Конкурсы для педагогов и детей

Развитие коммуникативной компетентности у обучающихся 4-го класса с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Развитие коммуникативной компетентности у обучающихся 4-го класса с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Автор: Нана Романовна Немсадзе, учитель начальных классов. Место работы: МОУ "Пушкарская СОШ" Белгородского района Белгородской области.
Данный материал предназначен для учителей начальной школы, психологов, родителей и ориентирован на работу с обучающимися 4-х классов. В статье представлены психолого-педагогические условия по формированию коммуникативной компетентности, указаны эффективные формы работы для успешной коррекционной работы.
Цель: раскрыть педагогические условия развития коммуникативной компетентности у обучающихся 4-го класса с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Содержание статьи
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их формирования. В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. личностные (включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое образование);
2. регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка);
3. познавательные (общеучебные, включая знаково-символические, логические, поиск и постановка проблем);
4. коммуникативные универсальные действия.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Экспериментальное изучение развития коммуникативной компетентности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью проходило в 3 этапа:
1. Констатирующий, на котором мы ставили целью выявление младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и изучение сформированности у них особенностей развития коммуникативных навыков и умений.
2. Формирующий, предполагающий осуществление практической деятельности, направленной на организацию коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Разработка методических рекомендаций на основе работы, проделанной на формирующем этапе.
Экспериментальная часть исследования предполагала проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В ходе исследования мы так же учитывали диагностические симптомы гиперактивности, к которым относят невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
В исследовании приняли участие 16 детей. Исследование на констатирующем этапе мы начали с анкетирования учителя класса с целью выявления гиперактивных четвероклассников.
В экспериментальной группе выявлено 6 школьников с высоким уровнем проявления признаков гиперактивного поведения, что составляет 40%. Важно отметить, что данную группу школьников составляют мальчики. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью.
Пятеро ребят (30%) показали средний уровень проявления признаков гиперактивности, который выражен отклонениями, в большинстве своем проявляющиеся в области моторики. У пяти младших школьника (30%) признаки гиперактивности отсутствуют или проявляются изредка в незначительной степени.
Целью основной диагностики развития уровня коммуникативной компетентности (М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой) являлось выявление особенностей речевого общения у детей младшего школьного возраста.
Было проведено наблюдение за четвероклассниками в процессе их речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Мы наблюдали за свободным общением детей в разных видах деятельности. В процессе наблюдения фиксировали инициативность ребенка в общении, его активность в разговоре со сверстниками и со взрослыми, поводы и тематика обращения к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями, эмоциональный тон общения, тематика детских разговоров.
В результате наблюдения на основе выше обозначенных критериев мы обнаружили средний уровень коммуникативной компетентности у 9 детей (45%), и низкий у 6 детей (35%) с гиперактивностью. Только один ребенок (10%) показал высокий уровень владения коммуникативными умениями, участвует в коллективных и диалогических формах общения, умеет пользоваться формами речевого этикета.
Таким образом, нами была определена группа детей, требующая особого внимания при организации психолого-педагогической работы по развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Работа по формированию коммуникативной компетентности и коррекции гиперактивности требует создания следующих психолого-педагогических условий:
1. учет индивидуальных особенностей ребенка;
2. осуществление совместной деятельности взрослого и ребенка в различных формах организации (подгрупповые и индивидуальные);
3. проведение игр, упражнений и заданий;
консультативная деятельность.
Формирование коммуникативной компетентности и коррекция гиперактивности младших школьников проходила при использовании:
1. Упражнений для терапии гиперактивных детей. Данные упражнения направлены на расслабление, снижение возбудимости и снятие напряжения. К ним относятся: «Клубочек» (Черепанова Г. Д.), «Бездомный заяц», «Что нового», «Разговор с руками» (Шевцова И. В.), «Золотая рыбка», «Разговор с телом» и др.
2. Игр на коррекцию гиперактивного поведения младших школьников. Одним из условий успешной коррекции гиперактивности у младших школьников является использование игр, направленных на снижение возбудимости и снятия напряжения. К ним относятся: подвижные игры («Прыжки по кочкам», «Гамак», «Поймай мяч!», «Догонялки-считалки» и др.); игры за партой («Многоножки», «Двуножки», «Слоны», «Морские волны» и др.).
3. Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, включающие материал, направленный на коррекцию гиперактивности и развитие коммуникативных навыков и умений.
Таким образом, говоря об особенностях коммуникативной компетентности у данной группы детей можно сделать вывод, что только проведение систематических коррекционных занятий, игр, бесед помогут справиться с данной проблемой.

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Опубликовано: 391 день назад (10 ноября 2015)
Просмотров: 531
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!