Конкурсы для педагогов и детей

Портфолио ученика начальной школы. Разделы портфолио

Работа с портфолио учащихся
Этапы работы по ведению портфолио учащегося.  Разделы портфолио
Цель портфолио - создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Технология сопровождения реализуется в 4 этапа:
I.Диагностико-мотивационный.
II.Проектировочный.
III.Реализационный (презинтационный).
IV.Аналитический.
В педагогическом  сопровождения учеников я  использую портфолио, состоящий из 4 разделов, названия которых соответствуют вышеуказанным этапам.
1.Диагностико - мотивационный этап.
На этом этапе происходит первая встреча педагога со своим подопечным. Ребёнок  фактически предоставляет учителю свой познавательный интерес. Для этого используются:
– способы работы учителя: работа с портфолио ученика из детского сада; беседа, консультирование; диагностика, тестирование;
– способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.  
Педагог фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.
2.Проектировочный этап.
Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным
содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.
Учащийся собирает материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа учителя и школьником.
Также этот раздел называют раздел-«холодильник». В презентационный раздел портфолио могут входить:
•любопытные находки, вырезки из журналов, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся;
•статистические материалы;
•схемы, таблицы, графики, используемые в работе.
На этом этапе ведется поиск новой информации, формулируются темы предстоящих исследований и проектов, выступлений.  Главное вовремя рассмотреть и обработать сложенные в раздел- «холодильник» «продукты»-заготовки. Иначе они могут прийти в негодность.
3.Реализационный этап
На этом этапе ученик осуществляет реальный поиск, т.е. работает над конкретными проектами, исследованиями, вопросами, которые он берет из проектировочного раздела.
Затем ребенок представляет полученные им результаты поиска (проекта, исследования).
Презентация может быть организована разными способами:
• устное небольшое сообщение во время урока;
• выступление на классном часе или уроке;
• выступление на конференции;
• творческий фестиваль и т.п.
На этом этапе оформляется новый раздел портфолио – презентационный (реализационный). Он создается на основе проектировочного, но служит для размещения готовых проектов, докладов, сообщений и т.п.
4.Аналитический этап
На этом этапе организуется педагогическая консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы ученика.
Анализируются успехи и трудности.
На этом этапе становится востребованным четвертый раздел портфолио – аналитический,  который демонстрирует достигнутые результаты  - дипломы, грамоты, сертификаты, возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой.
Также на этом этапе ребенок проводит совместно с педагогом рефлексию.
Например, использует способ рефлексии  «Все у меня в руках»:
Тема проекта записывается на ладоне-мордашке. Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
•Большой палец – содержание.
•Указательный – оформление.
•Средний – полнота.
•Безымянный – без ошибок.
•Мизинец – аккуратность.
  Красный цвет обозначает, что ученику понравилось, как он выполнил работу. Зеленый – ребенок доволен собой, но есть какие-то недочеты , синий – есть над чем поработать.
  Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Рекомендуем посмотреть:

