Конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеклассного мероприятия для 6-8 классов. Цветы в жизни Чайковского

Конспект внеклассного мероприятия «Цветы в жизни Чайковского»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов по теме «Цветы в жизни Чайковского». Этот конспект предназначен для учащихся 6-8 классов, направлен на воспитание любви к природе, музыке, литературе. Данный материал будет полезен для учителей биологии, музыки, литературы, педагогов дополнительного образования.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: ознакомление с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, музыка)
Задачи: развивать познавательный интерес; формировать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство;
Методические приёмы: беседа-диалог, прослушивание музыкальных композиций, просмотр презентаций, фрагмента из балета «Щелкунчик» и беседа по ним, подведение итогов.
Предварительная работа: выставка книг, подбор музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Ход мероприятия «Цветы в жизни Чайковского»
Учитель:
Сегодняшнее мероприятие посвящается П.И.Чайковскому.

Вам знаком фортепьянный цикл «Времена года» Чайковского? В нём композитор отразил дорогие его сердцу картины природы. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Бернарду, издателю журнала «Нувеллист». Послушайте стихотворение А.Майкова и скажите, какому месяцу посвящено произведение Чайковского?
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастии ином.
(Звучит музыка «Апрель»)
Какие цветы представлял П.И. Чайковский, когда писал это произведение?
(Заслушиваются ответы)

Пролеска

Галантусы

Ветреница дубравная

Ветреница лесная
Учитель:
Давайте послушаем его музыку из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов»
(Показ фрагмента из балета)
Как красиво, используя интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.
В композиции «Вальс цветов» чувствуется нежность и легкость настроения композитора.
Как вы думаете, какие цветы любил П.И.Чайковский?
(Заслушиваются ответы)
В детстве Чайковский с душевным трепетом ожидал цветения ландышей, надеясь, что вот-вот появятся гномы, изображения которых он видел на гербе Воткинского завода, и зазвонят в маленькие белые колокольчики.
Живя в Клину, он, как настоящий садовод, разводил эти цветы, в том числе и редкие махровые формы.

«Царем цветов я признаю ландыш, - писал П. Чайковский, - к нему у меня какое-то бешеное обожание».

1 ученик:
С ландышами связана и легенда о былинном богатыре Садко. Страстно полюбила Садко и его песни водяная царевна Волхова. Когда Садко выбрался из подводного царства, то Волхова решила выйти на берег, чтобы в последний раз услышать песни любимого. На берегу, среди стройных берёз, она увидела Садко в объятиях Любавы и поняла, что богатырь любит другую. Едва сдержав рвущийся из груди крик, Волхова бросилась к воде, чтобы навеки погрузиться в холодное водное царство. И только луна была свидетельницей её слёз, градом катившихся из глаз, жемчужинами падавших в шёлковую траву и превращавшихся в ароматные ландыши. Поэтому цветок считается также символом боли девичьих сердец от неразделенной любви.

2 ученик:
О ландышах написали и братья Гримм в своей сказке о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, жемчужины проросли и превратились в цветы. А еще ландыши служат фонариками для гномов, потому что в них прячутся на ночь солнечные зайчики. Иногда в ландышах живут маленькие лесные человечки - эльфы.

Культивировать ландыш стали в середине XVI века. В России первые продавцы этих цветов появились лишь в конце XVIII века.
Ландыши были любимыми цветами математика С. Ковалевской, химика Д. Менделеева, писателя А. Куприна, поэтов В. Брюсова и А. Фета.
3 ученик:
Из Флоренции Чайковский пишет брату Модесту: «Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».

Ландышам композитор посвятил трогательное стихотворение, что для человека, не писавшего стихов, было проявлением истинного восхищения:
Отсылая его брату, он пишет: «...Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес ...за ландышами ...Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные.. . Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой». При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.
Учитель:
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?
Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
Кстати, стихи эти были положены на музыку. Но не самим Чайковским, а другим композитором, не менее горячим поклонником ландыша - А. С. Аренским.
(Прослушивание записи «Ландыш» А.Аренский – П.Чайковский в исполнении Н.Казанцевой)
4 ученик:
Надежда Филаретовна фон Мекк (меценат П.И. Чайковского) писала:

« Сегодня цветочный праздник, и у меня на столе стоит великолепный букет ночных фиалок и распространяет аромат по всей комнате. Знаете ли Вы этот цветок, мой милый друг? Я не знаю его ботанического имени, но популярное его название есть ночная фиалка…».
П.И. Чайковский отвечает:

« Ночные фиалки мне очень известны. Они обильно растут на севере; в июне и в Московской губернии их очень много. Их аромат приятен, но несколько приторен. Зато они чрезвычайно красивы, и так как растут тотчас после отцвета ландышей, то, когда случалось живать летом на севере, я утешался ими, их белый цвет отчасти даже напоминал мне несравненный весенний цветочек.»

