Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока биологии для 7 класса

Урок по биологии для 7-го класса «Многообразие земноводных, их значение и охрана»
Цели урока: систематизировать знания и расширить представления о разнообразии земноводных животных, раскрыть их роль и значение в природе и для человека, помочь сформировать у учащихся экологически грамотное, бережное отношение к природе и к земноводным в частности.
Задачи:
Образовательные:
показать характерные особенности земноводных;
выявить взаимосвязь строения земноводных с образом жизни;
познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных.
Развивающие:
развивать познавательный интерес через активизацию деятельности учащихся;
развивать умение выделить главное, сравнивать, анализировать;
развивать мышление посредством решения развивающих заданий.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение учащихся к окружающей среде.
Оборудование: интерактивная доска, выставка дополнительной литературы,рисунки с изображением земноводных, кроссворды, выполненные учащимися, аудиозаписи: «Голоса земноводных»,«Песня лягушат», видеоотрывок из мультфильма «Сказка о царевне-лягушке», презентации учащихся «Многообразие земноводных».
Девиз урока:
«Лягушкам только образования не хватает,
а так они на все способны»
М.Твен.
Подготовка к уроку:
1. До проведения открытого урока среди учеников класса выбираются 5 учеников на роль ученых-биологов, задание для них – приготовить устные сообщения, а также слайды и презентации по следующим разделам:
1. «Отряд бесхвостые»
2. «Отряд хвостатые»
3. « Отряд безногие»
4. «Значение и роль земноводных в природе и для человека»
5. «Охрана земноводных».
2. Остальные ученики из класса получают задания:
1. приготовить на листах ватмана кроссворды с вопросами и ответами,
2. найти поговорки и пословицы народов мира в которых отражены представители класса Земноводных,
3. подготовить загадки о земноводных с отгадками, а также приметы, связанные с темой по земноводным.
3. Оформляеться выставка с фотографиями и рисунками редких и удивительных земноводных. Двое учащихся-корреспондентов готовят репортаж-сообщение с выставки « Рекорды Земноводных».
4. Участвует на уроке сказочный персонаж -Царевна-лягушка из русской народной сказки «Сказка о царевне-лягушке».

1.Организационный момент урока.
Учитель приветствует учащихся и гостей открытого урока,создает благоприятную психологическую атмосферу для включения учеников в процесс работы на уроке.

2. Проверка домашнего задания.
Рубрика «Аукцион вопросов».(демонстрация вопросов на слайде). Учащимся объясняются правила проведения и разбалловка и оценки ответов.(зеленого цвета с изображением лягушки-квакупоны,один квакупон оценка –«3»,два квакупона-«4»,три квакупона «5». (демонстрация вопросов на слайде).
Почему на коже лягушки не живут микроорганизмы?
Как дышит лягушка?
Почему мозжечок у земноводных хуже развит, чем у рыб?
Почему при глотании лягушка закатывает глаза?
На головастика напала рыба и оторвала ногу.Что произойдет на дальше с ногой?
Осенью при температуре +10 лягушка делает прыжки 10-15 см., а летом в жаркий день прыгает до 1 метра. Отчего это зависит?
Как лягушка добывает пищу?

Рубрика «Вставьте пропущенное слово». (демонстрация вопросов на слайде).
1. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
2. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
3. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились …..( слюнные железы)
4. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
5. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
6. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
7. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
8. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
9. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

Рубрика «Найди биологические ошибки».
Демонстрация видеоотрывока из мультфильма
«Сказки о царевне-лягушке».
3.Актуализация знаний учащихся и постановка целей урока.
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.
Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? Давайте одну представительницу из них мы пригласим, да не простую , а Царевну-лягушку. Не вспугните ее ,пожалуйста ребята.
Царевна Лягушка:
Трудно нам жителям Земноводного царства жить в современном мире. Не любят нас люди. А ведь раньше в мировоззрениях древних народов земноводные играли важную роль. Например, лягушек и жаб многие племена связывали с плодородием и возрождением. В мифах этих народов говорилось, что Я - лягушка держу на спине мир и связана с корнями «мирового дерева», дерева Жизни. В некоторых странах амфибий использовали в традиционной и народной медицине. Нас чтили и нам поклонялись . В мифах древних славян, немцев и других европейских народов лягушки рассматривались как «превращенные» люди. Этот мотив отражен в русской народной сказке. И я, Царевна Лягушка, тому подтверждение. К сожалению, отношение людей к моим собратьям все чаще становится незаслуженным и жестоким. А мне так хотелось бы, чтобы люди про нас больше узнали и полюбили земноводных животных.
Учитель: Давайте,ребята поможем Царевне-лягушке и попробуем осуществить ее мечту - расскажем ребятам о твоих близких и дальних сородичах.Для этого пригласим к нам ученых-биологов,наших академиков.