Портфолио ученика начальной школы Портфолио - дневник достижений ученика начальной школы Портфолио группы детского сада Портфолио ученика средней школы (для девочек) + (для мальчиков)
Графические ассоциативные образы в словарной работе
Опубликовано: 979 дней назад (31 марта 2014)
Просмотров: 3134
+9
Голосов: 9
Анастасия Дмитриевна Стеганова # 31 марта 2014 в 16:41 +4
Интересная идея!!!
Наталья Николаевна Матафонова # 31 марта 2014 в 16:56 +3
Спасибо smile
Галина Владимировна Костырина # 31 марта 2014 в 18:42 +4
Интересная новая работа,подходящая для современных детей.
Наталья Николаевна Матафонова # 31 марта 2014 в 18:56 +3
Галина Владимировна, спасибо, что оценили мою работу.
Маргарита Александровна Гришина # 1 апреля 2014 в 12:24 +8
Наталья,я просмотрела конспект этапов ведения портфолио учеников.Вопрос планирования
затрагивает теперь все виды образования:как  основное образование,так и  доп образование,да и в некоторых детских садиках начинают этим заниматься.Дай бог нам дорасти до идеальных условий для выполнения этих постановлений,но как ни крути указания никто не отменял и не отменяет,конечно же вся нагрузка по созданию портфолио ложится на плечи учителя.Начало всегда рутинно,но постепенно
сам процесс планирования проникнет буквально во все области образования.Этим должны заниматься
учителя,педагоги,воспитатели и обучать своих подопечных законам планирования в учебном процессе и не только.При разработке своего конспекта,вы также использовали основные этапы планирования.Да конечно же и детей постепенно необходимо приобщать к позиции думающего,предполагающего,вперед смотрящего,
умеющего анализировать и контролировать человека.Да действительно портфолио-это образовательный рейтинг каждого в отдельности.На начальном этапе составления технологического сопровождения вы очень грамотно отметили основные этапы через которые ребенок должен пройти,чтобы включилась работа по
созданию и пополнению портфолио.Только по делам и успехам будет подниматься и расти рейтинг,который закладываться и расти будет  с первого дня появления в школе.Вся организованная направленность
состоит в том,чтобы вырастить поколение не исполнителей а предпринимателей,думающих,отвечающих за свои поступки и дела,которые всегда найдут себя в жизни.Спасибо за ваши первые шаги в обучении детей
в новом направлении.+1
Татьяна Евграфовна Шубенкова # 1 апреля 2014 в 13:24 +4
Материал интересный, грамотный. Подробно описаны этапы работы. С удовольствием отдаю голос!
Лариса Павловна Крупейченко # 1 апреля 2014 в 13:34 +3
Наталья Николаевна, Ваша работа с портфолио ученика очень значима в нынешнее время.
      Оценивание учащихся с помощью портфолио несёт не только обучающее значение, но и огромное воспитательное. Ваш метод работы с портфолио даёт возможность и отслеживать образовательные результаты  и планировать дальнейшую индивидуальную работу с учащимися.
      Целью современного учителя является вырастить идеального ученика, т.е. личность ориентированную на успех, умеющую ставить цели и достигать их, способную принимать осознанные решения. Поэтому правильно, что работу с портфолио надо начинать с первого класса (в идеале с детского сада). Считаю, что учителя должны наладить работу с портфолио так, чтобы учащиеся понимали его значимость в личном развитии.
      В настоящее время плохо отработана система значимости портфолио при поступлении в высшее учебное заведение. Будем надеяться, что этому вопросу в ближайшее время будет уделено достойное внимание) Спасибо Вам за полезный материал. Дальнейших успехов в педагогической деятельности!
Наталья Николаевна Матафонова # 1 апреля 2014 в 16:37 +3
Большое спасибо за внимание к моей работе, ёмкие и положительные  комментарии к ней.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 1 апреля 2014 в 17:14 +4
Наталья Николаевна, Ваша работа с портфолио очень актуальна в настоящее время. Такое портфолио имеет и обучающее , и воспитательное значение. Предложенный Вами  метод работы с портфолио даёт возможность и отслеживать образовательные результаты,  и планировать дальнейшую индивидуальную работу с учащимися. Материал полезный и для воспитателей, и для учителей. Успехов Вам!
Светлана Христьяновна Лаптева # 2 апреля 2014 в 06:32 +3
Наталья Николаевна, вы представили актуальный материал по ведению портфолио школьников. Я думаю, что вся работа, представленная вами, будет стимулировать детей на достижение положительных результатов.
Наталья Николаевна Михеева # 16 июня 2014 в 19:48 +1
Наталья Николаевна! Спасибо за предоставленный материал. Ведение портфолио - это одно из требований нового ФГОС. Варианты встречаются разные, но у Вас всё в таком доступном и красочном виде, что хочется для своих учеников сделать что-нибудь подобное. В такое портфолио хочется положить как можно больше грамот и дипломов, а, значит, это будет подталкивать ребят к участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Замечательная работа, грамотно оформлена и соблюдены все требования и этапы выполнения. Голос.
Наталья Николаевна Матафонова # 2 июля 2014 в 08:07 0
Большое спасибо!
Светлана Анатольевна Коняева # 24 августа 2014 в 23:20 +1
Очень актуальный материал по ведению портфолио школьников. Такое портфолио имеет и обучающее , и воспитательное значение. Успехов!