Речь идёт об орхидее под названием «любка двулистная». Ночью лес наполняется сильным и нежным благоуханием этих растений. Народные названия любки - «ночная красавица» или «ночная фиалка», «царские свечки».
Поэт Всеволод Рождественский написал такие о ней такие строки:
В местах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный:
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где – то цветут орхидеи,
Большие, как бабочки, чудо – цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее…

Эти цветы занесены в Красную книгу.
Примечание:
Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
(Звучит музыка П. Чайковского «Май»)
5 ученик:
Из письма П.И.Чайковского Н. Ф. фон Мекк
30 июня 1890 г.
Милый, дорогой друг мой!
Я был очень тронут и обрадован вчерашней телеграммой Вашей. Из нее я узнал, что Вы благополучно совершили переезд свой в Россию. Глубоко благодарен за внимание Ваше. Если лето будет далее всё такое же небывало теплое и чудесное, как было до сих пор, то я уверен, что пребывание в Отечестве на этот раз будет Вам приятнее, чем в прошлые года. Такой благодати, какую Бог посылает нам в это лето, я не запомню. Цветы у меня расцвели в невероятном изобилии. Я всё более и более пристращаюсь к цветоводству и утешаюсь мыслью, что если наступит старческое ослабление моих музыкальных производительных способностей, то я всецело предамся цветоводству.
(Звучит музыка П. Чайковского)

Учитель:
Всех поэтов, художников и композиторов всегда вдохновляли цветы.
Если вы увидите цветок, то не проходите мимо. Наклонитесь, поглядите на чудо. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Берёт крупинку мягкой чёрной земли, дождинку и воздух, голубой лоскуток неба и лучик солнца. Всё смешивает без пробирок и колб. И вот из одной и той же чёрной земли он - то красный, то синий, то сиреневый, то золотой. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо. Наполнило его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни.
И, может быть, кто-то из вас сможет создать прекрасные стихи, написать музыку об этих прекрасных созданиях.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Зимние олимпийские игры, 6-7 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Конспект занятия кружка «Комнатное садоводство» по теме «Бегония» | Конспект занятия кружка «Комнатное садоводство» в 6 классе по теме «Кактусы»
Опубликовано: 682 дня назад (27 января 2015)
Просмотров: 2333
+4
Голосов: 4
Надежда Павловна Панфилова # 27 января 2015 в 18:54 +2
Здравствуйте,Наталья Сергеевна!С Вашего позволения,попробую первой дать комментарий такому чудному занятию.У вас словно в танце переплелись две самые прекрасные стихии-музыка и цветы.Которые дополняя друг друга, делают нашу жизнь самой прекрасной.Вы учили своих детей самовыражению,расширяли кругозор,развивали речь.Спасибо. Мой голос.
Наталья Ивановна Винокурова # 27 января 2015 в 19:52 +2
самое удивительное и гармоничное в мире - это музыка, неужели эту гармонию Чайковский черпал из цветов, понимаю, что не только, и все-таки!
Наталья Сергеевна Катаева # 27 января 2015 в 20:49 +2
Татьяна Анатольевна! Вам приходилось читать рассказы Паустовского "Корзина с еловыми шишками" о композиторе Григе? "Старый повар" о Моцарте? "Скрипучие половицы" о Чайковском? Все композиторы черпают музыку от природы, она - сама гармония. И хотя музыка подчиняется математическим законам, но и цветах тоже математика, та же геометрия. Слышали что-нибудь о Фибоначчи?
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 27 января 2015 в 19:04 +2
Добрый вечер, Наталья Сергеевна. Ваша работа позволила по новому взглянуть на творчество великого композитора. Вам удалось за один классный час воспитать любовь к природе родного края, познакомить с классической музыкой и рассказать много интересного и познавательного. Огромное спасибо и примите мой голос. v С уважением, Татьяна.
Ольга Инисовна Богатырёва # 27 января 2015 в 21:01 +2
Очень интересный, насыщенный конспект и самое главное - очень актуален в этом году. В 2015 году произойдёт культурное событие, когда исполняется 175 лет со дня рождения великого композитора. Наталья Сергеевна, спасибо за красоту, с которой вы поделились!!!
Наталья Сергеевна Катаева # 27 января 2015 в 21:09 +1
Благодарю!Знаю, что юбилей, поэтому поспешила опубликовать, чтобы пригодилось кому-то в работе!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 31 января 2015 в 10:20 +1
Наталья Сергеевна, прекрасное мероприятие, рада, что познакомилась с Вашей работой. Профессиональное оформление, четко сформулированы цели и задачи урока, и я думаю, Вам удалось их достичь. Вы интегрируете несколько предметных областей, это у духе современных требований. Вы воспитываете прекрасное, вечное, доброе, действительное, актуальной темой. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Елена Юрьевна Лопатина # 31 января 2015 в 22:52 +1
Наталья Сергеевна, здравствуйте!Просмотрела Ваш материал, спешу выразить свое восхищение, урок просто волшебный!Так тонко преподносится красота искусства и природы, чувствуется ее хрустальная нежность, впрочем, что тут удивительного-цветы и музыка-разве есть еще что-то более прекрасное, удивительное?!Очень понравилось!Спасибо за Ваше мастерство!Голосую За!
Регина Сириновна Сабирзянова # 21 марта 2015 в 21:07 +1
Необычно, интересно, ново! Спасибо за полезную информацию!