4.Изучение нового материала.
Учитель приглашает ученных-биологов для сообщений о многообразии земноводных.
1.Выходят 3 учащиеся в роли ученых-академиков,биологов и демонстрируют свои презентации по 3 отрядам, слайды сопровождаються рассказом о видах и представителях отрядов: безхвостые, хвостатые и безногие, по новой теме урока. Ученики записывают в тетрадях дату, тему урока, делают краткий конспект по отдельным видам животных из класса Земноводных с комментариями и корректировкой учителя.
В отряде бесхвостые рассматриваются: лягушка озерная, травянная, остромордая, волосатая, лиловая, лягушка Дарвина, а также серая жаба, зеленая, чесночница, жерлянка.
Отряд хвостатых представлен: семеречинским лягушкозбом, малоазиатским тритоном, тритоном обыкновенным, протеем, аксолотлем, саламандра.
Отряд безногие: червяга ленивая, червяга кольчатая.
2. Далее передается репортаж специальных корреспондентов с выставки «Рекорды Земноводных».
Используются фотографии, рисунки,дополнительная литература
(Энциклопедии о животных, научно-популярные журналы), а также презентация о редких и необычных земноводных.
3. Учащиеся в роли ученых-академиков, биологов демонстрируют свои презентации по охране и значению земноводных, слайды по «Красной книге Казахстана»,рассказывают о роли значении земноводных в природе и для человека , о заслугах лягушек в медицине и о памятниках лягушкам. Сказочный персонаж Царевна-лягушка читает стих.
4. Музыкальная физминутка.
В виде физминутки используються простые танцевальные движения, сходные и характерные для лягушек. Ребята из танцевальной группы показывают эти движения, а остальные ученики повторяют их под песню и мелодию из мультфильма «Дед Мороз и лето».

5.Первичная проверка знаний.
Проверку усвоения первичных знаний учитель проводит предварительно разделив класс на 3 группы.Перед началом урока всем ученикам предлагается выбрать рисунок с контуром земноводного,которое ему импонирует,это контур-трафарет лягушки, тритона и червяги(чтобы в каждой группе было одинаковое или хотя бы равномерное распределение участников ,необходимо напечатать строго определенное число контуров-трафаретов в соответствии с количеством учеников) демонстрируя слайды по интерактивной доске.Учитель напоминает , что ответы оцениваются по квакупонам и после каждой рубрики, можно повторить разбалловку оценивания правильных и полных ответов.Проверку первичных знаний учитель проводит , демонстрируя слайды по интерактивной доске с заданиями и с правильными ответами.
1.Рубрика «Составь название земноводного»(показ слайда с короткими словами ).Подводятся итоги по заданиям, раздаются «квакупоны» и оцениваются ученики.
2. Рубрика «Отгадай кроссворд» По новой теме были приготовленные кроссворды учениками на ватмане и на слайде , а также подготовлен электронный вариант правильных ответов.Каждой группе раздаются листы ватмана на которых изображены кроссворды.(показ слайдов с ответами). Разбираются и оцениваются правильные ответы с учетом времени,затраченного на заполнение кроссвордов земноводных. Приведены начальные т.е. заглавные и заключительные буквы названий земноводных. Назовите их.

3. Рубрика «Заполни таблицу о Земноводных».
От каждой группы выходит учащийся и выбирает рисунок с изображением: лягушки,тритона и червяги,на обратной стороне, которой приклеена таблица,где следует записать названия представителей, выбранного отряда земноводных.


4. Рубрика «Земноводные в загадках, пословицах, поговорках и народных приметах».
Ученики от каждой группы произносят поговорки, пословицы на разных языках (анг.яз.,каз.яз.,рус.яз.), приметы, загадывают загадки.(показ слайдов)
• Нет болота без лугушек, человека – без грехов.
• Лягушка на болоте царь, рыба – царь в воде,
джигит в родимой стороне.
• Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.
• Не бей из пушки по лягушке.
• Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

Подрастала -
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

6.Домашнее задание.(показ слайда на ИАД).
• Изучите п.48 стр.198-199
• Ответить на вопросы стр.199
• Приготовить биологическую сказку про земноводных
• Интересные сообщения о земноводных.
7. Итоги урока.
Подведение итогов и выставление оценок за урок.
По результатам за урок оцениваеться отдельно учащиеся и группы учащихся по полученным «квакупонам». Для оценивания и определения лучшей группы идет подсчет «квакупонов», где активно помогает Царевна-лягушка.Победителей ждет сюрприз в виде сладкого приза торт «Царевна-лягушка». Если количество баллов одинаково проводиться игра «Блиц-аукцион».
8. Рефлексия.
Рефлексия проводиться по группам.Каждой группе выдаеться по три рисунка лягушек на которые они наклеивают стикеры.Первый рисунок с надписью «На уроке мне было интересно,я много узнал нового ,тема мне понятна»,второй рисунок с надписью «На уроке мне было не всегда интересно,тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения».На третьем рисунке надпись «На уроке мне было неинтересно,я нового ничего не узнал, тема мне непонятна». (показ слайда на ИАД).
«На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна»,

«На уроке мне было не всегда интересно,тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения»

«На уроке мне было неинтересно,я нового ничего не узнал, тема мне непонятна».Подсчитываются стикеры и определяеться уровень усвоения первичных знаний учащихся по теме «Многообразие земноводных,их значение и охрана».
Используемая литература:
1. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М. Биология. Справочник школьника 6-11 классы серия «Талапкер». Астана: «Арман-ПВ», 2011г.
2. Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по зоологии: Для 6-7 кл. общеобразоват.шк.с рус.яз.обучения.Кокшетау: «Келешек-2030», 2008г.
3.Шакенова Ш.Ж.,Утилова А.М. Биология .Электронные таблицы и схемыдля 6-11кл. общеобразоват.шк. Астана: «Арман-ПВ», 2012г.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра в 6 классе. Сценарий Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Конспект урока биологии в 8 классе

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Опубликовано: 961 день назад (23 апреля 2014)
Просмотров: 4693
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Викторовна # 23 апреля 2014 в 16:33 0
Здравствуйте, Майра Кусейновна
Все картинки Ваши вставили
Просим Вас в следующий раз сделать всё это самостоятельно.
С уважением, Администратор сайта
Татьяна. # 1 марта 2015 в 12:38 0
Здравствуйте, Майра Кусейнова В тексте Вы пишете про презентация, где она???