
Назовите исторического деятеля, к которому относится прозвище “Всемирный паук”. За что он его получил? (Людовик ХI, как паук плёл паутину интриг, заманивая в свои сети и уничтожая противников).
Какое историческое событие скрыто под названием – война Алой и Белой розы? (Англия. Между династиями Йорков и Ланкастеров шла война, продолжавшаяся 30 лет, окончилась ослаблением обеих династий. В гербе Йорков была алая роза, а в гербе Ланкастеров – белая роза).
Как назывался обычный боевой порядок немецких рыцарей, которые воевали в 1242 г на Неве с русскими войсками под руководством Александра Невского? (Свинья).
2. Физика.
Выходя из воды, животные встряхиваются. Какое физическое явление используется при этом? (Явление инерции: шерсть начинает двигаться, а вода покоится).
Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону? (Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается).
Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук).
Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот? (Для того чтобы давление на барабанную перепонку изнутри стало равным давлением снаружи).
Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела – 38 – 40? (Существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла; жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла).
Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного, т.к. на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то уши уменьшились в размере).
3. География и экология.
Этот цветок, растёт только в одном месте на земном шаре – на вершине вулкана, высота которого превышает 3 тыс. м. Появление этого цветка - верный признак того, что близится извержение вулкана. Назовите этот цветок. Где он растёт? (Примула Империалис – цветок смерти, остров Ява).
Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра)
Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животным? (Орёл, Воронеж)
Какую роль в лесу играют большие рыжие муравьи? (Санитары леса; переносят семена растений; улучшают структуру почвы).
В суровые зимы, когда в озёрах и непроточных водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби).
На воде лежали огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. Цветёт оно в январе. Его белые крупные цветки, напоминают цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток. О каком растении идёт речь? Где оно растёт? (Виктория – регия, р. Амазонка).
4. Химия.
“Чёрная вонючая жидкая масса, образовавшаяся при гниении растительных остатков.… Не топливо. Топить можно и ассигнациями”. Д.И.Менделеев. Что это такое? (Нефть).
Пищевая промышленность не может без него выпустить ни мармелада, ни желе, ни многие сорта конфет. Он предохраняет джемы и варенья от засыхания, увеличивает сроки хранения хлеба, не даёт крошиться мороженому. Оно идёт на изготовление косметических кремов и зубных паст. Совершенно безвредно для человека, т.к. человеческий организм его не усваивает из-за отсутствия соответствующих ферментов. Что это за вещество? Что служит источником его получения? (Агар-агар; красные водоросли).
Название этого элемента самое курьёзное. Сербы и хорваты называют его “мышемором, азербайджанцы и узбеки “маргумушем”, арабское название “арасанаки, что означает “глубоко проникающий яд”. Русское название объединяет название животных, используют против грызунов. (Мышьяк).
Дополнительная информация к мышьяку. Официальная версия смерти Наполеона гласила, что он умер от рака желудка. Спустя 140 лет врачи Смит и Форшуфвуд провели анализ волос. Врачи знали, что мышьяк, попав в организм человека, накапливается в волосах. Анализ показал, что мышьяка в волосах Наполеона было в 13 раз больше обычного. Следовательно, он был отравлен этим ядом, который подмешивали ему в пищу. Даже обои были пропитаны мышьяком.
“Он всё утро был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью. В нём зелёное утро и кровавый вечер”. Этот минерал называют - минерал-хамелеон. Что это за минерал? (Александрит).
Дополнительна информация. Этот минерал назвали в честь Александра II – 1842. Он объединял цвета военного флота Российской империи того времени: зелёный и красный. Обладает свойством регулировать кроветворение, очищает кровь и укрепляет кровеносные сосуды. Перстень с этим камнем следует снимать перед сном.
Какое из приведенных ниже уравнений реакций характеризует завершение процесса «клеточного дыхания»?
(приводятся несколько химических реакций, среди которых реакция гликолиза)
6. Какой процесс характеризует приведенное ниже уравнение? (Процесс гликолиз, или
«бескислородный этап клеточного дыхания» - ферментативное расщепление глюкозы).
2 тур: Каждая команда по жребию называет номер вопроса (от 1 до 8) и получает вопрос из 4 категорий. За верный ответ – 2 балла.
Литература.
1. “Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали ноты, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки – пленять своим искусством свет”. Назовите, к каким отрядам принадлежат названные герои? (Отряд хищные – медведь; приматы – мартышка; парнокопытные – козёл; непарнокопытные – осёл).(8)
2. Назовите произведения школьной программы, в которых речь идёт о животных или герои похожи на животных. (“Каштанка”, “Хамелеон”, “Му-Му”, “Белый пудель”).(3)
Математика.
Холерный вибрион при благоприятных условиях делится каждые 20 мин. на две дочерние клетки. Подсчитайте, сколько клеток получится из исходной материнской клетки за 4 часа? (2)
В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Найдите колонию, рождённую одной бактерией за10 минут. (1023).(6)
Медицина.
Ассирийский царь в начале VII в. до н.э. осадил иудейский город Иерусалим. Победа, казалось, была уже предопределена. Союзником иудеев был фараон Египта. Он вышел ночью с группой воинов – египтян навстречу ассирийцам и выпустил большое количество мышей. Ассирийское войско в панике отступило. Какая сила заставила их это сделать? (Чума).(1)
Как раньше называли грипп? (Испанка).(4)
В эпоху старины глубокой…
« Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П. И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало ». О каком насекомом идёт речь? (5)
Ответ: вошь.
« Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется…… в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. “ Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место ». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу?
Ответ: цветок папоротника.(7)
3 тур: Каждой команде предлагается по одному вопросу из области Ботаника и Зоология. Задается вопрос, если он отгадан сразу, то команда получает 3 балла, если с фотоподсказкой – 2 балла
.
7. Зоология.
Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун (Капибара - водосвинка).
Какую птицу и за что французы называют глупышом, испанцы – клоуном и идиотом, а англичане – болваном и придурком? От их имени поговорка “Олух царя небесного”. Сходны с пеликаном: огромный клюв, короткие лапы. Очень доверчивые, безропотные существа, не улетают даже тогда, когда люди, проходя мимо, выдёргивают у них перья. Плохо сопротивляются другим птицам, когда те отбирают у них пойманную рыбу и разоряют гнёзда(Олуши -).
Кого из моллюсков зовут “ловушкой смерти”? Почему? (Тридакна.В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали “Голова мусульманина”).
Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).
8. Ботаника.
Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. (Нарцисс).
Часто это дерево называют проклятым – по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру. (Осина).
Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб).
“Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).
Подведение итогов всех раундов, награждение победителей грамотами и дипломами.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Игра по биологии для 6-7 классов "Эти замечательные животные" Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Методическая разработка праздника, посвященного 8 марта, для старших классов
Опубликовано: 805 дней назад (27 сентября 2014)
Просмотров: 3617
+1
Голосов: 1
Елена Эдуардовна Минаева # 27 сентября 2014 в 17:47 +1
Добрый день. Спасибо за приглашение на очень познавательное, внеклассное мероприятие для старшеклассников. Интересные,разнообразные вопросы. Можно ученикам проявить себя , блеснуть знаниями. Мероприятие вызывает интерес к более глубокому, разностороннему изучению предмета. Спасибо, желаю удачи.
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 19:05 0
Спасибо! Удачи и Вам!
Татьяна Волкова # 27 сентября 2014 в 20:00 +2
Доброго времени суток. Очень интересная игра у вас получилась, очень интересные сведения приведены, игра расширяет знания детей в различных образовательных областях, знакомит с культурой различных народов, объясняет исторические явления и происхождение названий определенных предметов. Голос.
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 20:13 0
Спасибо за положительный комментарий!